АРХИВ: прежняя редакция статьи "Диалектическая философия и науки" от 20.04.08 г.


Система знаний диалектической философии независима от наук, и она альтернативна им:
- диалектическая философия является представлением философии в бытии, и она есть всеобщее отражение Мира, всеобщее представление о Мире, всеобщее познание Мира;
- науки суть разрозненные и разнесенные представления о ряде феноменов окружающего физического мира и общества, поэтому не могут охватить цельность Мира.
    Диалектическая философия признает существующими вне человеческого сознания не только материю, но и независимые от нее логическое и  сознание, также действительные, как и материальный мир. 
    Диалектическая философия критически относится к изучению Мира по частям, принятому в науках, несмотря на декларацию в них междисциплинарных исследований, поэтому – к узкоспециализированному объективному характеру научного исследования; диалектическая философия цельна и всеобща.

Диалектическая философия руководствуется духовным в познании, основывается на диалектическом подходе к познанию Мира и к существованию в нем, а не на рациональном подходе. Наукам же свойствен предметно-объективный характер научного исследования, рационализм и критицизм, а также доказательность опирающаяся лишь на ограниченные экспериментальные факты. Современные науки практичсеки не имеют аксиологичсеких аспектов.

Диалектическая философия – это выражение или отражение самой действительности, а не какой-то существенности, предназначаемой для наук.

Содержание диалектической философии «первоначально порождено и ныне еще порождается в области живого духа, образуя мир, внешний и внутренний мир сознания, – иначе говоря, что ее содержанием служит действительность» [Гегель Г.В.Ф. Соч. – М.-Л. – Т. 1. С. 21-22]; содержанием наук служат некоторые явления существующего, да и то – лишь наличного бытия.
    Диалектическая философия изучает природу, однако не столько в ее исторической и реальной неизбежности и, как указал Гегель, в ее требуемом смыкании с логическим [там же. Т. 3. С. 365] – природу, сколько как поле существования и деятельности совершенного создания – человека. Бытие просто открыто для диалектической философии – является инобытием ее содержания, за исключением малых по значимости предметных и количественных деталей (отдаваемых для исследования наукам). Поэтому природа, как вторичное, дана познанию диалектической философии, которая содержит в себе знания о бытии, природе и обществе, постепенно раскрывает их. Они – для ее раскрываемого содержания.
    Система знаний диалектической философии – самододостаточна, главное, полностью воспроизводит себя, обладает собственными областями познания и отраслями познания, в том числе, собственными науками и дисциплинами.

Диалектическая философия суть знания в духе и снизошедшие знания духа, поэтому она остро критически относится к ценностной нейтральности наук, все более теряющих понимание человека в своих технических достижениях, уже противопоставивших созданный на их основе мир природному миру человеческому.

И если науки служат фетишизму, то диалектическая философия – спасению от него, главное, она служит возвеличиванию духовности и человека.

Остается добавить, что диалектической частью современного познания, диалектической составляющей третьего этапа развития познания (философии) в бытии в настоящее время является Новейшая философия
    Новейшая философия – основа нового духовно-диалектического познания, снимающего идеализм (материализм и субъективный идеализм), противостоящего атеизму и мракобесию и являющегося альтернативным современному познанию рационалистического образа.


См. «Обычные науки»,
«Наука идеи», «Энциклопедия философских наук», «О знаниях»
и «Области и напраления познания в Новейшей философии».