Экономическая психология.
- 31.05.10 г. -
К.Маркс определил, что «производство прибавочной стоимости или нажива – таков абсолютный закон этого (капиталистического. – ПРИМ.) способа производства» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 632]. Однако и саму наживу, и варианты ее получения люди понимают по-разному. Иными словами, нажива по-разному воспринимается людьми, обусловливает их разное поведение, деятельность. Да и сама возможность получать наживу или прибыть, способность людей к предпринимательству, участие в бизнесе и др. определяются предрасположенностями самих людей и связаны с их мировоззрением, навыками, воспитанием, психикой. Исходя из этого, определяется предмет экономической психологии.
Экономическая психология, в первом приближении, – наука, изучающая поведение, психические аспекты и особенности бизнесменов, проявляющиеся в процессе их деятельности, в ходе выживания, осуществления и развития бизнеса.
Можно сказать, что экономическая психология есть психология современных производственных отношений.
Производственные отношения – отношения людей по производству – являют актуальный предмет для изучения в психологии.
Нужно отметить, что экономическая психология, по крайней мере, на современном этапе ее функционирования является наукой, обусловленной развитием общества, находящегося в стадии капитализма.
С другой стороны, экономическая психология обусловлена как рядом фундаментальных теоретических факторов, так и несколькими жизненными и прикладными позициями, именно в насущности которых кроется непреходящая мощь и значимость экономической психологии. Укажем ряд из них.
Во-первых, что понятно даже из предварительного описания, экономическая психология – это не общеизвестная психология трудовой деятельности, в которой изучается, по сути, психология наемного труженика и его поведение, функциональные состояния работника, профессиональное развитие личности, профессиональная пригодность т.д., в силу чего самыми распространенными для традиционной психологии в сфере трудовой деятельности являются рекомендации, направленные на обеспечение деятельности предприятия, но не его акционера или руководителя и, тем более, не их экономической деятельности.
Рекомендации психологов осуществляются, в основном, при найме, адаптации, обучении, мотивировании персонала, при оптимизации социальной структуры предприятия и по другим известным позициям. А вот обеспечению деятельности именно бизнесменов, акционеров и руководства предприятия в психологии уделяется мало внимания, да и невозможно больше (это можно понять, так как вряд ли даже психологам много кто из бизнесменов будет открывать таинства и особенности ведения бизнеса; тут особое положение зарождения и развития экономической психологии). При этом следует учитывать, что в некоторых странах фактор предпринимательства до сих пор мало учитывается даже в экономических исследованиях.
Поэтому и пришлось в рамках диалектической психологии проводить отдельные исследования, что стало первым фактором создания экономической психологии.
Во-вторых, многие аспекты современных производственных отношений обусловливают особые психические и функциональные состояния бизнесмена или руководителя предприятия, которые должны изучаться на принципиально новых основах, в рамках новой науки.
В-третьих, исследования психологии не учитывают экономическую специфику, тем более, ее изменения и новации. Не предполагаются и не моделируются факторы изменения экономической ситуации, в т.ч. за счет новых форм управления и внедрения новых технологий.
В целом праксиологических и прикладных исследований психологии в сфере современной экономики нет.
Таким образом, вопросы психического равновесия бизнесменов, их спокойствия, уверенности, коммуникабельности, поведения и эмоционального фона при исполнении профессиональных обязанностей, реакции в обычных и неординарных ситуациях, креативности, степени подготовленности к руководству коллективном, готовности к обновлению и другие вопросы психологии поведения и профессиональной деятельности бизнесменов, акционеров и руководства предприятия составляют предметное ядро экономической психологии, но которое не мыслится без сопутствующих тематических (экономических, логических, социальных) включений и учета изменений внешних условий, значительно влияющих на текущие предметные представления.
В-четвертых, при анализе рекомендаций психологии на предприятиях, по многим позициям застывшей на позициях ХХ в., следует учитывать ее парадигмальные, методологические и другие несовершенства. Современная капиталистическая сущность жизни и соответствующее ей мышление не отражены в психологии как данные особенности, и выводы этой науки, верные для массовидного явления, слабо соотносятся с частными и сущностными процессами в быстроизменяющейся экономической сфере жизни XXI в.
Поэтому можно предположить, что в ходе деятельности психологов на предприятиях в современных условиях, когда нужен учет так еще и не обозначенных в психологии новых экономических факторов, могут выноситься вердикты, малоэффективные для деятельности предприятий именно в современных условиях, тем более, в тех условиях, которые будут в ближайшем будущем.
В-пятых, экономическая психология определена и тем, что в глобальной экономике обозначились региональные специфики, например, существенны особенности российского капитализма, которые не столь явны и насущны в других странах. И если знания психологии применимы для решения ее предметных задач, то для решения специфических задач требуются новые знания, при этом вряд ли положения западных исследований могут применяться в специфических российских условиях.
(Кстати, и по причине развития знаний экономической психологии в диалектической психологии были интенсифицированы исследования в области исторической психологии Новейшей философии.)
В-шестых, согласно современной политической экономии, после выхода из кризиса, начавшегося в 2008 г., экономика будет жить по новым правилам. Главное, кейнсианский постулат – спрос рождает предложение – потеряет свое главенствующее значение. Поэтому тот, кто будет знать новые правила или хотя бы будет готов к ним, будет в наиболее выгодных условиях.
Новые экономические условия будут подчиняться новым правилам, которые нужно познавать, понимать, а когда будущее неотвратимо начнет диктовать новые условия, то надо быть к этому готовым.
