Структура всеобщей гносеологии.
- 25.11.12 г. (Редакции:  25.12.08 г., 21.06.09 г., 25.11.12 г.)


Определение структуры всеобщей гносеологии в современной диалектической философии было обусловлено рядом причин, из которых главными следует считать следующие две.
    С одной стороны, познание диалектической философии имеет различение (этот объемный вопрос можно будет обсудить отдельно в рамках работы Академии диалектики и диалектической философии).
    С другой стороны, аспекты, обнаруженные при исследовании платоновских приемов исследований*, позволили установить не только обособленность ряда сфер познания, но и предметное разделение гносеологии (см. «Гносеологий принцип разделения»), что, далее, и обусловило осмысление как разделения вообще гносеологии, так и, соответственно, ее структуры.

А. Итак, всеобщая гносеология в современной диалектической философии имеет, во-первых, не только своё собственное различение, но и предметное разделение, определенное как различением методологических возможностей познания великих философий Платона и Гегеля, так и развитием методологии современной диалектической философии.
    Это определяет системное рассмотрение всеобщей гносеологии и, следовательно, выявление её структуры, в т.ч. соответствует пониманию различных направлений познания.
    Во-вторых, понятие всеобщей гносеологии основывается на различении вообще логики. Одна логика, – собственно, общеизвестная логика – на современном этапе своего существования (как всегда, укажем, что ее не следует путать с математической логикой) остается, в основном, в разговорах об её истории и собственной значимости. Она, еще Гегелем удостоенная презрения, может, конечно же, быть учебной дисциплиной в том смысле, что именно в ее объеме имеется формальная логика, которую и критику которой следует знать любому исследователю (указанная критика не преподается в вузах в качестве отдельной дисциплины). Но в современной диалектической философии развивается другое направление вообще логики, базирующееся на гегелевской науке логики и уже включающее ряд новых актуальных дисциплин, в т.ч. новых логик.
    Система логик обусловливает познание, строго различенное по направлениям, что со стороны вообще логики и определяет структуру всеобщей гносеологии.
    В-третьих, в основе познания диалектической философии лежит система науки, которая, кстати, дает современной диалектической философии неоспоримые преимущества.
    Система науки, теперь развитая в систему наук диалектической философии, обусловливает систематизацию диалектического познания, в т.ч. его структуризацию в рамках диалектической гносеологии (это еще один отдельный объемный вопрос). Однако, для настоящей статьи важно то, что имеется предметное выделение диалектической гносеологии в составе более общей всеобщей гносеологии, что с учетом результатов исследования методологических возможностей познания философии Платона не только обусловливает наличие различных направлений познания, но и ведет к пониманию их сочетания.
    Таким образом, на основе системы науки выясняются обстоятельства сочетания различных направлений познания (всеобщей гносеологии) и, соответственно, построения гносеологической системы.
    В-четвертых, имеется положение, на первый взгляд, связанное с предыдущим, что верно лишь в некоторой мере, ибо его сущность следует из другого вопроса. Дело в том, что по определению Гегеля, наука являет себя как некоторый завитый в себя круг (этим, в частности, определяется методологии диалектической принцип развития познания на кругах).
    Иными словами, развитие диалектического познания требует учета не только предметных направлений в теории познания и системы логик, но и его собственного особого движения. Это движение коренным образом отличает диалектическое познание от научного познания, в котором, к тому же, объективного движения попросту нет, а есть лишь субъективные мнения ученых, которые иногда даже конъюнктурно противостоят друг другу, что существенно замедляет и ослабляет научное познание, и так полное негативов.
    Собственное особое движение диалектического познания требует соответствующей регламентации познания, т.е. систематизации гносеологии, поэтому всеобщая гносеология сама должна быть регламентирована, что, в частности, выражается в ее определенной структуре (хотя это - лишь один из соответствующих аспектов).

