Объективный
экзистенциализм: становление.
- 31.01.10 г. -
Объективный
экзистенциализм
или неоэкзистенциализм – область познания Новейшей
философии, он является одним из центральных исследований диалектического учения о человеке.
Знания,
составившие объективный экзистенциализм, сначала формировались
в качестве диалектической оппозиции (развития) учению о субъективном духе
Гегеля, в которой были выделены
аспекты, не рассмотренные великим мыслителем вообще или достаточно подробно, но
которые приобрели огромное значение в современном обществе и для современного
диалектического познания, например, «мыслительное существование» человека,
сопрягаемое с его индивидуальностью, личность и др.
При этом оказалось, что
необходимо было решать как давно известные, так и новые проблемы, которые обходятся
стороной в науках
или замалчиваются. В частности, проблема квалитативности экзистенции впервые была поставлена и решена в
Новейшей философии (эти знания до сих пор остаются ее актуальным ноу-хау). Это, в свою очередь, позволило
решать новые задачи, возникающие в связи с
диалектическими открытиями, а также научные несоответствия, например, внутреннее
противоречие экзистенции и отношение ее понятия к понятию «личность». Это,
далее, привело к переосмысливанию самой экзистенции, в первую очередь, в целях
исключения ее различного конкретного понимания в разных направлениях
экзистенциализма. И важность этой категории для Новейшей философии значительно
возросла. Затем была получена диалектическая трактовка и, потом, новое понятие
экзистенции, которые определили новые знания, в
т.ч. и о сугубо научных предметах, например, об искусственном
интеллекте и о невозможности его создания на основе имеющихся
представлений.
При этом и понимание
специфики существования
человека в мире и соответствующих иррациональных моментов получило значимые расширения
и приложения. А экзистенциальный вопрос о том, что человек обретает себя в
процессе своего существования, привел не только к новому осмыслению извечных
вопросов – смысла жизни, предназначения человека и др. – но и к осмыслению
нетрадиционных для наук вопросов о всеобщем предназначении человека и о его
жизни после разрушения физического тела (после физической смерти), что впервые
в истории наук и теологии было рассмотрено на основе всеобще логических рассуждений (не рационалистически логических
рассуждений) и заложило основы новых областей познания. Эти вопросы получили
теоретическое описание, а также были установлены их целевые и праксиологические
аспекты, что, в свою очередь, определило появление диалектических дисциплин,
осмысляющих по-новому смысл и цели жизни человека, его отношение к религии и
т.д., что привело к постановке необычного до селе вопроса об определении всеобщих стратегии и линии поведения человека в
жизни, включающего понимание стратегии и тактики самостного
поведения и жизни человека во всеобщих и вневременных смыслах (а существование
человека в обществе, его социальная и экономическая жизнь и проч. изучаются с
социальной сфере Новейшей философии). Впоследствии была сформирована отдельная
наука – диалектическая эсхатология –
которая, в частности, занимается вопросами сверхчувственной жизни
человека*.
Открывшиеся просторы изысканий и
возможности корректировки всеобщих смыслов жизни человека потребовали
фундаментального осмысления базовых для них положений, в частности,
экзистенциального в диалектической трактовке переосмысления учения о субъективном духе Гегеля. В результате этого
оказались переработаны представления об экзистенциализме, что
стало вторым фактором формирования объективного экзистенциализма.
Для процесса переработки
представлений об экзистенциализме базовыми были выбраны не только
его известные достижения и наработки, хотя и в контекстах гегелевского учения о
субъективном духе, но и, главное, сформированный в экзистенциализме
специфический тип
рациональности, отличный от научного и, как известно, избавленный от
аналитичности и догматического детерминизма. Это совпало с потребовавшимся в
процессе развития гегелевского учения о субъективном духе осмыслением аспектов жизни
человека, таких как творчество, совесть, ответственность и др., ряд из которых,
так или иначе, был осмыслен в экзистенциализме. Однако главным оказалось то,
что имелась возможность учитывать не только широкий спектр мнений, хотя
зачастую обусловленный так еще и не исключенными в науках различиями
направлений экзистенциализма, но и ошибки во взглядах их наиболее ярких
представителей, проработавших значимые темы (в основном, атеистического экзистенциализма:
Хайдеггера и Сартра). Причем важными оказывались не только выявленные тематические
ошибки, противоречия и квалитативные
взгляды представителей экзистенциализма, но и их ошибочные взгляды на философию
Гегеля, на ее отдельные положения, особенно Сартра, что в ряде случаев с учетом понимания причин или формы ошибочных представлений
позволяло однозначно интерпретировать экзистенциональные представления в
диалектиком русле.
В процессе
переработки и развития представлений экзистенциализма немаловажным оказалось
и известное противостояние диалектической философии и аналитической философии, в т.ч. философии сознания. Осуществленная в Новейшей
философии идентификация негативной части philosophy of mind оказалась методологически полезной и позволила не только
верифицировать экзистенциальные методологические инструменты, но и выявить ряд
существенных теоретических положений, например, квалитативность ряда представлений экзистенциализма, что в
существующем объеме диалектической критики философии сознания позволило вскрыть
ряд содержательных положений (а последовавшие исследования объективного
экзистенциализма оказались весьма важными для исследований Новейшей философии в
областях, обозначаемых philosophy of mind).
Имеются и иные компоненты становления
объективного экзистенциализма.
Необходимо
отметить, что в процессе становления объективного экзистенциализма был решен
ряд задач, и обнаружились положения, на которых необходимо хотя бы кратко
остановиться для понимания существа этой области познания Новейшей философии.
