Начала одной из новых логик.
- 03.11.13 г. -


1. Предметная часть.


В данной статье рассматриваются некоторые базовые, структурные и концептуальные положения одного из факторов трансформации логики, можно даже сказать – некоторые положения одной из новых логик, но не в смысле раскрытия самой этой логики, а в целях обозначения ряда моментов и свойств, важных для грядущего изложения материалов проекта ДИАЛЕКТИКА.


Примечание.
Может возникнуть вопрос о том, а как это можно обсудить что-то, касающееся логики, или даже указать последующие моменты и свойства, не имея представления о самой этой логике? Ответ прост: будет обсуждаться не логика, а тот или иной момент или свойство. Уже давно широко известен соответствующий принцип. Так, в языке программирования  C#  есть, например, так называемые абстрактные классы: в них определяется лишь самая общая форма для производных классов. В самих абстрактных классах нет никакой конкретики, и у них даже не может быть объектов. Зачем же они нужны? Они нужны для определения характера (свойств) элементов (например, методов), которые должны быть конкретно реализованы уже в производных классах.
    Так что понимая, что настоящая статья есть некий «абстрактный класс» для обсуждаемой логики, можно указать ряд моментов и свойств, нужных для дальнейшего изложения материалов проекта ДИАЛЕКТИКА. А разделы описания обсуждаемой логики («производные классы») – это другие, последующие уточняющие изложения.
    Кстати следует отметить следующее.
    Во-первых, некоторые теории современной диалектической философии определяются на основании указанного принципа (создание абстрактных разделов и положений с последующим предметным уточнением).
    Во-вторых, дальнейшее изложение материалов сайта всё более интенсивно будет использовать принцип абстрактных классов.
    В-третьих, всё указанное, в свою очередь, потребовало создания отдельного нового компьютерного ресурса, о котором вскорости будет разговор на сайте.
    А что касается предметного изложения обсуждаемой логики, то его можно осуществить в отдельных статьях и монографии. Пока же её отдельные положения могут не только обсуждаться с заинтересованными читателями сайта, в т.ч. и в предметных дискуссиях по темам настоящей статьи (см. ниже), но и использоваться для нужд современной диалектической философии и проекта ДИАЛЕКТИКА.


А. Как уже отмечалось на сайте, диалектика развития познания, негативы и убогость обыкновенной логики, методологические потребности современной диалектики и т.д. обусловили необходимость и неизбежность модернизации общеизвестной логики.
    Но сначала нужно было определиться с развитием логики. Для этого в современной диалектике были рассмотрены соответствующие предметные вопросы и определены факторы актуализации новых логик.
    Один из них определен неизбежностью развития
– форм рассуждений в смысле обеспечения их однозначности, полноты и производительности,
– существующих методов познания.
    При этом потребовалось найти безотносительные или хотя бы однозначные способы (формы) осуществления рассуждений и теоретических исследований, т.е. определиться с существом одной из новых логик (далее – «создаваемая логика»).

Главное, нужно было найти стезю выведения создаваемой логики, ибо, согласно Гегелю, истинным методом познания может быть лишь движущаяся в познании природа содержания.
    Таким образом, во-первых, создаваемая логика должна была быть выведена, а не собрана из взятых с «потолка» аксиом и создаваемых на их основе теорем и т.п.
    И хотя бы в этом создаваемая логика имеет принципиальное отличие от обыкновенной логики, удостоенной Гегелем презрения.
    Во-вторых, познание создаваемой логики (образуемые в ней рассуждения) также должно осуществляться в форме движущегося в диалектическом познании содержания, при этом создаваемая логика должна вовлекать в свое движение предметное содержание, раскрывать его, постигать его диалектику и понятие.
    В этом тоже создаваемая логика имеет принципиальное отличие от обыкновенной логики.
    И т.д.

Итак, обсуждаемую логику следует конструировать, исходя из имеющихся диалектических оснований (гегелевская наука логики) и некоторых ограничений, которые являются её определениями (предметные посылки, цели, задачи…).
    Понятно, что базовыми являются исследования Гегеля. Однако ряд их положений был развит в современной диалектике (кстати, некоторые из соответствующих новых актуальных для обсуждаемой логики свойств будут указаны ниже).


Б. Некоторые базовые положения обсуждаемой логики, которые важны для грядущего изложения материалов проекта ДИАЛЕКТИКА.

Ба. В обсуждаемой логике не используются и, поэтому, исключены
– обычное понятие (рассудочное понятие в науках) и связанные с ним неоднозначности, ошибки и негативы общеизвестной логики,
– обычное суждение (рассудочное суждение в науках) и связанные с ним неоднозначности, негативы и ошибки общеизвестной логики,
– обычное умозаключение (рассудочное умозаключение в науках) и связанные с ним неоднозначности, негативы и ошибки общеизвестной логики,
законы логики и связанные с ними неоднозначности, негативы и ошибки общеизвестной логики,
аксиомы и связанные с ними неоднозначности, ошибки и негативы логики, иными словами, решена указанная Кантом проблема аксиом (относительность групп аксиом как мнений отдельных ученых).
    Итак, обычные понятие, суждение, умозаключение и законы логики не используются в силу их неопределенности и демагогической пустоты, чего не может не видеть только неактуальная логика, угасающая в устаревающих и уже много лет попросту переписываемых учебниках.
    Аксиомы не применяются в силу их недостатков, указанных еще Кантом.

Исключение указанных положений соответствует известному утверждению Гегеля о том, что логика не может брать в качестве посылки ни форм рефлексий, ни правил или законов мышления; удивительно, что науки это утверждение и его обоснование проигнорировали.

