Новое образование: обобщающие положения
(новая система образования: обобщающие положения и аспекты модернизации).
- 03.12.09 г.
А. Анализ развития познания и актуализированного понятия системы познания и образования обозначил ряд положений, относящихся к концепту актуализации современного (нового) образования, в первую очередь, следующие.
1) На современном этапе развития общества речь должна уже идти не столько о преодолении негативов имеющего место традиционного образования, с которыми в существующей его системе справиться нельзя, а о создании современного (нового) образования, качественно отличного, нового, в процессе создания которого можно избежать создания условий для зарождения и развития, по крайней мере, известных негативов.
2) На основе старого познания и существующих подходов к проблеме реформирования образования кардинально развить его не получится. Но при этом в Новейшей философии уже осмыслены новые парадигмы, предметная сфера, система знания и познания и др., позволяющие по-новому понимать происходящие в сфере образования и в целом в обществе процессы и формировать условия и процедуры качественного роста и изменений образования.
3) Изменения существующего образования должны вести не к его поверхностному реформированию, в т.ч. включающему введение новых организационных форм, а к постепенному качественному изменению системы познания и образования в соответствии с современными социальными и мировыми вызовами и с насущными национальными задачами.
4) Одним из ключевых моментом концепта актуализации современного (нового) образования (а не реформировании существующего образования) является внедрение современной диалектической познавательной базы, имеющей собственную концептуальную основу и призванной в определенной части заместить существующие формально-логические комплексы, что также говорит о принципиальной новизне диалектического концепта развития образования, обеспечивающего постепенную трансформацию изнутри существующей системы образования по существу.
5) В существующих условиях для актуализации современного (нового) образования целесообразно создание отдельной его системы, которая на первых порах может быть сведена к единичным реализациям – к отдельным новым вузам, образовательный и исследовательский процесс в которых должен выстраиваться на новых принципах и на основе новой методики.
Основой в диалектическом концепте развития образования является идея перехода от традиционных (рациональных и формально-логических) форм и комплексов мышления, познания и образования к современным (диалектическим и инновационным) их реализациям, которые нужно создавать, так как они не могут эволюционно появиться из массива существующих форм и комплексов мышления, познания и образования.
В частности, было определено то существенное новое – современное образование, которое само требуется и которое теперь уже можно сравнить с имеющимся образованием (и не понятно, как без определения указанного различия – содержательных и целевых компонент планируемого образования и реформ, могут вестись разговоры о развитии образовании, если только речь не идет формально, для «галочки», или если априори не подразумевается экстенсивное, заранее обреченное на отставание в своем развитии образование).
В Новейшей философии были установлены концептуальные принципы создания (направления) нового образования.
Были раскрыты принципиально важные для современного (нового) образования компоненты.
И др.
Б. Но вопрос реформирования образования оказался принципиально важным не только в силу своей значимости и самости, но и в силу того, что образование является включенным в обратную связь, регулирующую в целом аспекты модернизационного развития; это – принципиально новое научное положение, имеющее, очевидно, практическое значение. Именно поэтому образованию при модернизационном развитии необходимо уделять большое значение.
Проработка вопроса позволила сделать вывод о необходимости не только реформирования существующего высшего образования, причем в новых, целевых порядках, а не как просто усовершенствование старой системы, явно отставшей от передовых мировых образцов и окружающих реалий, но и введения новых компонент, во-первых, явно связанных с вопросами модернизации (в т.ч. потому, что существенна указанная выше обратная связь), и, во-вторых, учитывающих положения необходимости совершения качественного скачка, по определению Президента России – поднять Россию на новую, более высокую ступень развития цивилизации.
Это также определило необходимость решения задачи, принципиально не решаемой не только в существующей системе образования, но и на основе существующих общественных наук*, ибо требовалось принципиально новое по своей природе действие. Оно было понято только на основе диалектической парадигмы. И в этом смысле была концептуализирована идея создания диалектической формы (направления) высшего образования, служащей актуализации и внедрению нового (после советских форм) мышления, образования и познания.
