Новейшая философия: сравнение с философией Гегеля.
- 16.03.08 г. (Редакции: 12.12.07 г., 16.03.08 г.)
Новейшая философия и философия Гегеля имеют свои сходства и различия. Укажем главные из них.
Философия Гегеля и Новейшая философия, одинаковы, прежде всего, в следующем.
Во-первых, они суть представление философии в бытии, т.е., по сути, наличествующие знания, требующие лишь проявления за счет возможностей и методов, и эти наличествующие знания дополняются и развиваются.
Во-вторых, они определяются наличием внутреннего собственного движения, обусловленного их областью и, в первую очередь, диалектикой.
В-третьих, они диалектические учения, которым подвластны всеобщность и знания; философия Гегеля и Новейшая философия суть вторая и последняя всеобщая система знаний.
В-четвертых, они являются основой создания национально-ориентированных учений.
В-пятых, они являются основой феноменологического усиления потенциала* родившей страны.
В-шестых, они являются защитой от оккультизма, мракобесия, материализма и атеизма.
Но философия Гегеля и Новейшая философия также существенно различаются, в первую очередь, в следующем.
Во-первых, важнейшим моментом для философии Гегеля являлось то, что во времена ее актуализации «рассудочное просвещение своим формальным, абстрактным, бессодержательным мышлением опустошало религию, лишало ее всякого содержания… просветительная теология, со своей стороны, крепко держалась своего формализма, не хотела идти дальше апелляций к свободе совести, свободе мысли…» [1. Т. 1. С. 9]. Это потребовало создания совершенного учения – диалектической логики, предназначенной для познания Божественного, а также для ментальной защиты священного от оккультизма, материализма и атеизма. В настоящее же время вопросы отпора оккультизму и атеизму вышли на первое место, более того, особо остро встал вопрос спасения.
Поэтому если философия Гегеля есть познание для духовной пользы людям, то Новейшая философия есть познание, с одной стороны, для защиты от мракобесия и, с другой стороны, для объяснения спасения, и оба указанных положения находятся в единстве.
Во-вторых, для философии Гегеля существенна своя национальная подоплека. Великий мыслитель ее сформулировал так: «философия нашла свое убежище в Германии и живет только в ней» [1. Т. 1. С. 14]. Обосновал он это так. «Еще недавно, с одной стороны, тяжелые времена заставляли предавать слишком большое значение мелким интересам повседневной жизни, а, с другой стороны, высокие интересы действительности, интерес и борьба, ставившие себе целью прежде всего восстановить и спасти политическую целостность народной жизни и государства, в столь большой мере поглощали все способности духа, силы всех сословий, равно как и все внешние средства, что внутренняя жизнь духа (нации. – ПРИМ.) не могла обрести спокойствия….. когда немецкий народ спас свою национальность, основу всякой живой жизни, наступила пора, когда наряду с областью действительного мира, может самостоятельно расцвести в государстве также и свободное царство мысли» [1. Т. 1. С. 12]. А интересным моментом является то, что «касается превосходства немцев в разработке философии…у других народов… самый предмет захирел и исчез, так что от него едва осталось воспоминание или смутное представление» [1. Т. 1. С. 14].
В частности, поэтому утверждение о непосредственном использовании философии Гегеля требует серьезного осмысления: то, что философия Гегеля может оказать влияние на развитие любой нации – несомненно. Но нужно ли, например, одной, отдельно взятой стране влияние философии евроцентристского образа? При этом не следует думать, что философию Гегеля можно перебороть, приспособить «под себя». Это не так. Философия Гегеля слишком мощна…
Таким образом, рано или поздно, существенно было создание (восстановление) диалектического учения неевроцентристского образа, т.е. которое должно быть и иметь иное ментальное существо**.
В-третьих, что следует отметить, указанные особенности обусловили то, что диалектическая логика, также как и диалектическая философия Гегеля, оказалось единой с философией Гегеля, в ней, а в Новейшей философии, соответственно, российская диалектика и современная диалектическая философия – раздельны, имеются в оппозициях.
* - не промышленности или хозяйства (!), точнее они должны развиваться в силу поддержанного обществом развития экономики и государственного устройства (что не означает развития экономики самой себя).
** именно неевроцентристский образ нового диалектического учения позволяет говорить о самобытном развитии любого государства.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гегель Г.В.Ф. Соч. – М.-Л.
См. «Современная диалектическая философия и диалектическая философия Гегеля: сверхчувственное сравнение»,
«Современная диалектическая философия и диалектическая философия Гегеля: методологическое сравнение»,
а также «Современная диалектическая философия», «Новейшей философии понятие».