Диалектической философии единство и разделение.
- 27.10.10 г. -

Диалектическая философия сейчас существует в двух своих ипостасях, это - диалектическая философия Гегеля и современная диалектическая философия. Это первое разделение диалектической философии.

Если использовать гениальную гносеологическую конструкцию Гегеля, введенную им при рассуждениях о бытии и ничто1, то диалектическая философия Гегеля и современная диалектическая философия формально различны, но они не одно и то же лишь формально, и при этом они нераздельны и неотделимы, так как каждая перешла в другую, и составила для себя в другой единство, поэтому содержательно они неразличимы. И их истина есть истина их единства - становление одной в другой - такое развитие, в котором они обе, конечно же, формально различены, но непосредственно растворились друг в друге, в общем своем диалектическом познании: диалектическая философия.
    Итак, во-первых, диалектическая философия едина, и нет отдельных или каких-то других «диалектических философий» 2.
    Но так как диалектическая философия постоянно дополняется новым (объективным или субъективным путем, тут не важно), то, во-вторых, она имеет внутреннее становление, т.е. обладает простым внутренним движением3
    Диалектическая философия, в-третьих, есть единство постижения и знаний.

В силу своего становления, диалектическая философия едина (здесь: в смысле единства для становления по Гегелю), поэтому диалектическая философия Гегеля и современная диалектическая философия содержательно тождественны (но разделены формально), составляя мощнейший конгломерат постижения, который и составляет самостоятельную (вторую) систему знаний и познания. (Но и различия (не только разделения) диалектической философии суть, и именно из понимания тождества и для себя различия диалектической философии следует понимание ее единства и разделений.)

Второе разделение диалектической философии является парадигмальным и обозначается системой наук диалектической философии, в частности, выделяются науки Энциклопедии философских наук и Второй Энциклопедия философских наук.

Третье разделение диалектической философии является структурным, когда обозначаются составляющие диалектической философии:
- диалектическая онтология,
- Всеобщая гносеология,
- технология как составляющая учения диалектической философии,
- практика4.
    Диалектическая онтология - учение о сверхчувственном и чувственном в снятии их единства, в т.ч. о физическом мире. Она основывается в философии определенности.
    Всеобщая гносеология - учение о сути, развитии, осуществлении и средствах вообще познания чувственного и сверхчувственного. Всеобщая гносеология базируется на восстановлении и развитии системы науки и включает в себя диалектическую гносеологию (иногда называемую «диалектика»).
    Технология как составляющая учения – система знаний, учение о реализациях конкретных теоретических изысканий и учения в целом. Технология как составляющая учения ближе к идеологии, но не она. Обычные науки технологиями ни вообще, ни в указанном смысле не обладают, они могут лишь реализовываться, например, в технических средствах или рекомендациях.
    Практика, понятно всем, связана с жизнью, которая, с другой стороны, составляет как основу диалектической философии, так и один из главных ее предметов. 
    Существенны и парные отношения обозначенных составляющих.

Четвертое разделение диалектической философии является историческим и определяется сначала логически в триаде5:
- первая диалектика (или диалектика Платона), включающая в себя достижения диалектической мысли античности6,
- диалектическая философия Гегеля,
- современная диалектическая философия,
но в более полном виде это разделение включает в себя отношение к ряду важных и исторически существенных  учений, использовавших мощь диалектики, определяющееся наличием собственного различения диалектической философии и определенного внешнего.

Пятое разделение диалектической философии определяется в квадраде в смысле ее для себя различения:
    Философия Гегеля – {Воспроизведение – современная диалектическая философия – Новейшая философия}.

Шестое разделение диалектической философии определяется в исследованиях видами и формами познания, в т.ч.
- чувственное и сверхчувственное познание, в т.ч. в тождестве мышления и бытия,
- уровни вообще познания, в т.ч. рассудочное (обычное) познание и диалектическое познание.

Существенны и иные разделения диалектической философии, например система логик, в т.ч. те, которые существенны в гносеологическом и функциональном смыслах и определяют (создают) непревзойденную мощь диалектического познания7.


1 Многие, даже значимые исследователи, например Сартр, путали и до сих пор путают ничто с небытием, а потом … критикуют Гегеля за получающиеся из этого нелепые выводы.
2 Смешно даже об этом говорить, но термин «диалектическая философия» в отдельных случаях используется бывшими диаматовцами для наименования чего-то отвлеченного, иногда даже собственных опусов, хотя ранее они, убежденные марксисты-ленинцы, материалисты до мозга костей (или делали вид?), яростно признавали и клеймили «идеализм» философии Гегеля. Например, появилась даже одесская диалектическая философия (на самом деле, постдиаматовское изложение, ничего общего не имеющее с диалектикой и диалектической философией в смысле трудов Гегеля). По всей видимости, многие диаматовцы не знали трудов классиков марксизма-ленинизма, не знали, что термин существует с XIX в. и напрямую связан с философией Гегеля (Энгельс об этом писал в своей работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»), не знали диалектического материализма и т.д. (кстати, поэтому СССР остался без философского осмысления своего существования, но такое наблюдается и в ряде современных стран…).
3 Имеется еще и ее высшее движение (см. «Диалектическая философия действительна и наднаучна»).
4 Например, проект ДИАЛЕКТИКА.
5 Триадные операторы изучаются в Новой логики. Они учитывают возможность подключения к конкретной структуре внешних компонент, в т.ч. в форме, известной еще со времен Платона.
6 Диалектика Аристотеля есть раздел его логики о вероятностном знании, так что к диалектике не относится. Аристотель так назвал часть своего учения, и тут нечего более сказать: Аристотель, ему можно.
7 См., напр., «Исключительность познания СДФ».

[См. «Логики вообще понимание», «Учение», «Диалектической философии тождество и различия», «Средний термин» и «Новой логики триадные операторы».]


 

Обсуждения: http://community.livejournal.com/all_discussions/22279.html