Положения современной диалектики, определяемые философией Платона.
- 07.04.13 г. -


1. Философией Платона определяется ряд актуальных современных вопросов и задач диалектической философии.
    Такого рода тема – осмысление современности на основе философии Платона – не могла быть поднята в науках (и не только потому, что большинство ученых считают философию Платона объективным идеализмом и, в частности, малозначимой в практическом смысле, – существенны и другие причины, о которых можно будет поговорить отдельно).

Тут нужно еще сказать и о том, что в общем случае задачи диалектики и диалектической философии различны. Но раскрытие этого вопроса пока вызывает определенные трудности, ибо диалектика вне диалектической философии либо понимается в смысле диалектического материализма, т.е. крайне неверно, либо вообще не понимается. А понятие диалектической философии, правда, обозначенное еще в XIX в., начало раскрываться (в т.ч. для наук) только в рамках проекта ДИАЛЕКТИКА, т.е. лишь вначале XXI в. Иными словами, науки еще не готовы к пониманию диалектической философии.
    Но пока, в первом приближении, тем более в отношении философии Платона, которая, как уже указывалось на сайте, есть первая диалектика, диалектику и диалектическую философию можно условно считать одним и тем же.

Итак, укажем некоторые из главных задач диалектической философии, определяемые философией Платона и её диалектическими исследованиями.


2. [Некоторые положения основания и развития системы полного анализа философии Платона и диалектической философии в целом. Они для удобства восприятия и демонстрации их взаимосвязи приводятся в порядке, соответствующем изложению позиций, обозначенных в статье «Некоторые выводы из изучения философии Платона».]

#

По поводу изучения философии Платона следует сказать то, что
– философию Платона нельзя изучать так, как это делалось до сих пор вне диалектической философии, тем более, в науках,
– для того, чтобы понимать написанное Платоном и его философию, следует знать древние учения и эзотерику,
– бессмысленно было исследовать философию Платона (и философию Гегеля) до создания познавательного арсенала современной диалектической философии,
– познание наук иррационально для философии Платона.

Философия Платона и сейчас позволяет создавать новые знания. Именно это положение является архиважным для современной диалектической философии, тем более, что, как оказалось, можно создавать актуальные прикладные знания.

#

Если разум не может править развитием общества, то разум надо использовать в индивидуальных целях, например, для монополизации познания.

# <Некоторые онтологические положения>

А. Идеи.

Материалистичные науки не могут признать идеи по Платону, существующие, согласно великому философу, объективно и вечно, причем до образования материи, и являющиеся первообразами вещей. Однако без признания идей по Платону познать его философию невозможно. Исследовать то, что не существует? Это нонсенс. Или наукам придется признать то, что отрицает материалистическую парадигму и, вместе с нею, самих себя ...

Без понимания идей по Платону невозможно понять его философию.
    При этом в настоящее время (в отличие от античных времен) осмыслить идеи по Платону можно было только на основе философии Гегеля, что и было понято и осуществлено в современной диалектической философии.
    В целом для того, чтобы познать идеи, следует в диалектическом ракурсе
а) изучить то, что о них сказал Платон,
б) знать то, что про них писал Гегель,
в) провести сопоставления этих знаний и осмыслить выводы,
    т.е. следует провести новодиалектические исследования идей по Платону (что осуществлено только в современной диалектической философии).

Б. Идея блага.

Познание идеи блага оказалось возможным после а) развития философии Платона в философии Гегеля и б) воспроизведения философии Гегеля, что позволило подойти к первой диалектике на кругах познания, идентифицированных Гегелем, как бы с двух сторон, т.е. определить интервал познания идеи блага и, в конечном счете, её саму.

Но более важно вот что.
    Осмысление идеи блага в современной диалектической философии в соответствии с идеей о связи современной диалектической методологии с объективными положениями при учете того, что, по Платону, именно благо дает вещам и бытие и существование, приводит к диалектической идее о целесообразности овладения идеей блага, по сравнению с которой все стихии, власти и богатства ничтожны;
    еще существенна лишь вечность.
    Это, правда, не только задача, но и идея, поэтому она не понятна материализму и наукам, однако последнее не заботит диалектическую философию.

