Философия сама, или философия в объективной идее.
- 27.08.08 г. (Редакции: 09.11.06 г., 27.08.08 г.)
"Если признается объективность вообще отражения мира,
то признается объективность философии".
Автор Новейшей философии.
Философия (всегда курс.), или философия в объективной идее, определяется как опосредованное вообще развитие идеи.
Философия по существу своему относится к стихии всеобщности [1. Т. 4. С. 1].
Она - объективна и независима от человеческого сознания.
А то, что Гегель называл философией в смысле всеобщего познания, есть диалектическая философия, в широком смысле – действительная философия.
Философия – в объективности, она есть всеобщая логическая действительность, остающаяся вне субъективизации, знания, тем самым, она, с одной стороны, не утрачивает непосредственную определенность, что, с другой стороны, выражает характер противоречия ее опосредования: непосредственность самости, оборачиваемой в сознании; отсюда – возможность ее представления в познании, в бытии.
И уже отсюда следует понимание философии в обыденном значении.
Таким образом, в силу действительной непосредственности философия представлена в двух явлениях: всеобщем и особенном, объективном и субъективном, наполняемом и наполняющем, явно выражающих ее опосредование для нее (сама) и для нас (познание): философия и действительная философия.
Философия в первом приближении – всеобщая логическая действительность, развивающееся отражение диалектики миросоздания. Это – достаточное определение.
Поэтому философия объективна, она – сама.
Философия по существу своему, во-первых, относится к стихии всеобщности [1. Т. 4. С. 1], во-вторых, в логическом значении есть всеобщность, удостоверенная в своем конкретном содержании как в своей действительности [1. Т. 3. С. 364] – всеобщая логическая действительность.
Философия, иначе говоря, во-первых, есть (некоторое) объективное, независимое от человеческого сознания.
Философия - сама, непреходяща и, бесспорно, прекрасна.
Философия рефлексирует, себя-бытуя, но и для-других-бытуя (в т.ч. для людей) – в движении вообще постижения. Поэтому философия вечно изменяется: и непосредственно (объективно) в силу своего собственного движения, и опосредованно (в т.ч. субъективно) в силу восхождения (определенных) единичных. Таким образом, философия объективна и сама, другое дело, что она образуется (насыщается) и внешним. Но и в этом она объективна, независима от познания наук и сознания людей.
Поэтому, во-вторых, философия объективна также, как и ее изменение (развитие): как обладающая (своим) движением (рефлексирование вне человеческого сознания), она изменяется, что влечет ее неизбежность и изменения (себя). Философия – это рефлексирующая область высшего разумного, знаний и прекрасного, ниспадающих в бытие, единые область и процессы.
Для нас отражением жизни философии является существо т.н. абсолютного метода [1. Т. 5. С. 4]; отсюда – диалектические методы познания и постижения.
В-третьих, философия определяется как движение в разумном; именно поэтому посылка ее изменения – объективна и вне человеческого сознания (хотя оно оказывает определенное влияние).
А, рефлексируя, философия проявляется и в бытии. В определенном, в своих частностях, она появляется, ниспадая в схождении в проявляемые бытия знания (философские учения, науки и теории или иные моменты человеческого познания…); она – постигаемое. Поэтому, в частности, согласно Гегелю, наука есть духа «действительность и царство, которое он создает себе в своей собственной стихии» [1. Т. 4. С. 13].
Поэтому, в-четвертых, развитие философии требует осмысления (в духе, людьми), а также понимания (восприятия, отражения…), в частности, включающего взошедшие (и отторгнутые) единичные (познание).
Философия для непосредственности бытия – это диалектика Постижения.
Проявлением философии в бытии является диалектическая философия, которая имеет два этапа: диалектическая философия Гегеля и современная диалектическая философия.
Самодвижение (жизнь) философии (как области или познания) – краеугольный вопрос, известный, как показывает история, только в диалектической философии. Большинство философских направлений либо не признают этого, либо не имеют подходов даже к обозначению соответственных вопросов. Если самодвижение области связано с диалектикой, то самодвижение познания, наиболее важный вопрос, – с движением сознания, с вопросом о его источнике. (Источник движения сознания в философских науках так и не раскрыт.)
Философия дает, в частности, Метод, который не столько определяет диалектические методы познания и постижения, сколько определил до сих пор непревзойденную мощь философии Гегеля и ее все еще не раскрытые Знания; недаром, например, Л. фон Мизес – один из образованнейших людей XX в., сказал: «во вселенной не было ничего, скрытого от Гегеля» [2. С. 71].
Философия - философия в объективной идее - актуализирует действительную философию и, следовательно, диалектическую философию.
Таким образом, следует отличать самость и видеть различия
а) философии, которая сама;
б) действительной философии, обобщенной и снятой в диалектической философии;
в) обыденной философии, наук и философских наук (последние – также науки),
а также мировоззрений и иных понятий, относимых ранее к определениям философии.
Следует также отметить, что занятие философией – это не чтение философских фолиантов и умозаключения, а деятельность по получению знаний.
Добавление.
В диалектической философии познание начинается с созерцания, потом переходит в воспроизводство (не марксово политэкономическое расширенное воспроизводство, конечно же), или начинает сразу же с него, а вот постижение, как высшая стадия познания, начинается с уровня не ниже тождества мышления и бытия (см. также «Исключительное познание современной диалектической философии»).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гегель Г.В.Ф. Соч. – М.-Л.
2. Мизес Людвиг. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории. – М., 2000.
См. «Профессиональные занятия философией»,
«Философия и философия».