Модернизация и новая
гносеология.
- 13.11.11 г. -
А. Общим положением как осмысления, так и
осуществления модернизационного проектирования
является утверждение о необходимости использования современных знаний.
Это положение усиливается и приобретает
актуальное значение при понимании того, что существующие общественные науки уже
не могут обеспечить осмысление действительности и решение современных задач, они уже ничего актуального не могут предложить ни правительству.
ни бизнесу: они слабы, и в них развиваются негативы.
Но
главная проблема наук и общеизвестных
теорий модернизации и взглядов на нее, как уже отмечалось, все же в том, что в них нет и не может быть понимания
существа модернизации , и, соответственно, в них
нет единых адекватных представлений о ней, тем более, в ее современной
ипостаси.
При этом также понятно, что разговоры о
социально-экономическом развитии или о модернизационном развитии малоэффективны,
по меньшей мере,
а) без актуального теоретического обоснования,
б) без наличия соответствующей современной
теории,
в) без понятной обществу программы действий.
Однако в общественных науках нет знаний для
того, чтобы реализовать даже эти три пункта.
Но и создание и применение новых познавательных
инструментов и знаний невозможно без переосмысления самого существующего познания.
И то,
что современное познание следует переосмыслить и модифицировать, было понято и
озвучено только в современной диалектической философии (наукам не выгодно под
собою сук пилить), более того, в ней это было осуществлено и теперь
широкомасштабно используется, в т.ч.
для увеличения отрыва от наук.
Если ранее этот тезис
был актуальным, то теперь он является значимым.
Поэтому, в частности, в Новейшей философии
модернизационное
проектирование осуществляется на базе новой
гносеологии,
а не на основе слабых и всё более отстающих научных представлений, тем более, устаревших
западных ангажированных взглядов и последовавших из них мнений о модернизации.
В
целом для развития диалектического познания и для нужд модернизационного
проектирования потребовалось реконструировать всю сферу общественных наук, что, с одной стороны, было осмыслено, как
отдельная важная задача, и, с другой стороны, было органично развитию ряда наук
Новейшей философии (например, социальной философии Новейшей
философии),
поэтому и было сделано.
Иными словами, учитывая
а) устаревание и слабосилие общественных наук и их развивающиеся негативы,
б) необходимость создания нового основания
познания для решения современных задач социальной сферы, в т.ч. управленческой и экономической сфер,
в) необходимость развития вообще познания
социальной сферы,
в
Новейшей философии была решена кардинальная задача: была реконструирована
отдельная сфера познания - новое
познание общественных наук - которое не только является современным, но и
кардинально отличается от научного. При этом в начале XXI
в. это
отличие было дополнительно акцентировано разделением
и противопоставлением диалектической философии и наук.
Кстати, в целом познание современной диалектической
философии развивается,
не только создавая нужные инструменты познания, но и определяя уже
непосредственно для себя различение и развитие современных видов познания:
общественного, естественного и сверхчувственного - которых в науках нет и быть
не может.
При этом одним из главных
положений познания на основе новой гносеологии является логика, в первую очередь, современное развитие гегелевской логики, имеющей онтологические
аспекты, так нужные для понимания окружающей действительности, и позволяющей
выйти за пределы раскритикованной великим философом обыкновенной логики.
Именно отход от заформализованной
общепринятой логики и развитие вообще логики обеспечили в Новейшей философии получение возможностей для решения
ряда насущных задач, в первую очередь, позволили
создать диалектическую теорию модернизации и
установить элементы конкретной программы
модернизации. (При этом, что не менее важно, вся мощь модернизационных
теоретизаций была приспособлена и к решению индивидуальных задач.)
Примечание.
В частности, присущие советской действительности
логика, все еще существующая в теперешних
науках, и соответствующее ей в обществе мышление уже устарели и не отвечают
современным вызовам.
Многие события и, тем более, социальные трагедии, например, случавшиеся
на транспорте, указывают на то, что кроме оргтехнических вопросов имеется еще одна
составляющая, на которую уже обращено внимание: это системная составляющая, в
т.ч. административные и технические недочеты госструктур и их подразделений по контролю,
обеспечению и т.д. конкретных видов деятельности, о чем много говорилось. И
именно в этих недочетах особенно отчетливо
проявляются а) неэффективность устаревших форм контроля и управления в
современных условиях и б) главное, несовершенство их применения, что и
составляет их слабость, а то и недееспособность в современных условиях. Это всё непосредственно демонстрирует как слабость (неадекватность) имеющейся ЛОГИКИ,
присущей имеющимся системам и способам организации ряда видов деятельности, так
и несоответствие существующего устаревшего
МЫШЛЕНИЯ актуальным и возможным современным ситуациям и реализациям мер
реагирования на них.
В
сфере нового познания общественных наук, во-первых, развивается логика, и
создаются новые логики.
При этом тезис о необходимости создания
новой логики связывается с формированием, становлением и развитием нового мышления: если не изменить общественное мышление как отношение к бытию, причем
именно тут особую роль играет логика, то решить многие системные проблемы и
общие вопросы современного общественного развития будет нельзя
Во-вторых, актуализируется новая
методология исследований и решения вопросов. При этом следует отдельно
отметить, что новое познание общественных наук не исключает, а подразумевает
включение элементов и методов естественного и сверхчувственного познания
современной диалектической философии.
