Практика идеального в СДФ.
- 12.02.12 г. -

> Диалектика не только обладает познавательными возможностями, но и имеет даже утилитарные бизнес и чуть ли не сугубо бытовые применения. Об этом, особенно, на фоне предыдущих статей, в которых обозначались, на первый взгляд, только общие теоретические, социальные или даже несколько идеализированные положения модернизационных теоретизаций, и нужно сказать сейчас.


Многие из положений, аспектов и нюансов диалектических исследований, в т.ч. модернизационных теоретизаций, имеют не только теоретическую, проектную, социальную и идейную значимость, но и практическое и даже утилитарное значение.
    Для наглядной демонстрации сказанного обозначим применение одного из нюансов диалектических исследований (одного из положений философии Гегеля) в практической плоскости - при создании в Новейшей философии нового вида рекламы.

 А. Итак, уже всем понятно, что диалектическая философия есть наднаучная система знаний и познания, общий вид которой обозначается на сайте.
    Диалектическая философия теперь не только отделена от наук, но и представляет собою независимое знание, имеющее превосходящие их инструменты и аспекты познания, о чем говорилось и в предыдущей статье («Нюансы модернизационного теоретизирования»).
    Причиной самостоятельности, отличий и превосходства диалектических знаний над научными заключается, как уже много раз было сказано, прежде всего, в логике, которую, как и во времена Гегеля, диалектическая философия и сейчас наиболее активным образом прорабатывает и применяет. И всем уже известно, что обыкновенную логику, которая и до сих пор влачит свое жалкое существование в рассказках логиков (как всегда уточняем: речь сейчас идет не о математической логике), Гегель удостоил презрения. И что на ее основе могут создать науки? Атомную бомбу - это, конечно же, да, но ведь всем хочется того, что обеспечивает и улучшает жизнь, а не губит и не корежит её. То же промышленное загрязнение и уничтожение среды обитания человека им самим же не есть позитив наук. И т.д. Но это всё отдельные вопросы.
    А сейчас разговор про основу познания - про логику, которая в современной диалектической философии  развита на качественно новом уровне даже по отношению к гегелевской логике; см., напр., «Новое в логиках в СДФ».
    Но ведь важны и другие положения.
    В частности, для обозначенной темы статьи важны конкретные предметные оппозиции логики, например, одной из которых выступает психология. О роли психологического для жизни вообще, для познания и для логики говорить, наверное, не стоит, и так всё понятно. Однако следует сказать следующее: на сайте уже говорилось о том, что проблемы психологии давно известны, они фундаментальны, но не могут быть решены этой наукой и в ней самой.
    Диалектическая философия дала новый подход к психологии, что не преминуло привести к новым знаниям и, значит, к новым результатам. И в Новейшей философии была обозначена диалектическая психология.
    Ее знания, как одни из многих новых диалектических знаний, исследуются и применяются в обойме с развитой в современной диалектической философии логикой, что и дает сверхсуммарные результаты, порой мистичные для наук, так как последние все еще базируются на устаревшей логике (здесь, как всегда, оговоримся, что речь идет не о математической логике как разделе математики, весьма практичной, например, позволяющей создавать новые все более страшные и утонченные виды вооружений).
    Ну и кроме новых логик и конкретных их оппозиций в смысле практики актуальной и неизбежной выступает сфера применения знаний.
    Для примера возьмем экономическое.
    Во-первых, все вопросы модернизации в современной диалектической философии так или иначе связаны с осмыслением будущей экономики, о которой все экономисты говорят, но вот что она собою представляет, сказать так и не могут, так как знания у них прошловековые, а реальные процессы - современные.
    Вообще государству нужно было бы интенсивно развивать экономическую науку, чтобы понять современные общественные процессы и более эффективно управлять ими. Нужно. А в Новейшей философии это уже активно делается, в т.ч. развивается базовая для экономических знаний политическая экономия. И, в частности, актуализируются принципиально новые знания. Например, с учетом упомянутой психологии была создана диалектическая экономическая психология. Это принципиально новая дисциплина, призванная не только изучать деятельность людей в условиях грядущей экономики, но и активно противостоять этим условиям и их негативам, а также в них существовать и зарабатывать.
    Более простым для понимания случаем обсуждения обозначенного вопроса является конкретное рассмотрение возможности применения тех или иных знаний во всем известных условиях и формах деятельности.
    Поэтому нужно перейти к некой предметной деятельности.