Первое, что нужно отметить, так это решение
ряда понятийных и методологических проблем, в первую очередь, освобождение
понятия экзистенции от ее противоречивости и квалитативности. При этом главные экзистенциальные
моменты – то, что жизнь человека связана с постоянным ее осмыслением, чувствами, сомнением и переживаниями, то, что человек
должен привносить смысл в свое существование, и
др. – не только не были исключены, но и получили развитие, более того,
объективные основания. А в связи с ними
и объективным определением экзистенции
и ряда других понятий, чего не было и не могло быть в экзистенциализме (во всех
его направлениях), были даны однозначные идентификации таких принципиально
важных категорий как «я человека», «жизнь человека» и др., а также были
логически осмыслены иррациональные для наук понятия, такие как, например, «душа
человека». Это открыло широкие возможности для сверхчувственного
теоретизирования и осмысления ряда теологических вопросов.
Объективные понятия (а не чьи-то
субъективные представления) дали возможность по-новому осмыслять жизнь и
предназначение человека, которые обычно только интуитивно и относительно понималось
в экзистенциональных штудиях, и создали условия для актуализации новых видов
познания (например, соответственно, тактика самостного поведения человека в
жизни и диалектическая эсхатология). Введение объективных представлений имело
большое значение для методологии, существенно влияющей на процессы познания и
на создание новых представлений (например, оказалась решенной проблема
интенсиональных аспектов рассуждений Декарта, влияющая на широкой круг
дискуссий вокруг дуализма и на обоснование теоретических основ ряда новых
направлений исследований).
Для обоснования ряда новых положений были
использованы не только диалектические ресурсы и новый тип рациональности,
обозначенный экзистенциализмом, но и диалектически осмысленное выстраивание
методологических порядков экзистенциональных возможностей, освоенных в онтологичности и в логике, как того
требует диалектика, собственно, что и позволило актуализировать собственные методические возможности объективного
экзистенциализма. Так экзистенциальное познание обрело
свои строго обозначенные исследовательские ресурсы, чего ранее быть не могло в
принципе, и при этом были реструктурированы некоторые положения объективного
экзистенциализма.
В
итоге был получен и замкнут ряд понятийных кругов экзистенционального
познания, причем в смыслах гегелевского круга кругов, что стало
предельно важным не только для категориального аппарата и методологии
объективного экзистенциализма, но и для новых форм и
направлений исследований Новейшей философии.
Далее,
однозначная категориальная база и строгие методологические возможности
позволили установить однозначные отношения объективного экзистенциализма с
рядом научных исследовательских областей, в том числе с philosophy of mind.
Это позволило по-новому высветить их текущие парадигмальные, категориальные и методологические
трудности. (Хотя, конечно же, для осмысления этих вопросов в объективном
экзистенциализме использовались ресурсы науки сознания,
являющейся центральным звеном для развития Второй
Энциклопедии философских наук, как и труд Гегеля
«Наука логика» для первой Энциклопедии.)
Например, были переосмыслены и по-новому позиционированы всем известные
трактовки представлений Декарта, в т.ч. в негативной части philosophy of mind.
Обозначившееся соотношение объективного
экзистенциализма и иных областей познания Новейшей философии, а также ряда
наук, позволило установить не только некоторые системные отношения, например,
объективного экзистенциализма и philosophy of mind,
причем с конкретным разделением предметных областей, что предельно важно,
например, для современного состояния дискуссий в философии сознания, но и диалектические
предметные зависимости, например,
(триада) учения о субъективном духе, объективного экзистенциализма и диалектической
эсхатологии, причем последняя получила значимый импульс в своем развитии в
связи со строгим определением экзистенции, жизни человека и иных понятий,
правда, некоторые из которых остались иррациональными наукам.
Но не только предметные развития
существенны; важным являлось понимание ряда аспектов для реконструкции системы науки.
А новые понятийные круги
экзистенционального познания были замкнуты на порядки ряда предметных областей
познания Новейшей философии, причем опять же в смыслах гегелевского
круга кругов. С другой стороны, было зафиксировано предметное влияние ряда
областей познания Новейшей философии и некоторых наук на категориальные и
предметные представления объективного экзистенциализма.
Таким образом, объективный экзистенциализм
оказался не только каузально определенным, но и органично вмонтированным в систему наук диалектической философии, в то же время представляя
собою одну из базовых областей познания диалектического учения о человеке.
Итак,
появление объективного экзистенциализма вызвано объективными причинами и
связано со снятием ряда субъективных и относительных представлений о человеке,
которые бытуют в науках и, в первую очередь, в
экзистенциализме, что в целом и обусловило
название обсуждаемой области познания Новейшей философии.
Остается
добавить, что развитие объективного экзистенциализма определило развитие
стратегически важной для Новейшей философии теофилософии, в том числе ее
представлений о предназначении человека и ее важнейших концептов, например, Нового неба. Таким образом, объективный
экзистенциализм оказался весьма полезным для актуализации фундаментальных знаний
и ряда базовых исследований Новейшей философии.
*
Диалектическая эсхатология предназначена, в
основном, для осмысления в контексте посылки о завершении Мира (о конце света) в теологическом и нравственном аспектах
смысла, цели и предназначения жизни человека, стратегии и тактики его поведения
и осуществления им своих предназначения и действий, причем как индивида, так и
как члена общества.
См.
«Система науки: начало
реконструкции»,
«Проблемы искусственного
интеллекта», «Philosophy
of mind и ее негативная часть»,
«Теофилософия»,
«Диалектической
философии предназначения»
[«Диалектическая
эсхаталогия», «Новое небо»,
«Экзистенциализм»,
«Экзистенция», «Экзистенции виды»,
«Энергетная
медицина», «Субъектная психология», «Эгософия»].