Измерения и характеристики современной экономической философии,
ее нормативные и праксеологические возможности.
- 22.03.09 г. -
До того как новый нормативно-ценностный порядок становится в реальности, он рождается в научных трудах исследователей, актуализируется в связи с политико-экономической концепцией, для чего требуется не только объективно-истинное представление о мире и наличие представлений о социально-экономическом развитии, но и понимание желаемого и его проекция на социальное устройство - наличие социального идеала, проекции социальных интересов. При этом социальный идеал не только выполняет функцию селекции экономических идей и социального регулятора экономической деятельности, но и выступает мотивирующим фактором и движущей силой преобразовательной активности, а также опорой социально-политического и социально-экономического конструирования. Но он вместе с совокупностью разработанных экономико-философских представлений может остаться теоретическим конструктом и просто представлением о желаемом. Для того, чтобы совокупность экономико-философских представлений стала бы действующим фактором общественного сознания и приобрела принуждающие к социальному действию функции, должны обнаружиться не только описание, объяснение объективной реальности, но и постановка перед человеком практической цели и программа общественных преобразований. Иными словами, научное (научно-социальное) представление должно иметь соответствие с социальной идеей и с социальным идеалом. При этом в смысле реализации экономико-философской концепции развития устанавливается связь характеристик предполагаемой социально-политической организации с параметрами будущего нормативного порядка.
Изменение социальной реальности и становление новых социальных отношений и социальных систем, рассмотренных под определенным углом, выступают как процессы становления нового нормативно-ценностного порядка, под которым в социальных науках принято понимать социокультурный комплекс, состоящий из интересов, ценностей, целей и средств их достижения. Также как и социальный идеал, нормативно-ценностный порядок выступает целевым конструктом общественных преобразований. Нормативно-ценностный порядок, как целевой конструкт общественных преобразований, является результатом философских изысканий, (экономико-)научного производства и идеологической борьбы. А вот производство и воспроизводство социального порядка (реального нормативного порядка) происходят в процессе опривычивания, типизации социальных действий, повседневных социальных взаимодействий, т.е. они не представляют собою целенаправленный, сознательный процесс, сознательно-преобразующую деятельность. Но при этом становление социального порядка не означает отсутствия научной рефлексии на темы социального поведения. Более того, именно эта рефлексия - рефлексия экономико-философской концепции развития, выступает существенным моментом механизма становления социального порядка, обеспечивая отбор норм в сознании общества.
Социальные идеалы оборачиваются к обществу практически-преобразовательной стороной и трансформируются вместе с экономико-философскими концептами в социальный проект, тем более, что технологически идеал и проект существенно совпадают в том, что они представляют собою то или иное представление и создание некоторой идеальной конструкции, способной направлять и определять последующие действия человека. При этом обнаруживается и фиксируется единство положений и аспектов окружающей реальности, теоретических исследований и программно-преобразующих концепций, которые обобщаются и анализируются в современной экономической философии в рамках единых теоретико-методологических представлений, с последующим формированием соответствующей модели.
Таким образом, в единстве понимания, определения и применения (положений) измерений современной экономической философии обнаруживаются не только ее нормативные и проектные особенности и характеристики, но и ее уникальные теоретические и праксеологические инструменты, которые понимаются в единой целостности.
Обобщая изложение предыдущих статей Раздела, можно говорить о совокупностях
- пяти измерений современной экономической философии, в том числе аксиологическое измерение современной экономической философии и социоидейное измерение современной экономической философии;
- десяти характеристик современной экономической философии, в том числе отвержение экономизма, социальная субъектность и положенность (в ряде отрицаний и оппозиций), т.е. построение современной экономической философии определило, что она не является теоретизирующим синтезом (любого порядка);
- пяти уникальных инструментов современной экономической философии, в том числе многомерное комплексное аксиологическое пространство.
Необходимо также отметить, что современной экономической философии присущи и диалектические аспекты.
При этом еще раз подтверждается парадигмальное положение, определяющее то, что рассмотрение хозяйственно-экономической реальности на основе обозначенных определенностей* дает новое позиционирование экономико-философского осмысления, т.е. позиционирование экономической философии на современном этапе ее развития, как специфической формы общественного сознания, характеризующегося существенными проектными и праксеологическими возможностями. А система понятий современной экономической философии укоренена в экономической жизнедеятельности общества и задает способы ориентации среди многообразных жизненных явлений и процессов, способствуют осознанию многообразных проявлений общественной жизни и реализации общественного проектирования.
* См. «Основные концептуальные определенности современной экономической философии»
[См.«Измерения современной экономической философии», «Характеристики современной экономической философии», «Инструменты современной экономической философии», «Диалектические аспекты современной экономической философии», «Особенности современной экономической философии».]