Философия Гегеля: интервал и воспроизведение.
- 28.06.08 г. -
Интервал исследований (в) философии Гегеля – это определенная и отраженная в его трудах область исследований (познания):
а) находящаяся в отношении как к каждому труду Гегеля, так и к его непосредственным исследованиям в целом, а также и к неявно обозначенным положениям;
б) являющаяся в каждом конкретном рассмотрении, моменте или случае результатом изложения диалектического процесса познания;
в) выявляющая систему философии Гегеля, подлежащую проявлению и воспроизведению.
Изложенная часть философии Гегеля есть изложенный интервал познания.
В силу ограничения любого интервала существенна изложенная конечность и статика (непосредственно самого) изложения (трудов) философии Гегеля, определяющие противоречие восприятия и познания философии великого мыслителя, но не системы его философии и не Метода его философии.
При этом без определения соотношения интервала познания и (всей) системы философии Гегеля, которая к тому же еще не описана полностью, не то что критиковать, но даже и анализировать философию Гегеля можно только в той или иной ее частности – в ограничении, чего, очевидно, предельно мало.
Наличие противоречия восприятия и познания философии Гегеля и отсутствие противоречия его системы и Метода определили случаи «часто встречающегося неверного прочтения Гегеля» (Т. Рокмор), непостигнутость «грандиозной философской системы», которая «для большинства представителей философского корпуса» является до сих пор «чем-то вроде terra incognito» (С. Труфанов) и т.д.
Но противоречие результата изложения диалектического процесса познания* полагает развитие философии великого мыслителя – воспроизведение философии Гегеля.
Относительно метафизики изложенных диалектических системы и положений философии Гегеля необходимо также отметить следующее.
Любой труд Гегеля и его философская система есть непрерывно связное изложение (интервал или открытая область), что определяет, с одной стороны, ограничение самого изложения, как свойство определенного интервала. Однако, с другой стороны, само ограничение (не граница!) может быть:
а) в-себе-ограничением (например, парадигма неоклассического направления западной экономической науки, утверждающая рыночный фундаментализм и не признающая смену капитализма),
б) для-себя-ограничением, определяющим переход и иное.
Для для-себя-ограничения существенны два случая – становление иного и становление себя [ограниченного], являющихся одновременно и продолжением и развитием. В одном сочетании для-себя-ограничение, диалектически снимаемое, согласно труду Гегеля «Феноменология духа», определяет собственное развитие – продолжение для-себя-ограничиваемого ранее (развитие как продолжение). В другом сочетании для-себя-ограничение имеется и является, согласно труду «Наука логики», для-других-ограничением, поэтому становятся жизненность и движение*, обеспечивающие продолжение, в частности, развитие иного (продолжение как развитие).
Открытое ограничение философии Гегеля определяет продолжение ее развития и развитие ее продолжения вне ее – ее воспроизведение, причем философия Гегеля и ее воспроизведение а) одно и то же, б) различны и в) переходят друг в друга.
* - ибо противоречие является корнем всякого движения и жизненности.
См. «Диалектическая философия», «Метод и система Гегеля: нет противоречия», «Воспроизведение Философии Гегеля» и «От философии Гегеля»