В. Знания.

В современной диалектической философии было, в частности, установлено, что изучение и использование методологии философии Платона ведут не только к познанию самой философии Платона и, далее, к ее знаниям (и к тем, которые обозначены и доступны, и к тем, которые скрыты в ней), но и к знаниям как таковым.

Благодаря философии Платона было получено понимание того, что знание может применяться к самому знанию (см. «Знания по Платону и применение знаний к знаниям»).
    Знания могут применяться к себе только ради этого, и тогда они становятся своею же целью и вступают в конкретное отношение сами с собою.
    При этом в своем конкретном применении знания актуальны в качестве основы расширенного воспроизводства знаний. Такое невозможно в науках: они не могут сами воспроизводить себя. (Тут интересно одно из существенных положений, указанных Гегелем ...)

При этом были сделаны такие важные выводы:
а. актуальные знания являются высокими технологиями (только, конечно же, не те знания, которые преподаются в неэффективных вузах),
б. теперь знания являются не просто силой …

# <Некоторые гносеологические положения>

А. Философствование.

Анализ методологических ресурсов философии Платона в современной диалектической философии позволил установить то, что определяет создание философии, или суть философствования. Речь тут не о получении некоторого конкретного знания, хотя и для этого роль методологии предельно важна, но это понятная и отдельная тема. Речь идет о создании цельной совокупности знаний и, затем, их системы.

Профессиональные занятия философией, а не вымучивание учебников и не пустые разговоры, – это весьма опасное в ряде случаев мероприятие. В частности, профессиональные занятия философией требуют защит от сверхчувственных воздействий. Кстати, эзотерика в Новейшей философии изучается и по этой причине. Также создаются новые диалектические дисциплины, которые призваны изучать не только что-то мистичное для наук, но и вполне конкретные вопросы, например, как уже указывалось на сайте, увеличение продуктивности процесса познания (кстати, поэтому профессиональные занятия философией требуют тренировок).

Пока науки вместо философии и логики проповедуют историю философии и историю логики, диалектическая философия пользуется самими идеями и наращивает знания, в т.ч. за счет самих знаний.

Б. Методология.

Исследование и развитие методологии Платона позволяет
– идентифицировать отдельные возможности познания, например, класс логических процедур человеческого мышления (см. «Процедуры человеческого мышления логические второго уровня»),
– определить условия применения методов,
– определить особенности применения методов,
– структурировать, по крайней мере, методологические ресурсы диалектической философии,
– выявить иерархию методологических ресурсов диалектической философии (не путать с уровнями познания),
– определить аспекты системы методов диалектической философии, аналогов которой в науках нет и быть не может.
    В частности, в современной диалектической философии определены шесть уровней иерархии методологических ресурсов диалектической философии (см. «Диалектической гносеологии уровни методологии»).
    Также при изучении философии Платона было получено понимание инструментов производства знаний как методологических инструментов (см. «Методологические возможности познания»).
    Кроме того, на базе философии Платона удалось осуществить осмысление художественно-эстетических методов, которому и которым нет аналогов ни в науках, ни в искусстве ...

В итоге соответствующие положения во многом обусловили в современной диалектической философии создание методологической отрасли познания.

В. Гносеология.

Благодаря философии Платона было идентифицировано комплементарное диалектическое познание, которое выражает преемственность и взаимодополнение диалектического познания на протяжении многих тысячелетий.

В современной диалектической философии были осмыслены соответствующие инструменты производства знаний, причем наиболее важными оказались инструменты производства инструментов производства знаний как особые возможности.

В целом философия Платона предоставляет важные положения для осуществления познания не столько на основе неких подразумеваемых науками эстетических методов, сколько на базе более общих художественно-эстетических возможностей, которые были осмыслены и систематизированы в рамках соответствующей новой системы познания, актуализированной в начале XXI в., – в рамках диалектической художественно-эстетической гносеологии.
    И прекрасное теперь не только предназначается, по Платону, для взоров богов, но и используется в диалектике для нужд познания.