Тут надо особо отметить то, что разделение всеобщей гносеологии нельзя путать с различением методов диалектической философии, которые существенны в своей системе, естественно, не известной наукам.
    Кроме того, следует учитывать еще и другие различения, что в современной диалектической философии обусловливает совсем иной, чем в науках, подход к познанию. В науках, конечно же, имеется понимание того, что различные объекты следует исследовать по-разному, и что это не ограничивается только общими и предметными подходами и конкретными методами; но это все эмпирические представления, и дальше понимания указанного факта, по сути, дело в науках так еще и не двинулось с места со времен соответствующих подробных разъяснений Гегеля. А вот в современной диалектической философии были затрачены значительные ресурсы на создание системно-структурного, методологического и иных видов обеспечения её исследований, что и дало, причем в системе, различение гносеологии, методов и др.

Б. В настоящей статье остановимся положениях, афишировать которые требуется в интересах проекта ДИАЛЕКТИКА, а также для косвенного ответа на поступающие вопросы по поводу обучения новейшим эффективным формам познания.

Всеобщая гносеология предстает для себя и для других, когда реализуется, соответственно, в исследованиях диалектической философии и, соответственно, в отношениях с любыми внешними исследованиями, в т.ч. научными исследованиями.
    В случае «для других» всеобщая гносеология включает, в первую очередь, указываемые ниже следующие составляющие** (которые приводятся в простом перечислении, а не в имеющейся их диалектической системе).

В. Диалектическая гносеология – один из разделов всеобщей гносеологии.
    Диалектическая гносеология  – наука о диалектическом познании, или теория познания диалектической философии, обычно – диалектика***.
    Диалектическая гносеология – наука о диалектических возможностях познания человека и способах их осуществления.
    Диалектическая гносеология инициируется диалектикой; это может материалистам, для которых диалектика является либо наукой, либо методом, либо искусством вести беду или диалогом, показаться тавтологичным или даже бессмысленным, но так потому, что, как уже было выяснено на сайте, диалектика не может быть познана на основе материализма.
    Именно диалектическая гносеология расширяется во всеобщую гносеологию при актуализации современной диалектической философии (см. «Система наук, теорий и логик»).
    Диалектическая гносеология включает ряд наук и дисциплин, в т.ч.
методологическая отрасль познания – наука диалектической гносеологии, в котором изучаются процедуры и методы познания,
эпистемология диалектической гносеологии – наука диалектической гносеологии, в которой выявляются знания и методы познания, наиболее эффективные в текущем периоде для проведения диалектических исследований,
теория осуществления познания (редко – наука познания) – наука диалектической гносеологии, которая исследует, обобщает и воплощает познавательные возможности человека,
конструиктивная гносеология – наука диалектической гносеологии о когнитивных и познавательных инструментах познания, в т.ч. диалектическая терминология,
мыслительная логика,
диалектическая текстология
и др.

Сверхчувственные логики, прикладные логики и некоторые специализированные теории и дисциплины к диалектической гносеологии не относятся: они, как и ряд других областей познания, образуют самостоятельные сферы или относятся к таковым, и все они определенным образом сопряжены и взаимодействуют (в т.ч. актуализируются или используются) с отделами всеобщей гносеологией в рамках системы диалектической философии; – такова особенность как построения, так и реализации современного диалектического познания.
    (В частности, поэтому Новейшая философия есть диалектическая многопозиционная система сложно структурированных, динамических и взаимно обуславливающих друг друга следующих составляющих:
областей познания диалектической философии и Новейшей философии,
– всеобщей гносеологии и диалектической онтологии самих и в их единстве,
– (актуализируемых) теоретической философии, практической философии и Учения Новейшей философии самих и в их совокупности.)

Как таковая система диалектической гносеологии отлична от системы диалектической философии (в т.ч. системы философии Гегеля) и системы науки, что, кстати, отражает существо и некоторые аспекты развертывания диалектического познания (которое также составляет отдельную тему).
    Поэтому
 а) собственно диалектическая гносеология, или диалектика, составляет лишь часть всеобщей гносеологии,
 б) всеобщая гносеология включает и другие предметные разделы.

