Упанишады
[ответы на вопросы и приведение в соответствие некоторых положений].
- 11.06.09 г.
Упанишады (отдельное произведение - «упанишада») – комплекс произведений, являющийся философским осмыслением бытия, обозначаемого Ведами*, поэтому посвященный не только религиозным темам, но и осмыслению вселенной, природы и человека.
Строго говоря, Упанишады являются исследованиями Брахмана (космическое объективное духовное начало) и его проявлений в феноменальной сфере, но, с другой стороны, Упанишады тесно связаны с Араньяками (описания, в основном, ритуальных практик) и даже часто понимаются как их заключения.
Но все же Упанишады следует воспринимать как завершающую (но не завершенную!) философскую часть всего комплекса Вед, Брахман и Араньяков.
Большинство упанишад было создано с VIII по VI вв. до н.э., но некоторые упанишады, например те, которые не отстаивают превосходство браминов как касты и даже возвышают касту воинов (т.е. Упанишады должны быть намного древнее времен зарождения Буддизма), - много раньше.
Слово «упанишада» образуется из частей слов, имеющих следующие смысловые значения: «рядом», «около» или «приближаться» (упа), «с уверенностью» или «уверенно» / «внизу» (ни) и «раскалывать» [идти, достигать, получать, ослаблять] / «сидеть» (сад).
В смысловом переводе «упанишада» означает «сидящий рядом и ниже»: имеется в виду сидящий рядом с учителем ученик.
Но значение термина «упанишада» связывается и со словом «знание», в смысле того, что оно неизбежно разрушает влияния мирского существования (сансары), и люди, приобщившиеся к знанию (а не к целям материального мира), смогут найти свое освобождение от сансары. Поэтому слово «упанишада» может означать то, что уничтожает невежество и в силу познания высшей, скрытой истины раскрепощает, просветляет и освобождает человека.
В целом слово «упанишада» понимается и как «задушевное поучение» (в смысле «сидящего рядом»), и как «эзотерическая доктрина», т.е. как учение об освобождении.
Однако чаще всего термин «упанишада» употребляется в смысле «окончание Вед», «последняя часть Вед».
В Новейшей философии термин «упанишада» используется для обозначения отдельного текста, а «Упанишады» - всего комплекса упанишад.
Известно более двух сотен значимых, почитаемых упанишад, но каноническими признаются только 108 упанишад.
Основными являются 10 упанишад**, которые принимаются всеми направлениям индуизма:
- Айтарея-упанишада (Ригведа),
- Брихадараньяка-упанишада (Шукла-Яджурведа),
- Иша-упанишада (Шукла-Яджурведа),
- Тайттирия-упанишада (Кришна-Яджурведа),
- Катха-упанишада (Кришна-Яджурведа),
- Чхандогья-упанишада (Самаведа),
- Кена-упанишада (Самаведа),
- Мундака-упанишада (Атхарваведа),
- Мандукья-упанишада (Атхарваведа),
- Прашна-упанишада (Атхарваведа),
а разные добавления отражают парадигмальные или мировоззренческие взгляды тех или иных школ или ученых.
Главной особенностью упанишад является то, что некоторые (позднейшие) из них считаются незавершенными и, тем самым, в настоящее время они устанавливают связь современных индийских (и иных) эзотерических мыслительств с древнейшими произведениями (и временами). В современной диалектической философии именно эта особенность Упанишад считается наиболее ценной.
Для современной диалектической философии интересно то, что при анализе Упанишад создаются новые существенные гносеологические и познавательные инструменты, актуальные, в первую очередь, для сопоставления наднаучных знаний разных систем и для получения новых знаний. Для этого в современной диалектической философии созданы необходимые науки, дисциплины, теории и возможности познания.
Конечно же, актуализация новых существенных диалектических возможностей и горизонтов понимания мира – это отдельная и очень большая тема, но пока все же можно выделить хотя бы следующие интересные положения.
Во-первых, именно благодаря Упанишадам (переосмыслению акосмизма) были соотнесены парадигмальные принципы и открыт концепт парадигмальных систем
Во-вторых, на основе Упанишад были установлены некоторые неявные связи субъективной гносеологии и эзотерической гносеологии***, что принципиально важно на парадигмальном и методологическом уровнях, которые впоследствии составили основу теории параметров исследований.
В-третьих, в современной диалектической философии найдена принципиально новая трактовка канона муктики (108 упанишад), отличающаяся от индуистской традиции и ее исследований и базирующаяся на установленном сопоставлении конкретных описаний базовых универсальных и персональных отношений и исследовании начальных положений в мире, понимаемом в диалектическом смысле (что нельзя было получить например, из И Цзин и Дао Дэ Цзин); в частности, был подтвержден концепт Изначальности.
В-четвертых, были получены существенные данные, позволившие более уверенно позиционировать диалектику в миросоздании и уточнить ее роль.
В-пятых, на основе некоторых упанишад были получены знания, принципиально важные для трактовок ряда древних учений.
В-шестых, постулируемая индийскими мудрецами незавершенность Упанишад была сопоставлена с тезисом о неоднозначности (или незавершенности) И Цзин и Дао Дэ Цзин, что определило отдельную предметную область исследования, существенно дополняющую не Упанишады (И Цзин и Дао Дэ Цзин), а знания Новейшей философии.
Кроме того, Веды-Упанишады были метафизически сопоставлены с книгами конфуцианства с учетом понимания социально-гуманитарных различий:
- Веды: Веды (мантры и гимны); Упанишады (мироздание); Брахманы и Араньяки (обряды, практики);
- У Цзин: Ши Цзин (гимны и песни); И Цзин (мироздание); Ли Цзи и Шу Цзин (общественные отношения, управление государством); Чунь Цю (некоторая история).
А с учетом Энциклопедии философских наук, было сформировано
- философско-историческое развитие в смысле взглядов ведической культуры («некоторая древняя история»****), имеющее особое значение в парадигмальной области. Не зря индийскими мудрецами утверждалась незавершенность Упанишад, только они не указывали смысл и причин этого…
- разграничение, ставшее существенным для формирования Второй Энциклопедии философских наук.
* Ведами, строго говоря, следует считать четыре священные книги: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа (хотя вообще священных книг насчитывается более ста, но их основные положения можно найти в указанных четырех книгах).
Веды необходимо рассматривать неотрывно от толкований на них – Брахман (в основном, религиозные обряды, ритуалы) и развивающих их Араньяков (в основном, ритуальные практики), которые обычно причисляются к Ведам.
Часто к Ведам относят также и ряд других произведений религиозной литературы и религиозной философии различных индийских систем.
** Иногда к ним добавляют еще и Шветашватару, иногда еще и Каушитаки и Майтраяни, но это искажает сакральный смысл совокупности главных упанишад.
*** - составляющие всеобщей гносеологии.
**** - как Чунь Цю в конфуцианстве, т.е. не вся история, конечно же.
См. «Эзотерика (и эзотерическое)»,
«И Цзин (история и гносеология)», «И Цзин (гадание – не-гадание)»/
Облачная зона по этой теме закрыта до новых дискуссий.