Некоторые характеристики логических искажений - 2 (часть 2),
некоторые субъективные и психологические аспекты простейших профанаций и логических искажений

[теоретико-праксиологическое приложение к статье «Противоречие и противоположности: субъективные эквилибристики»;
продолжение статьи «Некоторые характеристики логических искажений - 1»].
- 16.03.10 г. -

В первой части статьи был продемонстрирован и рассмотрен реконструированный ряд системных характеристик предложенного логического построения. Смысл этого, конечно же, не в обозначении ложности и негативности логических искажений и профанаций, а в том, что эти характеристики составляют некоторую объективную систему, основу, на которой базируются субъективные и психологические аспекты. 
     В Новейшей философии обозначенные и другие характеристики и аспекты акцентированы и исследованы на основе разработанных подходов, что позволило получить важные методологические выводы и даже обозначить новые направления познания.

В феноменальной теории противоречия и противоположности был установлен ряд подходов для анализа в целом системных характеристик логических построений (рассуждений, теорий, исследований), в т.ч. два базовых.
    Первый из них основывается на реконструкции вариантов, развивающихся на основе тех или иных парадигмальных положений, например, указанных Гегелем в его труде «Наука логика» (см. п. «С чего следует начинать науку»), принимаемых в качестве начала или параметра логического построения. В качестве примера конкретная реконструкция параметров логических искажений, обозначаемых принципом, была дана в первой части статьи (был рассмотрен вариант, базирующийся на логическом противоречии).
    Второй подход учитывает рассмотрение и систематизацию фактически имеющих место логических построений по тем или иным критериям, например, устанавливаемым в процессе предметных теоретических исследований.
    Очевидно, что возможно сравнение реконструированных и фактических вариантов реализаций логических построений и обобщение результатов, в этом случае характеристики и аспекты могут быть описаны наиболее полно, а полученные выводы быть более общими.

В ходе исследований был сделан вывод о том, что логическим построениям присущи не только системные и указанные Гегелем парадигмальные и видовые субъективные аспекты, но еще и психологические аспекты. Этот вывод стал одним из базовых положений феноменальной теории противоречия и противоположности, и именно на его основе удалось получить новые знания в области логики и психологии, о чем будет сказано в ряде последующих статей сайта.
    Действительно, например, в первой части статьи было установлено, что применение логического противоречия в качестве базового положения или «движущего» фактора профанации, использование диалектического и совокупности установок (правил и т.п.) создают основу не только для манипуляций в ходе профанаций, но и для появления и действенного влияния субъективных и психологических аспектов (этот тезис тоже является одним из базовых положений феноменальной теории противоречия и противоположности). В частности, были рассмотрены не только некоторые системные характеристики, но и субъективные (С1, С2) и психологические (П1-П4) аспекты простейших логических профанаций.
    Конечно же, лжетеории и профанации не представляют большого научного интереса, однако именно они наиболее наглядно демонстрируют наличие субъективных и психологических аспектов в исследованиях в области логики и в научных исследованиях в целом; собственно, поэтому аспекты профанаций и обсуждаются.
    А вот видовые субъективные и психологические аспекты логических искажений, имеющие самостоятельное значение (в т.ч. для методологических исследований), были приведены и рассмотрены в статьях «Противоречие: обыденные представления», «Противоречие: казусы и профанации»,  «Противоположности: представления и проблемы»  и «Противоречие и противоположности: субъективные эквилибристики». К числу видовых субъективных факторов относятся игра на отношениях между понятиями и разночтение слов, использование особенности частицы «не», применение синонимов, имеющих несколько смысловых оттенков, и др. 
    Анализ симптоматичных и видовых субъективных и психологических аспектов логических искажений - отдельный вопрос, а сейчас важным является то, что исследования в сфере логики оказываются связанными со знаниями психологии, что  было установлено еще несколько лет назад в Новейшей философии*. 
    Для акцентирования ряда положений последующих выводов необходимо дополнительно отметить, что кроме  субъективных и психологических аспектов логических искажений существенны также и субъективно-психологические комплексы (СП), ряд из которых и  соответствующие им положения следует рассмотреть отдельно для демонстрации возможности получения междисциплинарных и комплексных выводов, в т.ч. касающихся праксиологических исследований и рекомендаций.