В-третьих, образуются и реализуются новые области
познания и теории современной диалектической философии и Новейшей философии, в
т.ч.:
а) социальная философия Новейшей философии,
б) современная
экономическая философия,
в) современная политическая экономия,
г) глобальная аналитика
и
др.
В-четвертых, в Новейшей философии проводится
ряд принципиально новых исследований, например,
а) ряд прикладных исследований, в т.ч. не
имеющая аналогов экономическая психология,
б) новейшие целевые социальные исследования,
такие как проект «СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», предполагающий создание принципиально нового
научно-образовательного центра - Нового государственного университета,
и
др.
Иными словами, в
современной диалектической философии реконструируются теоретически мощные и практически значимые и применимые общественные
науки, без которых развитие общества осмыслить и планировать невозможно.
В целом же на основе всеобщей
гносеологии было
создано новое познание общественных наук как особая сфера познания.
Новая
методология исследований и современные знания
обеспечивают решение конкретных модернизационных задач, вопросов и т.п. не
только обычным, всем привычным аналитическим образом, но и, главным образом, на
указанном Гегелем и развитом в современной диалектической философии конструирующем
самого себя пути диалектического познания и в развертывании определений разума (см. «Современной
диалектической философии путь познания»).
Использование ресурсов нового познания
общественных наук обусловливает реконструкцию модернизационного
теоретизирования и его преимущества. В частности,
а) обозначено полагание модернизационного
теоретизирования,
б) разрабатывается эксклюзивная диалектическая
теория модернизации,
в) созданы основы не имеющего аналогов теоретико-модернизационного комплекса,
о
которых подробнее будет сказано в ближайших статьях сайта.
В целом модернизационное проектирование
осуществляется на основе взаимодействия современной политической экономии и социальной
философии Новейшей философии с учетом возможностей новых логик и использования
методов и технологий познания современной диалектической философии, что
определяет позиционирование его посылок и системность решения его задач.
Одной из важнейших целей диалектических
исследований является создание инструмента для формирования программы модернизации, по своему
существу и в целом качественно отличной от социально-экономических планов и,
тем более, от просто часто выдаваемых за них лозунгов и призывов.
Актуализация
диалектических исследований в области модернизации, основанных на новом
познании общественных наук, позволила не только установить аспекты конкретной модернизации, но и
обозначить ряд принципиально важных мер, из которых укажем три, непосредственно
связанные с темой настоящей статьи.
Во-первых, прорабатываются положения
актуализации новой системы образования.
Полагание
аспектов нового познания в системе вопросов модернизационного проектирования
обозначает отдельную важную тему модернизационного теоретизирования, касающуюся
нового современного образования*. В свою очередь, ее понимание приводит, в
частности, к обозначению неизбежности кардинальной трансформации старой
(существующей) системы образования и, соответственно,
создания новой
системы образования.
Построение новой научно-образовательной
системы - это, пожалуй, одна из важнейших и наиболее актуальных общественных
задач, которая решается в процессе модернизации, чего ранее нигде никогда даже
и не предлагалось в науках, так как не могло быть осмыслено в них.
Во-вторых, для решения задач по
совершенствованию и развитию образования (что предельно важно для развития
диалектического познания, в т.ч. для нового познания общественных наук, - а вот нужно ли это чиновникам или нет, это их
дело) в рамках диалектической теории модернизации был актуализирован (как один
из элементов проектирования российской модернизации) тезис о необходимости
осуществления отдельного национального
проекта, в рамках которого должны быть осуществлены, в первую очередь,
а) актуализация специализированной логики,
отвечающей современным требованиям,
б) формирование адекватного реалиям
мышления (в т.ч. у чиновников),
в) создание новой теории познания, т.к.
окружающий мир и его социальную действительность уже нельзя познать на основе
устаревших общественных наук,
г) создание университетов принципиально нового
типа, на базе которых можно будет прорабатывать современные проблемы и решать
современные задачи, а не просто так и не
известно зачем учить студентов.
В-третьих, проработана
идея создания соответствующего нового
звена исполнительной власти (но это уже отдельное положение
модернизационного проектирования).
А
обобщая изложенное, следует сказать, что новое
познание является не только одной из базовых посылок,
но и необходимостью российской модернизации, центральным положением которой становится новое современное образование (см. «Модернизации
российской посылки»).
*
Специализированный термин, созданный в результате проработки вопроса развития
образования, см. «Концепт нового и современного
образования».
Продолжение: «Положения
основания модернизационных теоретизаций».
См. «Диалектическая
философия и науки»,
ВСЕОБЩАЯ
ГНОСЕОЛОГИЯ,
«Исключительность
познания СДФ»
[«Наук
естественных новое познание», «Наук сверхчувственных новое познание»,
«Модернизация
и образование», «Преимущества модернизационного теоретизирования», «Диалектической
теории модернизации общественнонаучное основание», «Диалектическая программа
модернизации»].
Добавление.
Некоторые факты, подтверждающие рассуждения: «Заметка
о неактуальности общественных наук».
Обсуждения:
http://all-discussions.livejournal.com/30058.html