Социальные аспекты развития логики.
- 25.04.10 г. -

>> Несовершенство и негативы логики могут мешать не только развитию познания, но и осуществлению социально-экономических преобразований в обществе
.

Анализ существа и развития логики (традиционной логики) – весьма объемная тема, которая затрагивает многие вопросы и проблемы. Они, в частности, соотносятся с позиционированием и осмыслением глобальных представлений о вообще логике, с анализом познания и его методов, с пониманием системы логики и т.д. Однако эти и иные вопросы, касающиеся, на первый взгляд, только логики и познания, весьма важны не только для их развития, но и для жизни общества, что обычно не учитывается. Иными словами, логика существенна не только для познания, но и для общественного развития, как цивилизации в целом, так и отдельных стран. Поэтому, социальные стороны и аспекты развития логики существенны, важны и должны рассматриваться в особом порядке, что и осуществляется (пока только) в Новейшей философии.
    В данной статье не будут рассматриваться эволюция логики, всеобщие представления о ней, гносеологические, исторические, когнитивные и другие положения, которым в Новейшей философии уделяется колоссальное внимание, и которые будут освещены в том или ином объеме несколько позже. И цивилизационные стороны и аспекты развития логики, предельно важные как для познания, так и для понимания развития мирового сообщества и выработки вариантов и программ путей дальнейшего его развития, пока не будут затронуты.
    В данной статье будут кратко рассмотрены некоторые социальные стороны и аспекты логики в контексте вопросов, имеющих отношение к осмыслению современного российского развития, которому в целом и посвящен проект ДИАЛЕКТИКА, ряд положений которого излагаются на настоящем сайте.

Во-первых, как было установлено еще И.Кантом и Гегелем, традиционная логика не несовершенна, слаба, недостаточна, противоречива и поверхностна, что не позволяет не только эффективно использовать знания вообще логики, но и даже оценить состояние логики на конкретном этапе ее развития и последствия ее влияния и применения. В частности, в науках не замечается, что традиционная логика и обусловливаемое ею познание базируются на субъективных представлениях и правилах, например, на непригодных принципах, что они зависят от субъективных и психологических аспектов, а логические законы могут быть выведены из любых утверждений – взяты бездоказательно, что приводит к несовершенству формирования  логических построений и, в свою очередь, ведет к возникновению ошибок в познании, научных заблуждений, ложных теорий и направлений и даже откровенных профанаций. А теперь субъективность уже проявляется как неизбежный фактор, как объективное условие познания, что является весьма серьезной причиной развития негативов в нем и зачастую порождает многие ошибки. 
    Более того, традиционная логика  предвзято ограничена, в результате чего познание, как определил И.Кант, не может идти дальше явления, не сможет выходить за строго фиксируемые, отведенные ему  пределы: научное познание не может не быть ограниченным.

Во-вторых, в силу неудовлетворительного состояния традиционной логики неудивительно плачевное положение дел в современной философии, а А.А. Крушанов вообще обозначил «фактический бег на месте российской философии» (Вестник российского философского общества. 2001. № 1. С. 30).
    В связи с недостаточностью логики и  развитием негативов в ней и, соответственно, в познании на современном этапе существования философии оказались эклектичными и весьма разнообразными даже представления о ее 1) роли в обществе, 2) парадигмальных основах, 3) целях и задачах, 4) предмете, направлениях и дисциплинах…
    Современная философия занимается какими-то вымученными, второстепенными вопросами, например, ставящимися в негативной части philosophy of mind (взять хотя бы все новые и новые опровержения …физикализма, причем зачастую через нечто не определенное в науках, например, человеческую память). 
    Все это уже определило существенные негативные последствия для наук и общества, в том числе отсутствие единого упорядоченного осмысления общественной ситуации и программ тактического и стратегического развития общества.