Если анализ системных и субъективных характеристик логических построений возможен даже на базе представлений традиционной логики, например, за счет использования ресурсов формальной логики и методологии науки, то для анализа психологических аспектов логических построений необходимо привлекать знания соответствующей науки - психологии.  Этот вывод также стал одним из базовых положений и для феноменальной теории противоречия и противоположности, и для осмысления развития ряда новых направлений исследований в области психологии.
    Для анализа психологических аспектов можно применять различные подходы, имеющиеся в психологии.
    В частности, можно использовать системы специализированных вопросов, в т.ч. в отношении профанаций, например, следующую систему вопросов:
- пропагандирует ли горе-ново-логик (шарлатан) свою «теорию» (пишет ли он о ней) в предпраздничные и праздничные дни, в т.ч. 31 декабря, 1 января, 6 или 7 марта?
- обозначает ли горе-ново-логик (шарлатан) свою пунктуальность и другие предполагаемые положительные качества в случаях, которые этому не соответствуют (например, показное информирование кого-либо во всеуслышание об исполнении его просьбы)?
- обращаются ли спойлеры ** к горе-ново-логику (шарлатану) по имени-отчеству (в то время как иные пользователи - только на «вы» или по имени, фамилии), благодарят ли его прилюдно за что-либо?
- имеется ли доказательства в текстах профанаций (или, в основном, все регламентируется  установками и т.п.)?
- цельны ли изложения у горе-ново-логика (шарлатана) по темам, вопросам его «теории», или они, преимущественно, кусочно-отрывистые, оформляются в виде группы тезисов или отдельных ремарок по разным темам и т.п., причем еще и на разных Интернет-ресурсах?
- использует ли горе-ново-логик (шарлатан) символы, лейблы в разных своих сообщениях и на разных Интернет-ресурсах, и если да, то имеют ли они характерные цвета, например, мутноватый или голубоватый желтовато-зеленый цвет?
- пытается ли горе-ново-логик (шарлатан) навязать кому-то свою дружбу, конкуренцию, делает ли он какие-либо неадекватные намеки, например, на открытие неких «боевых действий», и т.п.?
- есть ли  у горе-ново-логика (шарлатана) тенденция подписывать свои комменты, даже самые краткие, если их Интернет-адрес или ссылки и так однозначно характеризует его (ник или даже персону)?
- пишет ли горе-ново-логик (шарлатан) сам себе в своих Интернет-журналах, сообществах?
     По ответам на эти и другие вопросы можно не только реконструировать системы психологических аспектов логических построений, но и создать психологический портрет горе-ново-логика (шарлатана). Первое положение важно для выработки рекомендаций в отношении профанаций. Второе из обозначенных положений важно в силу необходимости учета возможности общения с горе-ново-логиком (шарлатаном).
    Дополнительно надо отметить, что анализ психологических аспектов возможен на основе ряда подходов (и методов), и также возможно сравнение реконструированных и фактических вариантов реализаций логических построений.

