О познании  диалектической философией мира.
- 25.09.11 г. -

>> Данная статья вызвана необходимостью хотя бы в общих чертах дать ответ на вопросы о том, как в диалектической философии понимается изучение мира.


Как уже указывалось на сайте, система диалектических знаний излагаться на нем не будет, а будут излагаться материалы проекта ДИАЛЕКТИКА, и постепенно будет производиться подготовка для частичного изложения диалектического повествования о мире. Однако если соответствующие составляющие - книга о диалектической философии и книга об истории - хотя бы концептуально понятны всем: в целом ясно, о чем пойдет речь, тем более, что диалектическая философия постепенно раскрывается на сайте и в ряде научных статей - то вот книга о мире вызвала много вопросов. При этом пользователями сайта было правильно понято, что в ней не только говорится о мире, но и отражаются некоторая форма познания и соответствующая система знаний. Однако тут не все так просто, ибо при обычных или научных рассуждениях, буксующих в свойственной им обыкновенной логике, не способной дать возможность осмысления метафизических моментов, элементы системы диалектической философии не учитываются и даже попросту не могут быть выхвачены; вот поэтому и следует ответить на ряд вопросов о том, что познает диалектическая философия в мире, точнее - каковы основные положения этой темы.
    Так как обозначение даже основных моментов познания диалектической философии мира, с одной стороны, само по себе имеет краеугольное значение и не может смазываться второстепенными вопросами, а, с другой стороны, имеет ряд метафизических положений, то мы пока остановимся на обозначении самых общих элементов структуры познания мира, которые в достаточной мере дадут ответы на ряд соответствующих вопросов, в первую очередь, о том, как в диалектической философии понимается изучение мира, а также позволят объяснить, почему в современной диалектической философии такое большое значение уделяется вопросам познания (что, кстати, определило последующую статью сайта, которая является началом более полного ответа на упомянутые вопросы, а также основанием для актуализации диалектической теории модернизации).

Но, выделяя основные положения познании мира в диалектической философии, следует указать на то, что, исходя из специфики определения начала соответствующей науки, о чем Гегель подробно сказал в начале своего труда «Наука логики», эта наука в исполнении великого мыслителя обозначила познание лишь части непосредственности, сама которая является только одной из составляющих Мира*. Однако вопросы его начинания (изначальность), общего составления (упоминаемая Гегелем определенность и др.) и завершения (мирозавершение), а также индивидуализированного смысла всего этого [мира] (и многое другое) просто не могли быть позиционированы в гегелевской философии, в частности, в науке логики**. Они исследуются в современной диалектической философии, в т.ч. включающей науки-логики-продолжение, однако в которой все исследования подчинены одной цели - познанию смысла жизни человека и ее всеобщей реализации.

Итак, позиционирование во внешней рефлексии представления ряда моментов общей структуры познания мира, которое углубляется в современной диалектике и служит решению одной из ее самых главных задач, таково:


Изначальность - фаза образования Мира, не рассмотренная Гегелем (ее не следует путать с гегелевским ничто, обычно извращаемым в философской литературе). Изначальность важна не столько для понимания процесса создания мира, кардинально отличающегося от любых научных гипотез, сколько для осознания всеобщей логики и смысла развития, важного для познания Мира, а также для смысла жизни человека и ее всеобщей реализации и для решения одной из самых главных задач современной диалектической философии. При этом само существо изначальности определяет некоторую особую логику, которая позволяет по-новому взглянуть на мир и является одним из основных открытий современной диалектической философии: это база совершенно нового арсенала осмысления и описания всего существующего, в т.ч. позволяющая сформировать в современной диалектической философии новые логики*** и объяснить, почему Гегель обыкновенную логику удостоил презрения. (Так что логика в диалектической философии была, есть и будет центральным положением, правда, уже развитым за границы ее гегелевского представления, как совокупности объективной и субъективной логик.)

Мирозавершение - фаза существования мира, характеризующаяся особыми физическими и метафизическими процессами, приводящая к его стагнации и завершению. В части физических процессов ученые говорят о «горячей смерти вселенной», о «холодной смерти вселенной», о «циклической жизни вселенной» и т.д. - в общем, кто о чем. А в современной диалектической философии речь идет, в первую очередь, о логике мирового процесса, и определяется умозаключение**** о нем, которое содержит важное суждение о завершении Мира (здесь: а не мира).

Непосредственность - одна из метафизических составляющих Мира, обозначенная в трудах Гегеля. Вопросы ее появления и трансформации рассматриваются в диалектической онтологии современной диалектической философии. (Другие метафизические составляющие Мира имеют не меньшее значение для ответа на вышеупомянутые вопросы, но вызовут новых шквал вопросов и обсуждений, что затруднит общее восприятие ответа, и поэтому они не обозначаются.)

Пространство и время присущи в своем проявлении не всему Миру, а только его материальной составляющей (области).

Аспект дублирования материи; о нем было сказано пока только в статье, предваряющей сезон 2011/2012 гг.

Вселенная; в первом приближении, она может пониматься в обычном смысле или даже просто как космос. Вселенную не следует путать с термином философии Гегеля «природа», означающим совсем иное.

Органическая жизнь, человек и его реальная жизнь; в диалектической философии жизнь и человек понимаются совсем не так как в науках: общее представление об этом можно получить из трудов Гегеля. Главное, появление человека в современной диалектической философии понимается принципиально не так, как в науках: т.е. человек произошел не от обезьяны - не говоря уже о том, что в ней порицается дарвинизм (но не просто так, а с обозначением альтернативных знаний); поэтому поняты смыслы жизни, и есть стремление предоставить людям инструменты для создания ими своей достойной жизни (а то зачем было тратить время на создание новой общественнонаучной сферы познания и теории модернизации?) ...


* Когда мир понимается как всеобщая система жизни и ее смыслов и пространства, то его обозначающее слово пишется с большой буквы. Добавим, что мир, по Гегелю, включает природу и духовность.
** Именно поэтому Гегель неоднократно указывал на неизбежность развития, как его философии, так и диалектического познания в целом, что и осуществляется в современной диалектической философии: см. «Воспроизведение Философии Гегеля» и  BОСПРОИЗВЕДЕНИЕ. А наукам оставляется возможность не замечать философию Гегеля или считать ее идеалистической.
*** «Новые логики» - обобщающий термин современной диалектической философии и Новейшей философии, обозначающий совокупность ряда актуализированных в них в XXI в. логик.
**** Здесь: умозаключение понимается не в смысле обыкновенной логики, а в смысле труда Гегеля «Наука логики».


См. «О: к вопросу о происхождении органической жизни»,
НОВАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ,
«Диалектическая философия и науки»,
«Обобщения и положения для реальной диалектики»
и «Общее значение диалектической философии».

 


Облачная зона по этой теме временно закрыта до новых дискуссий.