Капитал иметь, конечно же, надо, но только тот, кто будет спокойным, уверенным в себе и в своем бизнесе и, следовательно, в жизни, будет более успешным, поэтому, более спокойным...
Психическое равновесие и успешный бизнес могут и должны дополнять друг друга – это простое положение стало одним из главных положений экономической психологии.
Таким образом, главное, можно и нужно готовиться к пришествию новых экономических реалий, бизнесменам нужно быть готовым защитить свою психику и организовать работу своего мышления в новых условиях, что можно начинать делать уже сейчас. Поэтому экономическая психология весьма актуальна.
В-седьмых, никто не мешает предпринимателям уже сейчас внедрять формы новой организации работы.
Преимущество во времени – реально осознанная новоэкономическая психологическая новация.
Поэтому экономическая психология изучает аспекты ведения бизнеса и влияния новых экономических реалий не только непосредственно, но и в связи с проработкой новых экономических и производственных технологий, осуществляемой в современной политической экономии.
В-восьмых, если при развитии бизнеса не обойтись без психологии, то ей самой для его обеспечения (и в собственном развитии) не обойтись без фундаментальных экономических знаний: нужны знания политической экономии. Экономическая психология базируется на современной политической экономии, имеющей в своем арсенале перспективные экономические знания, явно отличающиеся по существу и по своей психологии от знаний экономической науки.
Политическая экономия является одной из основ экономической психологии.
С другой стороны, экономическая психология является важнейшей частью обеспечения исследований современной политической экономии, из, которой, обратно, черпает предметные знания.
Существенны и другие причины и моменты формирования и развития экономической психологии.
Итак, для предметного и перспективного изучения условий и форм осуществления деятельности предпринимателей, акционеров, руководителей предприятий и т.д. в Новейшей философии была реконструирована экономическая психология, исследующая не только психологию ведения и выживания бизнеса, но и психологию опережающего внедрения новейших экономических инструментов и технологий.
Экономическая психология – наука, изучающая при использовании теоретико-экономических знаний (но не экономикса и классической теории*) поведение, психические аспекты и особенности бизнесменов, проявляющиеся в процессе их деятельности, в ходе выживания, осуществления и развития бизнеса, причем, главное, в конкретных существующих условиях и с учетом факторов новаций, в частности, внедрения новых экономических технологий.
Можно сказать, что экономическая психология есть психология современных производственных отношений в широком смысле, психология рыночных отношений в существующих и предполагаемых новых экономических условиях на основе имеющихся и разрабатываемых, предполагаемых к внедрению экономичеких инструментов.
Экономическая психология не только принципиально новая наука, но и наука, имеющая существенные особенности, в т.ч. впервые для психологии проявляются сопутствующие тематические включения (в т.ч. экономические инструменты и технологии), а также временные и региональные особенности.
Использование элементов теории экономики будущего, учет влияния глобализации и региональных особенностей, широчайшие предметные, личностные и временные диапазоны теоретизаций и связь с конкретной практикой – отличительные черты экономической психологии (Новейшей философии).
Экономическая психология использует новые предметные знания, получаемые в ходе текущих исследований явлений и феноменов современной жизни, в первую очередь, в сферах общественного сознания. Эти знания позволяют формировать актуальные эффективные методики, пригодные во многих сферах современной жизни, но, прежде всего, в экономической сфере.
Также экономическая психология использует в своих исследованиях
- знания политической экономии о деятельности людей в среде капиталистических производственных отношений,
- возможности аналитической психологии (диалектической психологии) для формирования концептуальных положений (с последующей проверкой их на практике),
- знания социологии.
С другой стороны, с учетом изысканий экономической психологии целенаправленно прорабатываются элементы прикладных исследований Новейшей философии, например, информатизационной капитализации, когнитивной рекламы (см., напр., «Практика идеального в СДФ» ) или весьма перспективных медиаторных технологий.
Медиаторные технологии – наиболее перспективные исследования, которые в скором будущем окажутся весьма востребованными на рынке, поэтому активно прорабатываются в рамках современной политической экономии и экономической психологии.
Экономическая психология обладает не только теоретическим заделом и специфическими возможностями проведения исследований диалектической психологии, но и новейшими прикладными данными. В этом смысле экономическая психология становится не только перспективной исследовательской наукой, но и наукой с акцентированными праксиологической и прикладной составляющими.
Пожалуй, только в экономической психологии впервые в психологических исследованиях достигается реальное единство осмыслений предположенной действительности, теоретических изысканий и организуемой практики.
В целом экономическая психология исследует и решает разные теоретические и предметно-профессиональные задачи, но ее знания важны не только для экономической деятельности и экономического познания.
На основе экономической психологии (с учетом привлечения, конечно же, знаний ряда других наук Новейшей философии) можно получить ответы на ряд вопросов о проблемах инноваций в современной России.
* Недаром же Дж.М. Кейнс, которого величали не иначе как «спаситель капитализма», указал, что «Постулаты классической теории применимы не к обществу, а только к особому случаю, так как экономическая ситуация, которую она рассматривает, является лишь предельным случаем возможных ситуаций равновесия. Более того, характерные черты этого особого случая не совпадают с чертами экономического общества, в котором мы живем», а относительно «характерных черт» классической теории он отметил, что «…их проповедование сбивает с пути и ведет к роковым последствиям при попытке применить теорию в практической жизни» [Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1999. С. 11].
[«Реклама», «ВT», «Пропаганда», «Агитация», «PR»,
«Реклама когнитивная», «Реклам целевых способы организации»
и «Медиаторные технологии»].
Облачная зона по этой теме временно закрыта до новых дискуссий.