Причины изучения модернизации.
-
22.04.12 г. -
Теперь,
уже подводя в некотором смысле черту под изложением очередной группы
размышлений о модернизации и ее
исследованиях, стоит обобщить функциональные причины
изучения модернизации,
выявленные в процессе актуализации диалектической
теории модернизации.
Раньше это было нецелесообразно делать,
особенно без понимания качественно нового значения самой модернизации, в свою
очередь, которое обозначилось лишь при рассуждениях об основе познания - о логике, о которой и было сделано некоторое отступление*.
То есть исследования модернизации оказались
обусловленными не только внешними, объективными факторами, что, конечно же,
должно было быть, но и рефлексивными факторами, в частности, связанными с
совершенствованием самих процессов познания.
При этом для изучения модернизации
оказались существенными не только новые положения, но и переосмысленные
известные положения, зачастую взятые в новом качестве.
С другой стороны, модернизационные
исследования дали толчок к развитию современного диалектического познания:
например, именно
на их основе был обозначен комплекс понятий диалектических исследований и т.д.
Тут надо отдельно отметить, что рассуждения
о модернизации, которая всеми справедливо связывается с инновациями, сами стали
ярко инновационными, и при этом обнаружилась их принципиально новая
рефлексия в себя, в принципе не
исследованная в философии Гегеля. Она является одним из важнейших открытий современной диалектической
философии, весьма
серьезно развивающей гегелевский путь познания, но это
- отдельная тема.
Сейчас принципиально важным является то,
что диалектические модернизационные
теоретизации
оказались имманентными развитию
познания и по духу, и по методам, даже стали
их составной частью, а также основой создания новых познавательных
инструментов и развития вообще логики. В этом смысле диалектические
модернизационные теоретизации инновационны сами по себе, поэтому имеют право
образовывать рассуждения о развитии себя, познания и общества. И никакие другие
исследования модернизации не обладают этими свойствами и являются внешними к
предмету, поэтому не эффективны, и в науках нет представлений о модернизации.
При этом, в частности, причины изучения
модернизации оказались особенным
в системе модернизационных теоретизаций, подлежащим осмыслению именно в
их ходе, а не составляющим некие вводные или внешние положения (это - важное
замечание, которое не может быть понято в науках).
Поэтому для фиксации
проведенного этапа модернизационных рассуждений, включающих обозначенное
отвлечение на логику, и для подготовки концептуальной основы для последующих
рассуждений о модернизации целесообразно хотя бы в целом рассмотреть уже
обозначавшиеся аспекты причин ее изучения (с другой стороны, также являющихся и
аспектами модернизационных исследований, ряд из
которых тоже уже был обозначен).
Изложить и некоторым образом пояснить причины
изучения модернизации, которые отражают указанные выше аспекты, в первую
очередь, развитие познания и новых представлений вообще о логике следует и
потому, что а) нужно подчеркнуть важность вообще изучения модернизации для
познания, для общества и для любого отдельного человека (что принципиально ново
для наук), и б) необходимо внести некоторую ясность в вектора дальнейшего
изложения вопросов модернизации.
При общем определении причин изучения
модернизации следует указать, прежде всего, три положения.
Во-первых, причины изучения модернизации,
точнее - их обособляемые положения и аспекты, разнокачественны, но в тоже время они тесно
связаны друг с другом, т.е. представляют собою совокупности ряда
опосредствованных положений, теоретическое обоснование возможности которых было
получено в Новой логике.
Это, с одной стороны, определило
возможность проведения исследований в диалектической теории модернизации не
только на основе общеизвестных инструментов (методов и т.д.), но и на базе основе
эксклюзивных разработок, например, комплекса предметных
понятий диалектических модернизационных теоретизаций, который активно
используется в ходе модернизационного
проектирования, и даже отдаленного аналога которому нет и не может быть
в науках.
С другой стороны, обобщение предметных
позиций с учетом открытий Новой логики позволило развить ее самой позиции, а
также создать некоторые особые инструменты диалектических исследований,
например, комплекс понятий диалектических
исследований (вот конкретный пример одной из тем внемодернизационных
исследований).
