Знаниевые технологии.
- 08.01.13 г. -


Все понимают, что только на основе знаний можно создавать новые технологии.
    Однако почему-то обычно не говорится о том, что сами знания являются самыми высокими технологиями (только не те, конечно же, которые преподаются в неэффективных вузах).
    Теперь в смысле развития диалектического познания осмысляются принципиально новые разработки Новейшей философии - знаниевые технологии.


А. Знаниевая технология понимается как совокупность форм познания и методологий, базирующихся на диалектике и относящихся к осмыслению, созданию и реализации отдельных форм различных видов деятельности и конкретных практик в разных областях науки, управления, бизнеса, права и т.п., в т.ч. с применением вычислительной техники и трансцендентных возможностей мышления человека.
    Знаниевые технологии понимаются как инструменты практического использования знаний в конкретных сферах деятельности человека.
    Знаниевые технологии предназначены для использования в конкретной практической деятельности.

Знаниевые технологии понимаются как новые знания, которые могут выступать в качестве производственного, хозяйственного или даже социального инструмента (технологии).
    Хотя, конечно же, знаниевые технологии сами и их самих обусловливающие знания могут использоваться и в традиционном смысле для развития познания, образования, наук и техники, а также для развития самих знаниевых технологий, в т.ч. рационалистическим образом. Поэтому знаниевые технологии и понимаются не только как непосредственно методологии (технологии, деятельность), но и как формы познания (знания).

Знаниевые технологии не следует путать с жизненными возможностями познания и диалектико-гносеологическими возможностями познания. (Каждые из них не являются изолированными и непосредственными знаниями, и они все вместе определяются в фигурах познания*.)

Под знаниевыми технологиями не следует понимать только компьютерные технологии и вообще IT.

Знаниевые технологии не следует путать и с программами, теориями и т.п., касающимися развития науки и техники, с внедрением на их основе новых технологий и с инновациями.


Б. Осмысление и создание знаниевых технологий основаны на принципиально новой парадигме, точнее - на старой как мир парадигме - на диалектике, - которая интересна тем, что позволяет создавать принципиально новые знания, а, значит, и новые формы подходов к осмыслению и решению вопросов.
    Понятно, что новизна всегда дает конкурентные преимущества (тем более, в смысле новых возможностей мышления).

Более строго, знаниевые технологии обусловлены тем, что фундаментальные диалектические учения позволяют всегда создавать актуальные знания, которые могут быть применены на любой стадии развития общества.
    Особым положением является то, что диалектические знания, в основном, не могут быть поняты извне диалектического познания, что дает конкурентные, инновационные и иные преимущества разрабатываемым на их основе методологиям, технологиям и т.д.
     Более того, как уже указывалось на сайте, саму диалектику многие не понимают или даже «сваливают» в материализм, а это теперь оказывается очень даже полезным, ибо ее знания зачастую остаются непонятными, а значит и её применение тоже, что составляет очевидную основу их практического применения и конкурентных преимуществ.
    Также следует учитывать и использовать конкретные негативы и проблемы наук, в первую очередь, слабость обыкновенной логики. (А в современной диалектической философии и гегелевская логика существенно развита: например, супротив его трех моментов логического позиционируется восемь моментов. И таким образом теперь превышается даже недостижимая науками гегелевская логика ...)
     Поэтому развитие диалектического познания является важным фактором создания и развития знаниевых технологий.

В основу создания знаниевых технологий положены
а) тезис о том, что диалектика позволяет создавать принципиально новые знания, причем в соответствии с текущим состоянием общества, науки и техники,
б) принцип разделения диалектической философии и наук,
в) концепт возможности опережения конкретного вида познания (или преимущества знаний) в той или иной области или отрасли народного хозяйства или науки над общеизвестными,
г) понятие реализации преимуществ обладания новыми знаниями для решения поставленных задач,
д) созданные новейшие перспективные диалектико-исследовательские направления и науки, например, такие, как новые логики, логическая психология, экономическая психология и др.


