АРХИВ.
Новая редакция статьи: «Структура всеобщей гносеологии».



Структура всеобщей гносеологии.
- 21.06.09 г. -

Структура всеобщей гносеологии отражает идею единения познания как всеобщего и единичного, так и объективного и субъективного*. Поэтому диалектическая онтология, естественные и общественные науки современной диалектической философии отделены от всеобщей гносеологии, тем самым подчеркивается именно то, что гносеология является теорией самого познания, а вот его инициации и результаты имеют собственное значение. Хотя, конечно же, диалектическое познание неотрывно от объективности и реализации; но таково его различение, и это основа позиционирования  всеобщей гносеологии, которое раскрывается в ее структуре. Как таковая она отлична от структур системы диалектической философии (в т.ч. системы философии Гегеля) или системы науки и отражает существо развертывания диалектического познания, поэтому
 а) собственно диалектическая гносеология, или диалектика** составляет лишь часть всеобщей гносеологии,
 б) всеобщая гносеология включает специфические предметные разделы.
    С другой стороны, всеобщая гносеология предстает в себе или для других, соответственно, когда реализуется в исследованиях диалектической философии или в отношениях с научными исследованиями.

В случае «для других» всеобщая гносеология имеет следующую структуру***.

А. Диалектическая гносеология, или теория познания диалектической философии (которая включает в себя диалектику, обычно понимаемую как диалектическую теорию познания) – наука о возможностях и осуществлении познания человеком, которая включает ряд разделов (наук), в т.ч.
 а. методологическая отрасль познания – отдел всеобщей гносеологии, в котором изучаются процедуры и методы познания;
 б. эпистемология всеобщей гносеологии – отдел всеобщей гносеологии, в котором изучается рост диалектического и научного знания и исследуются отношение возможностей (и теории) познания к объекту и выявляются наиболее эффективные в текущее время знания и методы;
 в. эзотерическая гносеология – наука о диалектических возможностях познания за счет ресурсов различных древних и эзотерических учений, в т.ч. объективно-эзотерическая компаративистика;
 г. наука познания (теория осуществления познания).
    Сверхчувственные логики к диалектической гносеологии не относятся: они, как и ряд других областей познания, образуют самостоятельные сферы, которые определенным образом сопряжены и взаимодействуют (в т.ч. актуализируются или используются) с отделами всеобщей гносеологией; - такова особенность как построения, так и реализации современного диалектического познания.

Б. Малые гносеологии, в частности, 
 а. общая гносеология – историко-накопительный раздел всеобщей гносеологии, включающий систематизированные знания  реальных философий, диалектической философии и философских наук, в т.ч.
- история диалектического познания,
- философские направления,
- исследования идеализма;
 б. объективная гносеология – наука об объективном сознании**** и о развитии действительного сознания, о воспроизводстве в сознании и о рефлексивных процессах, о развитии философии и об обогащении знаний, в т.ч. учение об объективных возможностях диалектической философии;
 в. область познания, исследующая когнитивные инструменты познания, в т.ч.
- диалектическая терминология,
- системная лингвистика,
- диалектическая текстология.


* Науки представляют собою совокупность единичных субъективных познаний.
** Диалектика (как теория) - теория познания исключительно диалектической философии, сколько  бы диалектический материализм, иные философские направления и науки не претендовали на хоть какое-либо отношение к ней. Необоснованно диалектикой называют либо вообще теорию познания, в этом случае следует использовать термин «гносеология», либо, совсем необоснованно, материалистическую теорию познания. При этом необходимо видеть и понимать различия терминов «теория познания диалектической философии» (диалектическая гносеология) и «диалектическая теория познания» (диалектика»).
*** Полный перечень составляющих будет раскрыт несколько позже.
**** - не путать с сознанием, действительным сознанием, общественным сознанием и сознанием духа.

См.  «Энциклопедия философских наук»,
«Новейшей философии области познания».



Облачная зона по этой теме временно закрыта до новых дискуссий.









Структура всеобщей гносеологии.
- 25.12.08 г. -

Всеобщая гносеология в первом приближении имеет следующую структуру:

А. диалектическая гносеология или теория познания диалектической философии (которая включает в себя диалектику, обычно понимаемую как диалектическую теорию познания*) – наука о возможностях и осуществлении познания человеком, которая включает ряд разделов (наук)**;

Б. малые гносеологии:
 а. общая гносеология (или теоретическая философия Новейшей философии) – историко-накопительный раздел всеобщей гносеологии, включающий систематизированные знания диалектической философии и реальных философий, Философии и философии, ведущих представителей мыслительной и научной деятельности, включая вопросы восприятия и познания окружающего мира, методы осуществления этого и различных системах представлений о мире, в т.ч.
- история диалектического познания,
- философские направления,
- исследования идеализма
<…>;
 б. объективная гносеология – наука об объективном сознании*** и о развитии действительного сознания, о воспроизводстве в сознании и о рефлексивных процессах, о развитии философии и об обогащении знаний, в т.ч.
- учение об объективных возможностях диалектической философии
<…>;
 в. область познания, исследующая когнитивные инструменты познания, в т.ч.
- когнитивная гносеология,
- диалектическая терминология,
- системная лингвистика субъективной гносеологии,
- диалектическая текстология;
 г. эпистемология всеобщей гносеологии – особый раздел всеобщей гносеологии, в котором изучается рост диалектического и научного познания, исследуются отношение возможностей (и теории) познания к объекту и выявляются наиболее эффективные в текущее время знания и методы. Эпистемология всеобщей гносеологии, в частности, можно сказать, есть текущая гносеология, т.е. знания и методы познания, наиболее адекватные текущему периоду проведения философских и диалектических исследований; 
 д. эзотерическая гносеология – наука о диалектических возможностях познания за счет ресурсов различных древних и эзотерических учений, в т.ч.
- объективно-эзотерическая компаративистика,
- арифоматрия.

Сверхчувственные логики к диалектической гносеологии не относятся: они образуют самостоятельные сферы, которые определенным образом сопряжены и взаимодействуют (в т.ч. актуализируются или используются) с отделами всеобщей гносеологией; - такова особенность как построения, так и реализации современного диалектического познания. В частности, поэтому Новейшая философия есть диалектическая многопозиционная система сложно структурных, динамических и взаимно обуславливающих друг друга следующих составляющих:
- областей познания Новейшей философии,
- всеобщей гносеологии и онтологии Новейшей философии самих и в их единстве,
- (актуализируемых) теоретической философии, практической философии и Учения Новейшей философии самих и в их совокупности.


* Диалектика (как теория) - теория познания исключительно диалектической философии, сколько  бы диалектический материализм, иные философские направления и обычные науки не претендовали на хоть какое-либо отношение к ней. Необоснованно диалектикой называют либо вообще теорию познания, в этом случае следует использовать термин «гносеология», либо, совсем необоснованно, материалистическую теорию познания. При этом необходимо видеть и понимать различия терминов «теория познания диалектической философии» (диалектическая гносеология) и «диалектическая теория познания» (диалектика»).
** Здесь и далее: перечень составляющих будет раскрыт несколько позже.
*** - не путать с сознанием, действительным сознанием, общественным сознанием и сознанием объективного духа.

См. «Философия сама», «Действительная философия»,
«Диалектическая философия», «Современная диалектическая философия»,
«Энциклопедия философских наук»,
«Новейшей философии области познания».