Образование и диалектика.
- 22.11.09 г. -
Как определил Гегель, тщетно желание удержать формы прежнего образования, тем более, когда появляются ростки нового познания, и изменяются общественные условия.
Новое познание отличается, как всегда, от догматически принимаемой существующей формы познания.
Оно, как всегда, является нетрадиционным, поэтому слабо воспринимаемым.
Оно, как всегда, оказывается чуждым, так как отрицает старые порядки, догмы и накопившиеся негативы.
Но от этого всего новое познание не страдает. Страдает прежнее (существующее) познание, противящееся новому. Страдает и общество; но особенно критической является ситуация, когда обществу требуется коренное реформирование собственного существование, например модернизация, которую, как предполагающую реализацию нового, нельзя проектировать на основе устаревших представлений.
И реализация нового определяет формирование нового подхода в науках вообще и к анализу социально-экономической действительности в частности; но в этом случае первоочередно необходимо создание новой, соответствующей времени системы рассуждений, принципиально отличающейся от известных, которая должна обозначить, как параметры современных теорий, так и их следствие (результат), например, теоретический вариант пути нового общественного развития. Ибо нужны новые уникальные знания, которое может дать только новое познание.
Но новое познание, если оно общественное познание, то оно само по себе далеко от практики, и его необходимо внедрять, а в этом колоссальное значение имеет образование: без системы образования нельзя вырастить ученых и специалистов, которые смогут реализовывать новое познание, в том числе для решения коренных задач общественного развития.
В конкретно взятых условиях, например в условиях модернизации, образование должно коренным образом измениться; такова определенная диалектика образования.
Образование манифестирует ситуацию с познанием: как таковым или его реализацией в обществе. Образование не может реализовываться без тех достигнутых результатов в познании, которые нужно преподавать: образование зависит от познания (поэтому говорилось о системе познания и образования), но при этом может манифестировать проблемы в познании. Этот парадокс существен в том, что само образование познается, зависит от познания, но, с другой стороны, безудержный ход его самого отвергает прежние формы, уже тесные и несвойственные ему.
Однако это частность того, что оно вообще должно рано или поздно измениться, измениться на этапах своего развития. Это его неизбежность. Оно должно выйти на новые уровни; такова диалектика образования, которая и создает отвержения и парадоксы.
Но анализ существующего обсуждения проблемы реформирования существующего образования обозначил то, что имеющиеся подходы к этой проблеме не обладают ни идеей, позволяющей говорить о новых целях и о качественном преобразовании образования, ни парадигмальной определенностью, ни оригинальной познавательной основой, служащей решению задач, ни инструментами достижения цели. Поэтому существующие подходы к проблеме реформирования высшего образования являются заранее морально устаревшими и не эффективными.
Обобщение итогов анализа существующего обсуждения реформирования высшего образования позволяет сделать вывод не только о неэффективности существующих подходов, но и о необходимости решения насущных задач именно на новой парадигмальной основе, а не на основе существующих наук, образования и формально-логических комплексов, которые, как показывает практика, ни к какому результату привести не могут. Этот парадокс может быть решен только на основе диалектических инструментов, которые, поэтому, приобретают главное, первостепенное значение и должны стать базовыми в будущем образовании и познании.
Но эти самые диалектические инструменты являются принципиально новыми по отношению к существующим рационалистическим. Таким образом, анализ ситуации подвел к мысли о необходимости качественно развития образования, которое может стать по своей сути диалектическим, но не только для себя, вот в чем диалектическая изюминка ситуации. Образование должно измениться; такова диалектика образования в конкретных условиях.
Образование манифестирует проблемы познания, но в конкретной своей реализации, в существовании требует своей смены на новое, которое и будет соответствовать укрепившейся в бытии новой форме познания. Поэтому тщетно желание удержать формы прежнего образования: новое образование будет, то или иное. Другое дело в том, а какие последствия будут при насильственном удержании или даже просто при не реализации новых форм познания и образования? Ответ в целом очевиден: не будет развития, что противно диалектике – это и манифестируется в обозначенном выше парадоксе.
Но вот настал ли в современной России момент объективного решения парадокса, становления новой системы образования? Очевидно, что нет: не накопились еще противоположности, конфликт которых стал бы толчком к самореформированию системы образования, а не к ее бюрократическому обмусоливанию, например, нет революции или коренных преобразований в познании, которые могли бы привести к переоценке научных знаний и к переустановлению в них отношений и сил старого и нового.
Хотя и вырождение познания или образования может играть свою роль.
И тревожный звоночек по поводу познания слышен: «Необходимость создания новой системы познания и образования».
А вот момент субъективного решения парадокса настал, так как назрели перемены – общественная действительность требует коренных перемен, улучшения ситуации, что нашло свое конкретное отражение в 16-ом Послании Президента России Федеральному собранию РФ. Сложились общественные условия, которые потребовали решения своих проблем.
И проблемы познания надо решать.
Но имеется еще и парадокс того, что формы прежнего образования могут или будут удерживаться в силу каких-либо причин: такова диалектика образования.
См. «Первое последствие искажения гегелевской логики, или об одном из путей к решению насущных проблем России»,
«Обсуждения проблемы реформирования существующего образования»,
«Необходимость создания новой системы познания и образования»,
«Новейшая философия - основа формирования новой системы познания и образования»
[«Причинность современного (нового) образования»,
«Концепты для программ реформирования образования», в т.ч.
- «Концепт актуализации современного (нового) образования»,
- «Концепт нового и современного образования»),
«Модернизационное обоснование концепта современного образования»,
«Идея и базовые положения актуализации современного (нового) образования»,
«Смысловые положения и задачи концепта современного (нового) образования»,
«Функциональные положения концепта современного (нового) образования»,
«Принципы создания нового и современного (нового) образований»,
«Существенные положения современного образования»,«Система учреждений нового образования; Новый государственный университет»].