Новая гносеология.
- 02.10.11 г. -

А. Необходимость разъяснения термина «новая гносеология» вызвана не только расширением объема исследований в рамках современной диалектической философии, но и чисто формальной причиной: требуется уточнение и углубление этого понятия, которое раньше было введено для акцентирования новизны проводимых исследований, причем оно было введено формально как некоторое определение основания познания, отличающегося от научного познания и характеризуемого обозначаемой в рамках проекта ДИАЛЕКТИКА новизной.
    При этом следует отметить, что термины «новая гносеология» и «всеобщая гносеология» обозначают одно и то же - всеобщую гносеологию, но определение «новая» является характеризующим, отличающим, а не идентифицирующим, определяющим, как  «всеобщая».
    Теперь термин «новая гносеология» все более идентифицируется как некоторая характеристика всеобщей гносеологии - гносеологии диалектической философии.
    В указанном смысле потребовалось уточнить некоторые положения и аспекты и дать ряд разъяснений.
    Свою роль также сыграло развитие соответствующих тем в рамках Академии диалектики и диалектической философии и общее переосмысление состояния современных наук и их роли в жизни общества и отдельного человека.

 Б. С одной стороны, все более очевидны духовные и сущностные искажения и пороки наук: если о социально-духовном кризисе наук стали говорить еще в ХХ в., то невозможность исполнения ими надлежащих их функций все больше и больше обозначается лишь в XXI в. Сущностное искажение наук многолико, и оно может проявляться по-разному; наиболее критично это происходит в странах, где даже ранее отработанные десятилетиями технические устройства начинают регулярно выходить из строя, унося жизни людей. Сущностное искажение наук затрагивает не только естественные науки и их технические воплощения, но и управленческие и социальные сферы, т.е. общественные науки. Можно даже сказать, что искажение вообще наук происходит в силу ухудшения состояния общественных наук; таков вывод современной диалектической философии. И ведь должно происходить  не пустое обсуждение негативов на фоне награждений ученых и необоснованных изменений образовательных программ, а реальное изменение положения дел, чего существующие науки осуществить не могут, иначе бы это было бы давно сделано; таков второй вывод современной диалектической философии.
    Тогда общим выводом, или основой размышлений становится умозаключение о том, что необходимо осуществлять изменение наук* на базе кардинального развития общественных наук.

С другой стороны, современные теоретические и практические изыскания невозможны без актуальной исследовательской базы, которая может быть получена либо за счет долгосрочного развития имеющейся научной системы, что критично в современных динамичных условиях, тем более, при отставании образования и наук конкретной страны от мирового уровня, либо за счет актуализации и внедрения принципиально новых инструментов познания и предметных областей, что можно сделать лишь на основе новой гносеологии. А в силу того, что нет уверенности в эффективности и, главное, в результативности следования в фарватере западных наук, то актуальным оказывается утверждение только о новой гносеологии, о новой теории познания, развитие которой, в свою очередь, определяет
 а) становление нового познания,
 б) развитие нового мышления, о котором много говорят чиновники и ученые в последнее время, но не находят его базу (основание, источник), так как проводят теоретически необоснованные и изолированные от практики рассуждения,
 в) решение актуальных задач.

Утверждение о формировании новой гносеологии соответствует диалектическому выводу о необходимости  осуществления изменения наук на базе кардинального развития общественных наук. Если этого не произойдет: в первую очередь, преобразований в сферах логики (основы познания) и мышления (ресурса познания) - то искажение и деградация наук будут увеличиваться, и решение многих актуальных задач ими будет уже попросту не возможно.
    Для развития наук необходимо предпринять ряд мер, которые составили содержание соответствующего модернизационного проекта, обосновываемого и создаваемого в рамках модернизационного проектирования в Новейшей философии, положения которого частично излагаются на сайте. Однако он - производная диалектических модернизационных теоретизаций, а будет ли он востребован, или нет - это не является прерогативой современной диалектической философии (но он для нее существен, ибо является, по меньшей мере, праксиологическим моментом).
    А вот вывод о необходимости кардинального развития собственных наук социальной сферы весьма актуален в современной диалектической философии, хотя он имеет, в основном, имманентное значение: подразумевается развитие самой диалектической философии, так как в XXI в. было осуществлено ее строгое разграничение с науками. Именно поэтому если в науках вопрос о формировании теории нового познания даже и не стоит, то вот в современной диалектической философии он является одним из наиболее актуальных и активно решается, правда, его решение существенно упрощается в ней в силу отличий и преимуществ самой диалектической философии (см. в т.ч. «Диалектическая философия действительна и наднаучна») и исключительности ее познания.
    И решение этого вопроса понимается как создание именно новой гносеологии.

 В. Новая гносеология - это понимание того, что есть уникальные и новые знания, которые могут в случае их реализации вести к коренному изменению в социальной сфере, в первую очередь, наук и образования, что, с другой стороны, само объективно, предполагается и необходимо, так как в теперешнее время следует решать не только те известные задачи, которые существующие науки уже порой осилить не могут, но и новые.
    Понимание необходимости нового есть.
    Понятно, что и реализация следствия этого - построение новой научно-образовательной системы - это, пожалуй, одна из важнейших и наиболее актуальных общественных задач, которая может решаться в процессе модернизации, что ранее нигде никогда даже и не предлагалось, так как не могло быть теоретически осмыслено.

Новая гносеология - это понимание того, что старое познание (но не его подтвержденные результаты и достижения) нужно отторгнуть, тем более, что оно было преднамеренно ограничено (об этом будет отдельный разговор), и должна быть создана новая система образования и наук.

 Г. Новая гносеология не только обусловлена диалектическим познанием, но и развивает его.
    Новая гносеология - это развитое диалектическое познание.