Во-вторых, причины изучения модернизации могут
быть объединены в группы:
-
функциональные причины изучения модернизации,
-
социальные причины изучения модернизации,
-
знаниевые причины изучения модернизации,
-
индивидуальные причины изучения модернизации.
При этом ряд из причин изучения
модернизации одних групп можно отнести и к другим группам или даже к предметным
позициям модернизационных теоретизаций. Это, очевидное теперь положение имеет
колоссальное методологическое значение и связанно не только с причинами
изучения модернизации как особенным, но и с возможностью его исследования на
базе новых логических средств.
А сами группы причин изучения модернизации
идентифицируют как некоторые соответствующие позиции исследований, так и даже отдельные
специфические направления диалектических исследований, что напрямую связано с
определением и особенностями модернизационного теоретизирования и ветвями его
осуществления, чего в принципе не может быть в науках.
Таким образом, группы причин изучения
модернизации зачинают ряд исследований. Это вроде бы понятно, однако дело в
том, что группы причин изучения модернизации не только обозначают новые аспекты
самой модернизации, но и обозначают темы внемодернизационных исследований (это было продемонстрировано отвлечением на логику). И
вот тут со всей очевидностью проявляется различие подходов и вариантов изучения
модернизации и ее предназначений в современной диалектической философии и в
науках.
В частности, уже можно понять, что изучение
модернизации в современной диалектической философии базируется на принципиально
новых исследовательских инструментах, и оно стратегически нацелено на развитие вообще
познания, - так что оказываются синтетически увязанными оба этих положения. Не только познание нужно для изучения модернизации, но и
модернизация оказывается а) понимаемой в более широком смысле, чем в науках, и б)
существенной для развития познания.
В-третьих, таким образом, понимание модернизации расширяется; вот
что ярко высвечивается и оказывается существенным при анализе причин ее
изучения.
Это можно, в
частности, показать и на примере того, что каждая из групп причин
изучения модернизации, обозначающая соответствующую уникальную ветвь
модернизационного теоретизирования, полагает соответствующие конкретные общетеоретические
внемодернизационные исследования, о
результатах некоторых из которых уже можно сказать без ущерба для современных
диалектических исследований, так как соответствующие разработки недосягаемы из наук:
-
функциональные причины изучения модернизации определили
развитие инструментов познания, например, были актуализированы комплекс предметных понятий диалектических
модернизационных теоретизаций, а также комплекс понятий
диалектических исследований, весьма важный для понимания многих проблем,
например, искусственного интеллекта;
-
социальные причины изучения модернизации определили
возможности познания весьма значимой части жизни - общественной жизни, что, в
свою очередь, позволяет изучать, а, значит, понимать саму жизнь, в т.ч. в ее общих и
трансцендентальных аспектах, что важно для понимания, с одной стороны, смысла жизни человека и ее целей (см. ниже), и, с другой
- конкретных сфер социальной жизни, например, уже стала очевидна суть будущей
экономики, и
появилось понимание того, как вести бизнес в ближайшем будущем, например, через
обращенный
капитал;
-
знаниевые причины изучения модернизации определили создание
новейших инструментов исследований, в первую очередь, комплекса понятий
диалектических исследований, и даже особой области познания - философии знаний,
позволяющей решать ряд вообщих задач, а также ряд цивилизационных и социальных тактических задач; но
ведь возможно и решение разнообразных индивидуальных задач теми людьми, которые
стремятся вырваться за рамки ментальных ограничений обыденной жизни, хотят быть креативными и счастливыми, а
не биороботами;
-
гуманитарные причины изучения модернизации позволили
расширить объемы осмысления человека, его жизни и ее смыслов, причем не столько
в бытийных смыслах (например, личный бизнес), сколько
в ее предназначении и в ходе всей реальной
жизни
человека.
Итак, изучение модернизации в современной
диалектической философии - это, в первую
очередь, совершенствование познания и представлений об обществе и о человеке и
установление возможности их свободного и прогрессивного развития, в т.ч.
модернизации одной, отдельно взятой страны.
*
См. «Логика и модернизационные
теоретизации», «Модернизация логики» и «Вопросы
модернизации логики».
См.
«Диалектическая философия и науки»
и «Модернизация логики».