Бб. Далее, все указанные выше положения привели к выводу о том, что необходимым является определение оснований логики. (Это положение не относится к предмету настоящей статьи.)

Бв. Обсуждаемая логика базируется на уже имеющихся диалектических основаниях, обусловливаемых философией Гегеля, и регламентируется рядом положений философии Платона.
    Таким образом, ей не нужны ни законы, ни аксиомы, ибо обсуждаемая логика является органичным продолжением гегелевской науки логики в определенной плоскости, которое регламентируется рядом положений философии Платона и ограничениями, которые являются содержательными определениями (предметные посылки, цели, задачи…).

В целом же обсуждаемая логика имеет значительную теоретическую базу, в первую очередь, это новодиалектические
– науки-логики-продолжение,
– когнитивная теория терминов, понятий и определений,
– общая теория суждений,
– методологическая отрасль познания
и др.
    Для согласования используемых терминов использовались различения обозначений, установленные в когнитивной теории терминов, понятий и определений.

Бг. Предметные посылки обсуждаемой логики определяются критикой обыкновенной логики, осуществленной Кантом и Гегелем и предметно развитой в современной диалектической философии.
    Некоторые предметные посылки:
– рассудочное понятие в диалектике,
– рассудочное суждение в диалектике,
– рассудочное умозаключение в диалектике.

Бд. Развитие обсуждаемой логики и её познания осуществляется в соответствии с указанными Гегелем принципами, что определяет базовые формы развития этой логики и её познания, в т.ч. осуществления рассуждений (эти положения не является предметом настоящей статьи, но могут обсуждаться с заинтересованными читателями сайта, в т.ч. и в предметных дискуссиях по темам настоящей статьи).

Бе. Указанные положения обусловили ряд позиций определения и развития обсуждаемой логики, в т.ч. следующие.

Было проведено согласование следующих элементов: обозначение, рассудочное определение в диалектике, рассудочное понятие в диалектике, рассудочное суждение в диалектике, рассудочное умозаключение в диалектике и др.
    При этом было учтено, что определение обладает качеством и свойством.
    Учет качества привел к необходимости рассмотрения количества, что обусловило ряд выводов.

Были рассмотрены структурные положения.

Для отдельных положений были рассмотрены их характеристики, в частности, отношение к этапам развития логической идеи.

И др.


В. Из важнейших предметных положений укажем следующее.

Были установлены возможности осуществления рассуждений, в т.ч. новодиалектические синтетические возможности рассуждений, не раскрытые Гегелем, в первую очередь, логическая (процедурная) синтетичность. Её суть в том, что для предметного содержания может быть образовано определение, аналитически не выводимое из него (что согласуется с теоремой Гёделя), и потом оно может быть использовано в синтетических и других построениях.
    Таким образом, при данном предметном объеме возможно создание синтетического нового, а не только аналитически выводимого.
    При этом появляется возможность реализации самостийных синтетических построений, т.е. саморазвития соответствующих логических (алгоритмических) построений.

В таком случае очевидно различение хода рассуждений в обсуждаемой логике:
– один («обычный») характеризуется субъективным составлением  рассуждений, правда, уже не на основе законов логики,
– второй (новодиалектический) определяется свободным развитием содержания, что соответствует свободному, истинному мышлению, указанному Гегелем в его труде «Наука логики». (Конечно, свободная алгоритмическая реализация содержания далека от саморазвития понятия, но ведь и речь идет не о диалектическом познании, а лишь об одном из его инструментов, точнее – об одной из новых логик).

В целом же в системе логик современной диалектической философии образуется суперпозиция реализации различных видов рассуждений, создающая многомерное пространство возможностей, ряд из которых, правда, тривиален или абстрактен. Однако имеет место и ряд реальных возможностей, которые не охватываются известными логическими теоретизациями и являются принципиально новыми, создающими преимущества логикам современной диалектической философии перед общеизвестной логикой.


Г. Некоторые методологические положения обсуждаемого фактора трансформации общеизвестной логики, которые важны для грядущего изложения материалов проекта ДИАЛЕКТИКА.

Га. В обсуждаемой логике, да и вообще в новых логиках, аксиом нет, поэтому одной системе аксиом нельзя противопоставить другую, о критичности чего писал Кант. Поэтому в новых логиках нет внутреннего парадигмального противоречия.

Гб. Построение обсуждаемой логики и вообще новых логик принципиально отлично от построения обыкновенной логики, основанной на аксиомах и законах.

Гв. В целом обозначается различение вообще логики не только в части объективной и субъективной логик, указанное Гегелем, но и в смысле отказа от предположения (аксиоматичности) форм рефлексий, правил и законов мышления, что обусловливает новые представления о конкретной логике.


Изменение парадигмальных представлений и есть то новое, к чему должно стремиться познание, и что позволяет формировать новые знания и технологии, значительно превосходящие устаревшие.


2. Дискуссионная часть
[в рамках проекта ДИАЛЕКТИКА].

а. Обозначение исходных, предметных и целевых положений обсуждений предполагается осуществить в начале предметных дискуссий.

б. Для предметных дискуссий в рамках Академии диалектики и диалектической философии предоставляются ссылки на дополнительные материалы.

в. Вопросы, предложения, сообщения и т.д. можно присылать на сайт через Контакты, а также на различные вспомогательные и дополнительные ресурсы сайта.

г. Для новых пользователей и для новых ветвей обсуждений могут быть созданы дополнительные дискуссионные площадки; заявки и предложения присылать через Контакты.


3. Другие обсуждения: http://all-discussions.livejournal.com/48876.html.