На основе исследований знаний по Платону в современной диалектической философии были получены представления о возможности развития гегелевской науки логики (см. «Знания по Платону и науки-логики-продолжения»).
    А после актуализации науки-логики-продолжения можно понять, как и где начинается контроль над логикой.

В итоге соответствующие положения во многом обусловили в современной диалектической философии
– системность и цельность знаний,
– познаваемость вещей и мира (кантовская вещь в себе говорит об ограниченности материалистического познания),
– единственность философии (истинной философии, т.е., по сути, диалектической философии), что стало важным не только в теоретическом смысле, но и в прикладном, например, при осмыслении положений создания Нового государственного университета,
– уровни познания, которые не следует путать с иерархией методологических ресурсов диалектической философии и с системой методов диалектической философии,
– различение и структуризацию гносеологии, включая создание художественно-эстетической гносеологии,
– создание всеобщей гносеологии.

Г. Логика.

Анализ ряда положений философии Платона приводит к постановке задачи по развитию логики, что изнутри неё самой сделать невозможно, поэтому наукам это сделать до сих пор так и не удалось.
    Тут следует обратить внимание и на то, что, во-первых, речь идет о проблеме постановки задачи о развитии логики «изнутри» неё самой, а вот другая ипостась постановки задачи о развитии логики – «извне» – в логике вообще не возможна, и она была определена только в рамках науки-логики-продолжения, осуществленного в современной диалектической философии.
    Во-вторых, ипостаси постановки задачи о развитии логики не следует однозначно связывать с двумя путями ее развития, обнаруженными в современной диалектической философии.

Философия Платона позволила решить ряд частных вопросов, например, переосмыслить конъюнкцию и даже сформировать конъюнктивное основание, принципиально важное для формирования новых логик.
   Основание конъюнктивное позволяет реализовывать процессы восстановленного человеческого мышления.

Не менее важны исследования дизъюнкции.

От исследования положений логики на основе развития познания философии Платона зависит развитие математики и программирования.
    Например, конъюнктивное основание важно для СДФ-архитектуры компьютеров, следующей после принстонской, гарвардской и IBM-ой структур компьютеров (см. «Архитектуры компьютеров»).

В целом философия Платона дает не только основания для критики обыкновенной логики, но и знания
а) для её переосмысления, что до сих пор не было замечено науками и составляет одно из значимых открытий современной диалектической философии,
б) для создания обновленного содержания логики,
в) для формирования представлений о различии вообще логики и её различенных содержаний, т.е. о новых логиках,
    что, далее, приводит
г) к новодиалектическому пониманию модернизации логики,
д) к изменению вообще логики,
е) к созданию новых логик,
ж) к созданию системы логик.
    философия Платона в немалой мере способствовала тому, что современная диалектика отказалась от общеизвестного (научного) понимания логики и вообще от неё в её этом значении, т.е. переосмыслению обыкновенной логики в целом и формированию представлений о различении логики и её различенных содержаний.
     И устаревшую общеизвестную логику теперь можно снять.

Д. Диалектика.

Существенна отрицательная сторона диалектики Платона, упущенная науками.
    И только в единстве обоих сторон диалектики Платона можно говорить о возможности её осмысления (т.е. еще не о ней самой, что, собственно, и составляет существо вопроса о диалектике Платона, так и не осмысленного вот уже несколько тысячелетий, в т.ч. и в науках).

Диалектическая философия позволяет познавать мир.

# <Некоторые положения обществоведения>

А. Государство.

Для создания процветающего государства нужны соответствующие науки, прежде всего, указанная Гегелем Staatswissenschaft (это не политология), а не болтовня многих специалистов.