Диалектическая форма (направление) в образовании предполагает не только ее самой целевое формирование, которое учитывает насущные моменты (например, централизация образования, антикоррупционные моменты и др.), но и модернизационные аспекты.
Таким образом, идея об актуальности внедрения диалектических форм в процессы образования и познания, т.е. существо предложенного диалектического концепта подхода к глубокому реформированию образования, оказалась существенной как для непосредственно реформирования системы образования, так и для включения ее в процессы модернизационных преобразований, причем не как пассивного звена, а как активного, инновационного и новаторского звена.
В. Подводя итоги общему рассмотрению аспектов диалектического концепта подхода к глубокому реформированию образования, необходимо отметить, что одними из элементов на пути решения задач российской модернизации являются действия по коренному развитию системы образования, включающие в себя
- создание современной национальной философской системы, позволяющей осознавать современный этап развития общества, его цели и задачи, сформировать сознание развития и, быть может, национальную идею (существующие философские науки беспомощны перед этими задачами),
- создание новой – диалектической – сферы (направления) в системе высшего образования, что позволит актуализировать современные комплексы мышления и познания, а также стать основной для нового образования и формирования новых уникальных знаний,
- создание новой структурной научно-исследовательской и учебно-образовательной единицы, например, нового государственного университета, на базе которого возможно будет формировать инструменты обоснования и формирования программ модернизационного и цивилизационного развития, причем не только без оглядки на другие страны, но и, более того, вырабатывая программы действий, опережающие любые зарубежные стратегии (в любом случае без создания нового научно-практического подразделения, которое в процессе своей научно-исследовательской и учебной деятельности могло бы решать вопросы теоретизации модернизационного развития на принципиально новых научных основах, формирование сознания развития и решение задач социально-экономического развития будет происходить на базе старых научных основ, в старых формах, явно уже не соответствующих современным вызовам и стратегическим положениям, будет менее эффективным).
Таким образом,
а) реформирование системы высшего образования необходимо и неизбежно, и это не может сводиться только к реструктуризации и улучшению существующей его системы, что не ведет к созданию современной системы, учитывающий новый уровень науки и техники и новые цивилизационные и хозяйственные проблемы и вызовы;
б) новая система высшего образования должна быть качественно новой, отличной, стоять на более высоком уровне за счет привнесения принципиально новых элементов, а также быть в определенной мере целевой (создаваемой в определенном смысле под решение государственных задач, а не находиться только в «свободном плавании» своих поисков);
в) вопросы модернизации и развития на более высокой цивилизационной ступени упираются в разработку принципиально новых механизмов познания и планирования, что связано со становлением новых форм мышления и новых уникальных знаний;
г) качественное изменение высшего образования можно начинать осуществить только за счет внедрения новых – например диалектических – форм образования и переосмысления существующей научной картины мира в целом;
д) по вопросу системы высшего образования необходимо предпринимать кардинальные государственные меры;
е) реформирование системы высшего образования предполагает создание новых конкретных государственных научно-исследовательских институтов и вузов.
* Как уже отмечалось, итоги анализа существующего обсуждения реформирования высшего образования позволили сделать вывод не только о неэффективности существующих подходов, но и о необходимости внедрения новых форм мышления, познания и образования и, одновременно, решения насущных задач именно на их основе, а не на основе существующих наук, образования и формально-логических комплексов, которые, как показывает практика, ни к какому результату привести не могут. Этот парадокс, оказалось, может быть решен только на основе диалектических инструментов.
См. «Обсуждения реформирования образования», «Концепт нового и современного образования»,
«16-е Послание Президента РФ и образование»,
«Пятнадцатилетняя программа аккумулирования и сохранения фундаментальных общественнонаучных знаний и методологии»
Облачная зона по этой теме закрыта до новых дискуссий.