В. Наиболее значимой основой знаниевых технологий является … идея. Да, да, та самая идея по Гегелю (не идея по Платону), берущаяся, конечно же, в этом случае в тех или иных конкретных определениях**, но все же - это та самая незабвенная идея, которая, например, стала основным фактором исследований К.Марксом развития общества в его «Экономико-философских рукописях 1844 г.» (ну, а анализ использования знаний в отдельных областях деятельности людей - это, очевидно, уже более простое исследование.)


Г. Осмысление преимуществ знаниевых технологий базируется на ряде положений, в т.ч. на следующих.

Преимущества знаниевых технологий обусловлены тем, что они основаны на диалектике.
    Диалектика позволяет создавать принципиально новые знания не только вообще и для себя (для решения своих задач), но и в соответствии с текущим состоянием общества, науки и техники.
    При этом знаниевые технологии позволяют осмыслять новые методологии и формы деятельности, конкурентность которых понимается не только с силу их новизны, но и за счет неожиданности их появления и реализации в той или иной области деятельности или на рынке.

Преимущества знаниевых технологий усиливаются тем, что диалектика позволяет создавать знания и методологии (инструменты) в различных областях познания и сферах деятельности и совместно их все использовать; тут особую роль играет система диалектической философии, которая дала основу так и не познанной науками системе философии Гегеля (обычно ошибочно сводимой к его Энциклопедии философских наук).

Кроме самой новизны подходов к решению задач и используемых диалектических приемов как сверхсуммарный эффект существенной является непонятность знаниевых технологий и их реализаций тем, кто продолжает оставаться на позициях обыкновенной логики и устаревшего материализма.


Д. В настоящее время наиболее актуальным считается применение знаниевых технологий в теофилософии, в процессах диалектической актуализации информации, в сфере информационных технологий и в экономической области.
    В частности, можно акцентировать следующие позиции.

Наиболее ярким примером знаниевых технологий являются некоторые из новых логик, которые, являясь сами знаниями, выступают и в качестве не имеющих аналогов средств для формирования проектов, программам и конкретных схем деятельности и их контроля.

Знаниевые технологии существенны для IT и связанных с ними форм деятельности, в первую очередь, познания. Например, на базе диалектики и принципов объектно-ориентированных языков программирования была создана специализированная IT (для диалектической гносеологии) - объектно-содержательное программирование, которое является инструментом реконструкции и исследования как диалектических объектов, так и сущностных аспектов многих бытийных объектов. Апробируется специализированная IT: Интернет-позиционирование "ДИАЛЕКТИКА". И др.

Существенно осмысление применений знаниевых технологий в сфере экономики: новые экономические технологии, которые актуальны для ряда секторов экономической деятельности, а также для различных предприятий, но матрицы которых можно использовать и для планирования работы предприятия, для организации деятельности его филиалов и т.д.

Актуальны и модернизационные знания и технологии (см.  МОДЕРНИЗАЦИЯ в РОССИИ ), на основе которых можно исследовать не только развитие народно-хозяйственного комплекса страны, но и улучшать деятельность конкретных предприятий, например, а) трансформировать предприятия в ответ на экономические и кризисные вызовы, б) модернизировать предприятия в целях решения конкретных задач, в т.ч. для получения конкурентных преимуществ, в) осуществлять стратегическое планирование и др.


Е. Возможны а) новые формы образования, б) создание новых учебно-практических дисциплин (например, структурно-функциональный менеджмент) и, соответственно, в) новые формы познания и г) проведение форвардных научных разработок, которыми, кстати, являются некоторые знаниевые технологии.

Не исключается и целевая теоретическая деятельность, ибо без теории практику осуществлять не разумно.



* Фигура познания - одна из структур познания, или одна из специализированных возможностей осуществления рассуждений, разработанных в современной диалектической философии.
** Тут важно понимание некоторых фигур объективности.

См. «Актуальность философии Платона и ряд проблем наук»,
ВСЕОБЩАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ,
«Исключительность познания СДФ»,
«Модернизация логики»

[«Фигура познания», «Структура познания» и «Фигура объективности»].



Обсуждения: http://all-discussions.livejournal.com/40091.html