Г. Художественно-эстетическая гносеология – один из разделов всеобщей гносеологии.
    Художественно-эстетическая гносеология – наука о диалектических возможностях познания на основе понятия красоты и форм искусства.
    Художественно-эстетическая гносеология базируется,
 во-первых, на ряде методологических возможностей философии Платона, в которой художественные формы наравне с понятиями и категориями участвуют в процессах познания и фиксации его результатов,
 во-вторых, на гегелевской науке эстетики, но уже развитой с учетом раскрытия понятия красоты и достижений мировой социальной и художественной мысли  XX в.,
 в-третьих, на базе ряда системных положений феноменологии-духа-продолжения, осуществленного в современной диалектической философии.

Д. Эзотерическая гносеология – один из разделов всеобщей гносеологии.
    Эзотерическая гносеология – наука о древних и эзотерических знаниях и о диалектических возможностях познания, реализуемых за счет сверхчувственных возможностей человека и ресурсов различных древних и эзотерических учений.
    Эзотерическая гносеология основывается на собственной парадигме.
    Эзотерическая гносеология включает ряд направлений и наук, в т.ч. объективно-эзотерическую компаративистику и арифоматрию.
    Исследования в эзотерической гносеологии осуществляется в тесной связи с эзотеологией.

Е. Во всеобщей гносеологии также выделяют т.н. малые гносеологии:
 а. гносеология философских и научных исследований – раздел диалектической гносеологии, включающий результаты исследования и систематизированные знания различных мыслительств, отдельных философствований и философских наук, в т.ч.
– общие исследования известных философских направлений,
– исследования идеализма,
– исследования материализма;
 б. объективная гносеология – наука об объективном сознании**** и о развитии действительного сознания, о воспроизводстве в сознании и о рефлексивных процессах, о развитии философии и об обогащении знаний; объективная гносеология в последние годы претерпела значительные изменения;
 в. действительная гносеология (редко – общая гносеология) – раздел диалектической гносеологии, включающий результаты исследования и систематизированные знания реальных философий и диалектической философии, в т.ч.
– история диалектического познания,
– учение об объективных возможностях диалектической философии.

Ж. В состав всеобщей гносеологии входит принципиально важный энциклопедический разделДиалектическая энциклопедия, которую не следует путать с гегелевской Энциклопедией философских наук и современной Второй Энциклопедией философских наук, относящихся к принципиально иному отделу диалектической философии.

З. Всеобщая гносеология также включает раздел, посвященный праксиологии и практике, в рамках которого, в частности, изучаются прикладные и практические вопросы, например, вопросы искусственного интеллекта, аспекты процессов российской модернизации, основы современного образования и др.

И. Структура всеобщей гносеологии отражает идею единения познания, в т.ч. как всеобщего и единичного и как объективного и субъективного*****. Поэтому диалектическая онтология, естественные и общественные науки современной диалектической философии, некоторые логики и ряд иных областей познания отделены от всеобщей гносеологии; – тем самым подчеркивается именно то, что гносеология является теорией самого познания, а его результаты имеют собственное значение.
    Таково общее различение диалектического познания, и это основа позиционирования всеобщей гносеологии, которое раскрывается в ее структуре (хотя, конечно же, диалектическое познание неотрывно и от объективности и от собственной реализации).
    В этом, с одной стороны, преимущества всеобщей гносеологии,
    С другой стороны, это  позволяет структурировать вообще познание и, соответственно, получить всеобщее представление о гносеологии и ее завершении: всеобщая гносеология – полная и завершающая гносеология.


* В частности, см. «Художественно-эстетическая гносеология. Аспекты создания».
** Полный перечень составляющих будет раскрыт несколько позже.
*** Необоснованно диалектикой называют либо вообще теорию познания, в этом случае следует использовать термин «гносеология», либо, совсем необоснованно,  материалистическую теорию познания.
    Диалектика (как теория) – теория познания исключительно диалектической философии, сколько бы диалектический материализм, иные философские направления и науки не претендовали на хоть какое-либо отношение к ней.
**** –  не путать с действительным сознанием и с общественным сознанием.
***** Науки представляют собою совокупность единичных субъективных познаний.


Прежний вариант статьиАРХИВ: «Структура всеобщей гносеологии».




Обсуждения: http://all-discussions.livejournal.com/39151.html