В-третьих, негативы развития логики и философии определили то, что в науках до сих пор отсутствует комплексное представление о мире и познании, его общая единая картина. Науки разобщены. Принципиально и то, что в науках вообще отсутствует центральная парадигма, позволяющая единопонятно рассуждать о мире, обществе и человеке и уже на этом основании строить различные воззрения, развивать те или иные взгляды и исследования. 
    Вообще отсутствуют мало-мальски внятные парадигмальные основы наук. В науках нет возможности осуществить системный подход к познанию мира, нет даже однозначно представляемой гносеологической базы, что не позволяет унифицировать и стратегически планировать познание – оно остается хаотичным, тыкающимся в экспериментах в надежде на удачу. 
    Научное (и вообще материалистическое) познание замкнуто на органы чувств, на ощущения, восприятия которых лишь в количественном смысле уточняются совершенствуемой аппаратурой. Науки ограничены экспериментом, им не подвластна сверхчувственная достоверность, которая зачастую просто отрицается. Поэтому научное познание надежно заключено в сферу чувственной достоверности и всегда будет ограничено; и адекватное понимание мира, таким образом, получить в науках нельзя. Например, современная физика не знает, что такое (электрический) заряд, гравитация, сила, 2) в философских науках искажены базовые понятия (напр., рефлексия, отрицание отрицания), 3) в экономической теории имеется засилье экономикса и т.д. И хотя научные исследования заходят в тупики, научное сообщество не осуществляет кардинальных действий для выхода из очевидных ограничений, а все усилия бросаются на развитие технологий ... губящих природу. Более того, некоторые ошибки и заблуждения подчас бравурно рекламируются, особенно когда их экспериментальные проработки сулят большие финансовые вливания в научные проекты и, соответственно, большие доходы их исполнителям.
    Науки все более дегуманизируются, фетишизируются, зависят от финансирования и т.д. 
    Все более возрастают проблемы восприятия мира и, соответственно, понимания человека в нем. Не гуманные научные, а грабительские технические достижения превалируют: вот одно из последствий отсутствия целостного представления о мире и единого логичного подхода к нему и развитию общества.
    В целом же развитие познания и наук тормозится традиционной логикой; это важный социальный аспект имеющего место ее развития.

В-четвертых, проблемы логики не могли не сказаться и на формах и образах мышления. В частности, в настоящее время серьезны проблемы, обозначаемые последействием мышления советских времен, несмотря на то, что его устаревшие формы и образы на практике доказали свою полную неприемлемость при решении многих насущных современных задач.
    Унаследованные с советских времен формы и образы мышления в теперешние времена уже не только устарели, они негативно влияют практически во всех сферах жизни общества, в т.ч. и при принятии решений чиновниками. 
    Для решения насущных общественных проблем необходим адекватный, современный тип мышления, который надо создать на базе новой логики и адаптировать в научных и управленческих кадрах; быть может, именно это одна из важнейших задач российской модернизации.

В-пятых, комплекс обозначенных выше положений порождает существенные вопросы и к системе образования.
    Тут можно выделить много вопросов и проблем:
- очевидной является проблема падения уровня образования, в частности, связанная с обозначенным выше чрезвычайным падением уровней общественных наук;
- имеется все большее отставание образования от темпов развития науки и техники;
- никто уже не будет отрицать доминирование и отсутствие надлежащего замещения старых форм образования;
- очевидна неоправданная консервативность многих учебных программ, которая все более наращивающаяся в силу превалирования старых программ, а также нарастающего бюрократизма;
- имеет место исключение и утрата одних учебных дисциплин при необдуманном попустительстве другим,
- уже заметны значимые потери в методологии и наработанном опыте преподавания (что определило создание в Новейшей философии специальной программы по аккумулированию исчезающих методологических разработок и фундаментальных знаний,
- о коррупции  не говорит, пожалуй, лишь только ленивый
и др.
     Очевидно, что реально подготовленных, знающих ученых в таких условиях (и без их привлечения из других стран) будет все меньше и меньше! А это означает усугубление ситуации с науками, которые, обратно, влияют на образование… и очевидным становится серьезное падение и наук, и профессионального уровня в целом, что имеет конкретные негативные побочные эффекты.
    Еще, что следует обязательно отметить, – это эффект последействия устаревающего образования в новых условиях, которое, в силу диалектики его развития, может быть только негативным, а непонимание этого, что, кстати, заложено в указанном последействии, может весьма пагубно отразиться на развитии общества в современных условиях.
    Отдельно надо отметить, что
- очень уж проблематично в обществе в условиях ухудшения образования создавать инновационную экономику;
- плохое образование – это, в условиях капитализма, серьезная угроза для страны.
    (Вопросам развития современного образования посвящен отдельный раздел сайта - СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ).

