Титульная статья Раздела «Диалектика».
- 09.12.09 г. -
Нагромождение общепринятых терминов, связанных с понятием «диалектика», до настоящего времени оставалось непонятным как в связи с исторической ретроспективой вопроса, так и в связи с искажением понимания диалектики в советском диалектическом материализме, элементы которого все еще преподаются. Поэтому для определения диалектики необходимо разобраться с рядом вопросов, что и потребовало формирования этого Раздела.
При этом предполагаемая ранее политика сайта по изложению диалектики, ее реализаций и положений, базирующаяся на развитии представлений о Высшей диалектике, полученных в современной диалектической философии, оказалась явно преждевременной. Если ранее предполагалось изложить моменты вообще диалектики по Гегелю, при этом давая описание трансцендентальных моментов (в т.ч. о которых В.И. Ленин сделал пометку в своих конспектах «темна вода») и актуализированных новых положений, выделенных в Воспроизведении в т.н. Высшую диалектику, то теперь оказалось целесообразным дать представления хотя бы о самой диалектике и о некоторых моментах исторической ретроспективы ее понимания, а также о ее искажениях. Необходимость этого явно следует из присылаемых вопросов и комментариев. Следует также отметить, что представления К. Маркса и В.И. Ленина, которые существенно отличающиеся от гегелевских, были положены в основу т.н. материалистической теории познания, но которая с течением времени превратилась в метафизическую и лозунговую и стала рассматривать идеологические положения, например, диалектику борьбы… азиатских и африканских стан с колониальной политикой международного империализма (см., напр., [Материалистическая диалектика. В 5-ти т. – М., 1981, Т. 5]).
Сейчас от советского диалектического материализма и его теории материалистической диалектики отказались в виду их явной идеологизированности, ненаучности и ошибочности. (Надо сказать и об их принципиальных отличиях от гегелевских, марксовых и ленинских рассуждений.) А то, что осталось после исключения принципа партийности и при добавлении иностранных представлений, то и образует современные представления о диалектике, явно не соответствующие ни гегелевским трудам, ни действительности.
Уже все больше и больше людьми понимается хотя бы разница между объективностью и материальностью, но это не значит, что действие советской идеологии в современных философских представлениях завершено. И это не удивительно: во-первых, идеология была сильна, точнее, ее насаждение, и, во-вторых, как отметил еще Планк в своей «Научной автобиографии», старое поколение мало приемлет новое, тем более те, кто имеют идеологизированное, подорванное мировоззрение.
Критики в отношении, как теперь получается, "нового" определения диалектики (для философских наук и людей, все еще подверженных советскому диалектическому материализму) ничтожно мало, хотя вопросов относительно этого много (и опасения студентов понятны).
И понимание диалектики опять оказывается актуальным, быть может, как никогда ранее, и мы начинаем разговор о диалектике снова.
Принципиальными оказались многие вопросы пользователей, в соответствии с которыми сформирован этот Раздел. Но это не означает исключительную верность выбранного направления презентации материалов. Оно сформировано, в основном, на базе присланных сообщений. Поэтому мы ждем новых сообщений, в соответствии с которыми будет проводиться коррекция развития Раздела и формирование его новых статей.
Определение и понимание диалектики изложены, в основном, в следующих статьях:
«Диалектика»,
«Диалектика в устаревающей философии»,
«Диалектика в Новейшей философии»,
«Диалектика: резюмирующие положения».
В остальных статьях даны историко-ретроспективные и новейшие ее моменты, необходимые для хотя бы общего восприятия ее определения и положений, а также исторических мистерий вокруг нее, не менее важных для ее гносеологической и практической актуализаций.
Но главное, на что надо обратить внимание, так это то, что диалектика очень актуальна и практична, и на ее основе уже созданы новые знания, соответствующие современным реалиям.