Анализ психологических аспектов позволяет дополнить представления о логических построениях и о ряде их параметров, которые неочевидны, например, о неявных целях и  назначениях исследований. 
    В смысле анализа варианта, рассмотренного в первой части статьи, возможна реконструкция ряда его дополнительных аспектов (которые можно сравнивать с фактическими параметрами какой-нибудь профанации).
    Так, моменты парадоксальности и лживости профанации, особенно если на них уже указали те, кто ознакомился с нею, могут манифестироваться горе-ново-логиками (шарлатанами) как ее преимущества, или базовые положения для обсуждения, или даже основы развития (СП1); отвлечь, переключить внимание читателя со лжи и ляпов на что-либо другое - вот одна из задач горе-ново-логика (шарлатана). 
    Интересно и то, что чем дольше профанация будет пропагандироваться, тем чаще горе-ново-логик (шарлатан) должен будет пытаться выставить напоказ свои основные подтасовки (С3), в т.ч. на которых его уже ловили, говорить о них, делать их базовыми положениями, установками и т.п. При этом он будет пытаться показать свою принципиальность, чем попытается заслужить … доверие, и переводить разговор на обсуждение следствий из ошибок и ляпов (что, собственно, и составляет несостоятельную и зловредную информацию). Тут все понятно: могут начаться обсуждения, отвлекающие внимание от ошибок и ляпов в профанациях. Выставление напоказ ложных положений, фиксация их через установки или даже их формальное обсуждение (П5) -  ход, обычно переводящий внимание собеседника на последующие положения, т.е., по сути, отвлекающий внимание. 
    Пафосное признание ошибочных посылок и ляпов … в качестве основ профанации или ее дальнейших обсуждений - это особенность некоторых профанаций
    Отвлечение внимания горе-ново-логиками (шарлатанами) от ошибок и ляпов в их «теориях» может проводиться многими способами, например, вкидыванием отвлеченных тем для обсуждения и т.д. 
    В  отвлечении внимания от ошибок и ляпов в профанациях горе-ново-логикам (шарлатанам) помогают спойлеры, чопорно поющие дифирамбы, подкидывающие уводящие от критических моментов темы и т.д. (С4).
    Следующим моментом, на который необходимо обратить внимание, является то, как уже указывалось в первой части статьи, что из-за малой образованности горе-ново-логики (шарлатаны) не могут не использовать чужие мысли непосредственно или после их нерадивой переделки, причем как в текстах профанаций, так и при размещении в Интеренете в … комментах к собственным постам (С5); в данном случае говорится не столько о плагиате, ведь тщательные в силу своих психических особенностей горе-ново-логики (шарлатаны) скурпулезно переделывают чужие тексты, используя даже Интернет-новшества, сколько о кражах идей из других теорий, у других людей, и элементы критики и чужие идеи через некоторое время выдаются за их собственные достижения горе-ново-логиков (шарлатанов).
    В целом несуразность, слабость и глупость профанации чувствуется даже самими горе-ново-логиками (шарлатанами), и им приходится заниматься плагиатом и кражей идей, чтобы хоть какие-то серьезные логические вещи присутствовали в их «теориях» (СП2). Однако тягу горе-ново-логиков к плагиату можно использовать, причем не только для выставления их на смех, но и в других целях (см. ниже).
    Особый субъективно-психологический комплекс образуется за счет того, что горе-ново-логики (шарлатаны) из-за малой образованности ничего объяснить и доказать по существу многих положений своих «теорий» не могут, они не могут ответить на существенные вопросы по поводу профанации, вынуждены менять темы разговоров и т.п. Горе-ново-логиков (шарлатанов) в диалогах с ними часто обвиняют в подтасовках, выставляют критикуемыми, осмеиваемыми и т.п. Но горе-ново-логикам (шарлатанам) приходится это и многое другое терпеть, приходится все это выслушивать, так как … иначе найти ошибки сами у себя и новые точки для развития рассуждений они не могут: так вот и пользуются чужими знаниями, унижаясь (СП3). 
    Возможная агрессия горе-ново-логиков (шарлатанов) также заслуживает внимание. Дело в том, что терпя унижения, горе-ново-логики (шарлатаны) должны показывать свою агрессивность, чтобы хоть молодежь не высказывалась уничижительно в их адрес. В соответствующих целях горе-ново-логики (шарлатаны) могут наукообразно придираться к отдельным словам и предложениям текстов или реплик оппонентов, критиков или сторонних ресурсов (С6), возводить на них поклепы, так как анализировать их из-за своей малообразованности они не могут. Именно в рамках этих действий горе-ново-логиками (шарлатанами) могут манифестироваться неверные положения и ляпы их «теорий», в т.ч. в целях отвлечения внимания текущих читателей.
    А обобщая указанные субъективные и психологические аспекты, следует еще раз отметить, что существенны психологические аспекты профанаций, которые обращают внимание на то, что нужно делать выводы не только относительно профанаций - профанация, она и есть профанация - но и относительно их авторов.

(Необходимо отдельно отметить, что на примере осуществленной реконструкции совокупности субъективных и психологических аспектов и комплексов был продемонстрирован особый прием замыкания анализа системы параметров на себя, создание совокупности параметров «на кругу». Этот прием не используется ни в традиционной логике, ни в традиционной психологии, так как не имеет методологического обеспечения. Он применяется в логиках диалектической философии и в диалектической психологии за счет использования системных диалектических методов познания для получения особых, комплексных  выводов.)