В-шестых, на основе традиционной логики невозможно осмыслять многие западные исследования, например, психоаналитические и когнитивные исследования, которые имеют колоссальное значение не только для наук, но и для общественной жизни.

В-седьмых, не учитывается влияние традиционной логики на общественное развитие и на разработку теорий и программ действий по обеспечению прогрессивных его вариантов, а общественное развитие все более рассматривается на основе производственной или политологической парадигмы, т.е. когда прикладные значения вытесняют представления о логике развития, и она подменяется, фактически, внешними определениями (о которых писал Гегель непосредственно в отношении самой традиционной логики).

И, обобщая рассмотрение обозначенных сторон и аспектов развития логики, можно сказать, что не производство, не экономика и даже не финансы будут определять в недалеком будущем общественное развитие, а интеллект, для которого, как раз, и характерны современные логика, мышление и образование: они существенны для развития; вот в чем логика вопроса кардинального развития общества. Но, в первую очередь, необходима новая система познания и образования.


Примечание.
В Новейшей философии в целях создания базиса для решения обозначенных вопросов, в частности, позиционированы
- во-первых,  концепт уменьшения роли рационализма в мыслительных конструкциях и в проводящихся исследованиях,
- во-вторых, внедрение новых форм мышления и познания, основанных на диалектических принципах (в технократизирующемся научном мышлении их полномасштабное внедрение, конечно же, невозможно, но решение такого рода задач не может отвергаться даже наиболее консервативными учеными);
- в-третьих, формирование единой картины мира.
     Реализация указанных (и других положений) обеспечивает возможность не только решения ряда вопросов, касающихся  традиционной логики и ее развития, но и проведения принципиально новых исследований и формирования новых знаний. В частности, для проведения новых логических исследований и определения новых знаний были актуализированы особые логические инструменты, во-первых, новологический комплекс, который имеет гносеологическую специфику, и, во-вторых, диалектико-исследовательский комплекс, предназначенный для проведения предметных исследований (в основном, в областях логик диалектической философии, диалектической психологии и социальной философии Новейшей философии).

А переосмысление обозначенных выше вопросов приводит к пониманию важности новой системы современного образования.  В Новейшей философии не только учитываются недочеты и ошибки обсуждения вопросов реформирования существующего образования, но и определяется комплексный подход к пониманию и актуализации новой системы образования, в том числе включающий не только осмысление спектра проблем, но и создание новых тематических сфер, связанных с развитием образования, так как в рамках известных подходов к нему принципиально новых и эффективных мер нет.
    По мере решения задач развития системы современного образования и наук можно уже будет говорить и о формировании нового мышления, которое должно позволить не только осмыслять варианты решения насущных проблем, в том числе общественного развития, но и реализовывать наиболее приемлемый из них.


См. «Обычные науки»,
«Первое последствие искажения гегелевской логики, или об одном из путей к решению насущных проблем России»,
«Новейшая философия - основа формирования новой системы познания и образования».

Корреспондирующие статьи:
«Исключительность познания СДФ»,
«Первое последствие искажения гегелевской логики»,
«О противоречии, познании и практике»,
«Непригодные принципы»,
«Логические тупики обычного познания»,
«Необходимость новой логики»,
«Необходимость новой системы познания и образования».


 

Обсуждения: http://community.livejournal.com/all_discussions/18254.html