В целом Новая гносеология - это новое по отношению к современным наукам познание, ибо диалектично, а также обладает новыми методами и технологиями познания.
    Но оно ново и по отношению к философии Гегеля, ибо восстановлена система науки, и расширена область познания, прежде всего, за счет изначальности и трансцендентной и социальной сфер (в т.ч. см. «О познании диалектической философией мира»).
    И, как уже было указано в ответе на один из вопросов, современное диалектическое познание развертывает не только свои определения, но и внешние определения, в т.ч. моменты объективности, причем как извне себя, так и вовне себя, и служит не только развитию содержания познания, но и другим целям, в т.ч. изменению реальности, причем не обязательно только материальной реальности (как принято говорить, «объективной реальности»).

Конкретно, Новая гносеология - это, во-первых, новые логики,  в которых осмыслена ущербность обыкновенной логики, которая Гегелем просто была удостоена презрением.
    Формирование новых логик не однозначно, как хотелось бы этого потребовать от логики, поэтому в науках это так до сих пор и не осуществлено.
    Но теперь новые логики стали и есть, причем в системе логик современной диалектической философии, а также имеют актуальные результаты см. «Новое в логиках в СДФ».
    Их нелинейные и новые содержательные структуры позволяют создать основы нового мышления, о котором много говорят, но которое реализовать на основе устаревшей логики НЕВОЗМОЖНО.
    Поэтому новая гносеология - это основа создания актуального мышления, которое значительно отличается от весьма распространенного советского мышления, обработанного советским диалектическим материализмом.
    Понятно, что новое продвинутое мышление, базирующееся на новых логиках, имеет методологические преимущества перед обычным мышлением, используемым в науках.
    Также надо сказать, что новая гносеология - это система методов диалектической философии,  ее технологии познания, жизненные возможности познания и др.
    При этом принципиальными отличиями методологии новой гносеологии являются
 а) развитие возможности гегелевской философии проводить исследования вовне себя,
 б) осуществление исследований себя извне.

Далее, во-вторых, новая гносеология - это единое парадигмальное основание, обеспечивающее формирование цельной комплексной картины мира, что невозможно в науках хотя бы по причине предметной децентрализации знаний и зависти в среде ученых.
    Цельность воззрений и представлений является существенным преимуществом диалектической философии.
    Однако при этом познание современной диалектической философии развивается, не только создавая нужные инструменты познания, но и определяя уже непосредственно для себя различение и развитие современных видов познания: общественного, естественного и сверхчувственного.

Существенны и иные отличия (и преимущества) новой гносеологии, в т.ч. обеспечиваемые развитием диалектической философии, ее особенностями и преимуществами (см. «Диалектической философии особенности»).

В целом новая гносеология - это современное явление диалектической философии.

 Д. В современной диалектической философии новые знания, методологии и теоретические и практические разработки базируются на актуализированном и реализуемом новейшем диалектическом познании, сочетаемом с практикой и образуемом за счет
- диалектической философии (http://dialectics.ru/6.html) в ее современной ипостаси (современная диалектическая философия - http://dialectics.ru/126.html );
- новейших исследований в области логики, имеющих конкретные результаты (http://dialectics.ru/738.html), без которых представляется несостоятельным говорить о преодолении недостатков обыкновенной логики (http://dialectics.ru/713.html) и логических негативов прошлого (http://dialectics.ru/516.html), об адекватных современных и новых исследованиях в любых областях и о новом мышлении;
- ряда обновленных общественных наук; это, в первую очередь, разрабатываемые современная политэкономия (http://www.dialectics.ru/8.html), социальная философия Новейшей философии (http://www.dialectics.ru/214.html) и современная экономическая философия (http://dialectics.ru/451.html);
- проведения ряда принципиально новых прикладных исследований, в т.ч.
   а) ряд предметных исследований, в т.ч. не имеющая аналогов экономическая психология (http://dialectics.ru/649.html),
   б) новейшие социальные исследования, такие как проект «Современное образование» (http://dialectics.ru/551.html), предполагающий создание принципиально нового научно-образовательного центра - Нового государственного университета (http://dialectics.ru/559.html),
   в) актуальная теория модернизации (http://dialectics.ru/761.html), включая диалектическое осмысление проекта «Сколково» (http://dialectics.ru/670.html) и иных инновационных звеньев,
    и другими положениями, в т.ч. указываемыми на сайте (вообще у всеобщей гносеологии богатая практика).

Однако по причине того, что философия Гегеля в вузах не изучается и вообще зачастую считается мистичной**, то всеобщая гносеология может быть раскрыта после обозначения хотя бы общих базовых положений а) философии Гегеля, б) современной диалектической философии и в) исследований на их базе.

Но все же новое познание уже можно применять к решению насущных задач.
    Можно сказать, что новая гносеология имеет качественно новый методологический аппарат и решает не только традиционные вопросы познания, которое уже давно во многом превратились в демагогию, но и насущные современные задачи.
    Новая гносеология позволяет решать не только те задачи, которые существующие науки не могут осилить, но и новые, а также, главное, задачу кардинального обновления общественного сознания и, соответственно, самого общества.
    В частности, в смысле обновления общества значение новой гносеологии велико в части осмысления модернизации и создания теоретических основ ее проектирования, о чем и пойдет речь на сайте в ближайшее время.
    Поэтому следует понять приложение новой гносеологии к вопросам модернизационного проектирования.


* Об этом на сайте уже говорилось: см. «О критике сайта и его значении».
** - для рассудка (наук), если использовать слова Гегеля из его малой логики.

[Продолжение:  «Модернизация и новая гносеология».

См. «Модернизация и образование» и «Система логик диалектической философии».]

 


 

Обсуждения: http://all-discussions.livejournal.com/28534.html