ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Тема: аспекты
объективности знаний.
- 30.05.12 г. -
Платон
в своих диалогах показал, что знания существуют
не только вне сознания человека и обретаются в нем за счет воспоминаний души,
но и могут производиться им. При этом, конечно же, возникает вопрос о том, а
остаются ли произведенные человеком знания в его голове или становятся частью
окружающей действительности, самих знаний? Ответ на него дает диалектическая
философия. Но интересно другое.
Представления
о производстве знаний сознанием человека и их существование вне него, т.е.
объективная реальность знаний, имеются у ведущих ученых, т.е. так или иначе относятся и к наукам. Например, согласно представлениям
В.И.Вернадского, есть ноосфера, которая создается в результате взаимодействия
природы и общества. Вернадский говорил даже о существовании некой объективной
силы, базирующейся на разуме и создающий ноосферу. При этом следует отличать
представления Вернадского от других версий ноосферы, например, понимания ее как
некоторой ментальной среды, формируемой самой по себе в природе человеческим сознанием; это один
вариант ноосферы. А ноосфера по Вернадскому - это другой вариант, но она тоже создается сознанием - общественным разумом, преобразующим
природу, точнее - ее некоторую часть.
При этом то, что знания могут
производиться людьми, каждым конкретным человеком, это факт. И разве они не будут
частью некой среды,
формируемой в природе человеческим
сознанием? Ведь голова человека, его мысли и их результаты по любому относится
к природе...
Можно было бы поговорить о некоторых подтвержденных мистических
феноменах, например, когда люди начинают говорить на многих языках, ссылаясь на
получение знаний из природы, о предсказаниях и т.п., что явно связано с
обращением сознания людей к некоторым информационным средам, существующим вне
человека и накапливающим знания человечества.
Можно, в конце концов,
указать на законы физики, которые объективно есть, ибо воздействуют на материю,
но наукам так и не известно, где и как законы существуют, и, тем более, то, что
они собою представляют, как существующие объективно, а не во мнениях ученых.
Но все же это всё будет из
себя представлять утопические или невозможные для наук представления (хотя те
же законы физики они признают). Это так, ибо как уже было выяснено, нельзя на
основе ограниченной материалистической парадигмы рассуждать о том, что не
идентифицируется ею, что не возможно по ее представлениям, хотя реально существует
и объясняется в рамках учений, базирующихся на других основаниях.
См. «Темы
(Т:)»,
«Диалектическая философия и науки»,
«Знания по
Платону», «О знаниях»
и «О познании диалектической
философией мира».