Анализ психологических аспектов позволяет делать праксиологические выводы и рекомендации относительно логических построений, в т.ч. и относительно профанаций.
    Например, тягу горе-ново-логиков (шарлатанов) к плагиату и к краже идей можно использовать на пользу тем ресурсам, с которых горе-ново-логики (шарлатаны) «заимствуют» идеи (на самом деле, отфильтрованные элементы идеи, гипотезы), причем не столько для выставления горе-ново-логиков (шарлатанов)  на смех, сколько в других целях, например, для обкатки элементов гипотез. 
    Тут важен ряд положений. 
    Так как профанации на основе логического противоречия может создать и пропагандировать такой человек, который, скажем так, не будет знать (замечать) несостоятельность своих доводов, то он будет беззастенчиво пихать свою «теорию» или отдельные доводы по поводу нее во многие Интернет-ресурсы, чтобы обозначить ее (и себя) под видом обсуждения. Иными словами, горе-ново-логик (шарлатан) будет постоянно действовать, распространять информацию, а с нею он будет тиражировать те или иные позаимствованные элементы идей, гипотез, обкатка которых требуется. Так или иначе, но произойдет та или иная обкатка элементов идеи, гипотезы, хотя в перспективе у горе-ново-логика (шарлатана) демонстрация заимствованного элемента сникнет, что и будет определенным сигналом (ведь была «позаимствована» лишь определенная часть идеи, гипотезы, которая без теоретического основания ничего не стоит, но проследить ряд аспектов ее обкатки можно).
    Зависть горе-ново-логиков (шарлатанов) и их тягу к опорочиванию других людей можно использовать и для тактической рекламы. Но в этом случае существенны многие факторы, прежде всего, временные.
    Существенны и другие варианты использования деятельности («способностей») горе-ново-логиков (шарлатанов).

С точки зрения психологии интересны случаи, когда горе-ново-логики (шарлатаны) на некоторое время уходят из поля зрения, с форумов и т.д., а потом выныривают с модификациями (чаще - с перепевами и с незначительными добавлениями) и развитиями за счет чужих идей их теорий (СП4); эти случаи интересны для психологии тем, что люди, скажем так, со спецификой психики способны все же менять критичные для них положения собственных профанаций.

Завершая краткое рассмотрение  субъективно-психологических аспектов профанаций, следует выделить некоторые симптоматичные черты деятельности горе-ново-логиков (шарлатанов):
- ложное бравирование, в т.ч. пафосное признание ошибочных посылок и ляпов … в качестве основ профанации.
- скрываемый плагиат, кража чужих идей,
- наличие спойлеров.


* Это определило проведение специфических исследований, на базе которых были развиты новые представления в логике и в психологии, вплоть до создания новых парадигм и направлений исследований, которые были включены в соответствующие области познания и науки диалектической философии.
** Спойлер - (здесь:) ник, чаще всего созданный самим же горе-ново-логиком (шарлатаном) и используемый им же для поддержки и восхваления своих профанаций в блогах и Интернет-сообществах.
    Некоторые спойлеры просто беспрецедентны: пять-шесть пресных коротеньких сообщений в собственных журналах и, потом, десятки, а то и сотни комментов восхищения и благодарностей горе-ново-логику (шарлатану) и его профанации!


                                                                         ***

Конечно же, лжетеории и профанации не представляют большого научного интереса, хотя их исследования имеют социальное значение. Однако их рассмотрение позволило без привлечения имплицитных знаний и познавательных ноу-хау диалектической философии наглядно продемонстрировать значение субъективных и психологических аспектов для развития логики и научных исследований в целом. Вывод о том, что логическим построениям присущи не только системные и указанные Гегелем парадигмальные и видовые субъективные аспекты, но еще и психологические аспекты, может долго обсуждаться в целом вне диалектической философии. А в Новейшей философии исследования логических построений и их аспектов уже определили принципиально новые изыскания, которые, в свою очередь, дали основания ряду идей и дисциплин в сферах логики и самой психологии.


Продолжения: «Логическая психология», «Некоторые характеристики логических искажений - 3»
и «Психические факторы деструкций диалога»

См. «Противоречие и противоположности: субъективные эквилибристики»,
«Некоторые характеристики логических искажений - 1»,
«Рассудочные профанации диалектической логики».