Титульная статья Раздела «Общество».
- 09.12.09 г. -


В связи с различными представлениями об обществе и о его развитии, характеризующимися набором существенно отличающихся пониманий, мы подумали, что следует отдельно выделить обсуждение темы «Общество».
   Дело в том, что в последнее время все чаще не учитываются мировоззренческие позиции, исторически заложенные в понимании как самого общества, так и его развития. Например, следует учитывать, что ныне модные западные концепции являются т.н. буржуазными, т.е. подразумевающими защиту капитализма и обоснование его совершенства, несмотря на болезни, голод и бесправность многих людей, все прогрессирующую бедность (абсолютную или относительную) большинства населения.

Новейшая философия подразделяет представления об обществе и его развитии и их концепции, в первую очередь, на
- буржуазные - социально-эволюционные и цивилизационную концепции, являющиеся описательными, отвлекающими, не несущими, чтобы ни утверждалось, позитив подавляющему числу людей на планете,
- линейно-формационную или просто формационную (марксову или пролетарскую),
- диалектическую (всеобщую).

Буржуазное мировоззрение определяет социально-эволюционное и цивилизационное понимание развития общества.
     Социально-эволюционное понимание развития общества определяет социально-эволюционные концепции развития общества, практически не рассматривающие производственные отношения и политико-экономические закономерности развития общества, которые учитываются в формационном и диалектическом подходах.
    Социально-эволюционное понимание развития общества [т.е. представления о традиционном и современном обществе (концепции социального эволюционизма и веберовская концепция капитализма), о доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществах (концепция технологического детерминизма и концепция эволюционного развития) или о разных фазах технического или социального развития общества] отражает буржуазные представления (или капиталистические представления, или западные представления), нацеленные на обоснование капитализма, как высшего типа развития общества, преимущественности капитализма, иногда его вечности и т.п. 
    Цивилизационное понимание развития общества является обобщенным, не подразумевает подробное рассмотрение или занижает роль конкретных социально-
экономических процессов.

Антиподом социально-эволюционного и цивилизационного подходов являются формационные представления о развитии общества - формационная концепция развития общества, как представления о последовательной смене общественных формаций, основывающиеся на рассмотрении производственных отношений и политико-экономических закономерностей развития общества, но до глупости утрированные в советском историческом материализме.

Но следует отметить, что указанные выше представления и их увещевания опровергнуты ходом истории: капитализм несет бесправность, бедность и нищету большинству населения планеты, относительное благополучие населению наиболее развитых стран (за счет населения других стран), но его бесправность и очевидную бедность перед малым числом богатых людей в этих странах, а представления исторического материализма даже и не предполагали крах социалистической страны, более того, явно метафизичны в своем утверждении о [по-разному определяемому] коммунизме, как о высшей и последней стадии (формации) развития общества.

Наиболее адекватными и, главное, соответствующими ходу истории являются представления, основанные на диалектическом понимании [противоречий] развития общества, в настоящее время выявившие нелинейность развития общества и не рассматриваемый ранее тип обществ – индустриально-социальное общество, которое рассматривается в диалектическом позиционировании общественных формаций с позиций производительных сил (индустрии), производственных отношений (собственность и распределение в обществе), общественно-социальных процессов и законов развития обществ.
    Диалектическое понимание [противоречий] развития общества определяет диалектическую концепцию развития обществ.
    С учетом богатого исследовательского материала, но пропитанного идеологическими воззрениями, диалектический подход к пониманию развития общества предполагает комплексный анализ имеющихся концепций и их стратификацию в историко-диалектическом и политико-экономическом смыслах; в частности, диалектически подход к пониманию развития общества определяет рассмотрение развития обществ в областях современной диалектической философии (диалектика развития и противоречий, общественное сознание), социальной философии Новейшей философии (общество и его приоритеты, историко-общественные законы) и современной политической экономии (историко-производственные законы и экономические строи).