ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Тема: расширение понимания и применения категорического императива Канта.
- 25.03.11 г. -
Кант в свое время обозначил проблемы общественной ситуации его времен и дал ее анализ, что, в частности, выразилось в формулировании его категорического императива, который, как известно, противоречит безоговорочному утверждению Кантом человеческой свободы в качестве высшей ценности.
Однако причины противоречия кантовского императива обычно не видят.
Это обусловлено не только боязнью оказаться в совершенно неопределенных для наук измерениях, но и стереотипичностью подходов к самой философии Канта. Самое главное то, что философию Канта обычно берут в отрыве от истории, создавшей предпосылки появления столь величественного мыслительства, и от истории ее собственного развития, которая не сводится к последовательности этапов развития исследований, представленных в его трудах. Поэтому и императив Канта в философских науках понят как-то односторонне, а вот его полное исследование, главное, с учетом замечаний Гегеля дает весьма интересные результаты. Получается, он не только выражает понятие морального закона, но и высвечивает некоторую глубинную проблему, которую науки никак не могут зацепить вот уже несколько столетий. Она, несмотря на указания Гегеля, осталась непроявленной, что и обуславливает и нападки в ряде случаев на этот императив, и его недопонимание.
Поэтому мнение Гегеля об императиве Канта подлежит отдельному и особому обсуждению.
Это тем более важно, что ведет к пониманию противоречивости капитализма в той ее грани, которая не была раскрыта Марксом (про советскую политэкономию речь давно уж не идет). А ведь именно эта грань, относящаяся к основополагающим моментам, весьма существенна при анализе современного состояния капитализма. И, как оказывается, на основе философии Канта можно проводить глубокие исследования капитализма, причем не только политэкономические, но и иные, что и осуществляется в социальной философии Новейшей философии: эти исследования позволяют весьма точно описывать ряд современных социальных и глобальных процессов капитализма и делать прогнозы.
При этом в совокупности этих исследований с социальной философией диалектической философии осуществляется описание современных законов капитализма.
А в совокупности этих исследований с экономической философией Новейшей философии предполагается дать описание современных экономических процессов капитализма (начала XXI в.) и экстраполировать их в недалекое будущее, что, в свою очередь, в совокупности с пониманием открытых Марксом особых законов капитализма позволяет выявлять особенности и конкретные аспекты грядущего капиталистического будущего и, в частности, его экономической ипостаси, с другой стороны, максима которой уже найдена. А это, всем понятно, важно, в частности, как для подготовки к новому типу хозяйствования, причем кто быстрее и лучше подготовится, тот и будет в более выгодных условиях, так и для определения программ социально-экономического развития.
Так что, как оказывается, категорический императив Канта следует понимать не узко, как это принято в науках, а развернуто, лучше сказать, с учетом тезисов Гегеля. И тогда это величественное умозаключение Канта может приоткрыть неизвестную грань капитализма. И не только.
См. «Темы (Т:)» (использовано, напр., в «О значении диалектической философии для Пруссии»), «Диалектическая философия и науки» и «Новая экономика».