Тут надо отдельно упомянуть о том, как англичане отзывались о значении философии Гегеля.
    Дж.Х. Стирлинг так написал: «Разве не Гегелю и, в особенности, его философии этики и политики обязана Пруссия своим могуществом и организацией, которую она быстро развивает в настоящее время? … в то время как в конституционной Англии обладатели преимущественных прав и правительственных облигаций разоряются господствующей коммерческой безнравственностью, то простые собственники акций прусских железных дорог могут рассчитывать на гарантированный средний доход 8,33%. Вот уж, воистину, аргумент в пользу Гегеля!» (цит. по Поппер К. Открытое общество и его враги. – М., 1992. Т. 2. – С. 43–44).
    Иными словами, начинать применять диалектику в смысле развития государства можно хотя бы с того, чтобы поднимать экономику в стране.
    Да и о необходимости пересмотра теории политологии уже говорилось на сайте. Было отмечено, что необходимо искать современную основу осмысления и осуществления социально-партийного (и межгосударственного) строительства и, главное, его (их) движущий фактор, отличные от обмусоливаемых на основе традиционных научных представлений (см. «О: о политологической интерпретации раздробленности наук»). Хотя, конечно же, это можно сделать только на основе обозначенной Гегелем Staatswissenschaft, в свою очередь, основывающейся на философии права, создаваемой в Новейшей философии. (Гегелем были заложены лишь основы философии права, что следует из авторского гегелевского названия соответствующего его труда. И как только можно перевести «Grundlinien der Philosophie des Rechts» как «Философия права»? – ведь слов-то не 2, а 3, не говоря уже о сути книги. А вот англосаксы сделали правильный перевод, хоть и принизили «Grundlinien» до «элементов».)

В Новейшей философии для исследования путей развития общества созданы отдельные науки:
современная политическая экономия,
социальная философия Новейшей философии,
современная экономическая философия
и другие
    Также создана диалектическая теория модернизации.

Б. Образование.

Так как на основе принципов своей философии Платон создал модель идеального государства, то на их же основе можно создать и перспективный концепт системы образования.
    При этом, что не менее важно, именно в процессе осмысления соответствующих вопросов на основе философии Платона приходит понимание условия эффективности национальной системы образования (также см. «Заметка о вопросах по поводу системы наук и образования»).
    Но если не разум правит системой образования и наук и её развитием, то о перспективах её такой развития можно поговорить отдельно.
    А прикладными вопросами выступают, по меньшей мере, такие.
    Во-первых, падение уровня образования можно использовать для индивидуализируемой монополизации познания в конкретной стране.
    Во-вторых, падение уровня образования в конкретной стране само по себе создаст идеальный метафизический аспект в сфере становления мира ...

В. Экономика.

И даже в отдельной сфере государственного устройства возникают новые возможности.
    Можно поразмышлять о вопросах хозяйствования, о которых писал Платон, в таком срезе.
    Например, о чем уже говорилось на сайте, если вот уже много лет ухудшается экономическое образование, то почему бы тем, кто имеет реальные знания, не использовать их для получения конкретных преимуществ в той же сфере экономики, в первую очередь, перед предпринимателями, не имеющими хорошего экономического образования, и даже перед банками и крупными бизнес-структурами, консультируемыми экономистами с существующим образованием (в т.ч. с неэффективным или даже попросту плохим экономическим образованием)?  (Кстати, позиции осмысления второго вопроса недавно были введены отдельными факторами в систему положений Новых экономических технологий.)

#

Необходимо добиться реализации для себя указанного Платоном подобающего потустороннего удела (см. «Философия Платона и эзотерика - 2»).
    При этом согласно современной диалектике, платоновский подобающий потусторонний удел и даже более фундаментальное откровение возможны не только для великих философов, таких как Платон.


3. Осталось сказать о том, что о главной задаче диалектической философии, как уже отмечалось на сайте, Платон не писал, ибо её обстоятельства были выяснены позже – уже в диалектической философии (т.е. после актуализации первой диалектики).



См. «Некоторые выводы из изучения философии Платона»,
«Диалектическая философия и науки»

[«Идеей блага овладение», «Философии Платона значение», «Образования условие эффективности»].



Обсуждения:
http://all-discussions.livejournal.com/42977.html