 Б. Как уже указывалось на сайте, такой всем понятной и нужной деятельностью является, в частности, реклама, без которой в капиталистической экономике никуда. Поэтому ей в Новейшей философии посвящены отдельные исследования.
    Они различаются не только по направлениям, по используемым знаниям (технологиям), уровням и др. Также теперь можно говорить и о формах рекламы (не об известных ее видах), правда, некоторые из которых по силам только крупным фирмам. При этом некоторые диалектические исследования посвящены изучению того, что в странах с высокой степенью монополизации и коррумпированности новые знания о рекламе (и вообще) не всегда будут интересны, ведь квазиэкономические условия подразумевают другие механизмы продвижения услуг и товаров, если это вообще нужно и целесообразно. (Вообще в Новейшей философии были проведены серьезные диалектические исследования рекламы, позволившие выявить ряд её принципиально новых позиций.)
    Но, в частности, можно говорить и о таких новых знаниях в области рекламы и видах их применения, которые рассчитаны на продвижение розничных товаров и на малые и средние фирмы. О чем же тут можно говорить?
    Следует перейти к конкретному знанию.
    Сейчас мы не будем говорить об упомянутых на сайте достаточно сложных технологиях, например, о нейрологической типизации (не путать с НЛП).
    Для настоящей статьи необходимо указать пример одной из тех самых обсуждаемых ранее идеальных позиций, которые на практике оказываются актуальными.
    Например, можно сказать об одной из самых важных и мистичной для наук позиций диалектических исследований - о бытии для другого, которое было рассмотрено Гегелем. И любой желающий может его изучить, например, проштудировав труд Гегеля «Наука логики», понять и применять на практике, так как оно глубинно и разворачивается во многих процессах реальности, в т.ч. в бизнесе и в рекламе, о чем сейчас и пойдет речь.
    Итак, как же столь идеальное положение может быть применено на практике?
    Сначала обозначим принцип.
    Согласно известным исследованиям рекламы, а также разделам диалектической психологии, которые изучают соответствующие вопросы, вся существующая реклама базируется на ряде хорошо известных принципов, так или иначе варьируемых и обыгрываемых в тех или иных акциях. Но при этом в Новейшей философии возник вопрос: а почему бы в рекламе не использовать хорошо забытые старые знания по-новому или, тем более, новые знания? О новых знаниях мы еще поговорим отдельно, а вот про упомянутое бытие для другого можно сказать уже сейчас. В этом смысле после прочтения трудов Гегеля становится совершенно ясно и понятно, что любое нечто (здесь: товар розничной продажи) может пониматься не только так убого, как это можно делать на основе материализма, но и с учетом его моментов, например того же бытия для другого, которое является не только фактором, не учтенным в современной рекламе, но и положением, не изученным даже в современных науках.
    При этом 1) то, что не известно наукам, не значит, что не известно вообще, и 2) кто в бизнесе новое применит первым, тот и получит преимущества - это-то знают все.
    И всем ясно, что любая фирма, которая начнет использовать некий дополнительный фактор в своей деятельности, в т.ч. в рекламе, получит преимущество на рынке.
    Но нужно ли новое конкретной фирме?
    Этот вопрос далеко не риторический. Более того, проведенные в экономической психологии исследования обнаружили интересные грани этого вопроса.
    В частности, с одной стороны, чисто теоретически руководству фирмы новые предложения, конечно же, нужны. Однако на практике, о чем свидетельствуют уникальные диалектические исследования, предложения фирмам зачастую обрубаются на стадии общения их авторов с информационными и рекламными подразделениями и низовыми менеджерами фирм. Только диалектика всегда может внимательно выслушать авторов и оценить их предложения. А как оказалось в случае бизнеса, на подавляющее число предложений авторов со стороны фирм следуют отказы без рассмотрения и в ряде случаев даже без ознакомления с ними. Причин для этого много, это отдельный вопрос, но чаще всего это случается потому, что у низовых менеджеров нет понимания важности новых технологий, во многих случаях - просто из-за низкого уровня образования, да и особой заинтересованности, получается, у них нет. А в ряде случаев многие молодые специалисты просто не понимают, что в массе обращений к фирмам имеются и прорывные предложения. С другой стороны, такие предложения могут быть оценены только специалистами или опытными топ-менеджерами, к которым порой не пробиться и до которых новые идеи попросту не доходят…
    Кроме того, для современной рекламы нужно и новое осмысление экономического вообще, так как требуется внедрение как имеющегося, так и нового в существующее экономическое и проработка вопросов деятельности в будущем экономическом. В частности, для осмысления и этих вопросов в Новейшей философии была создана соответствующая сфера познания - современная экономическая философия.  И хотя она реконструировалась под нужды социальной философии Новейшей философии, а также современной политической экономии и диалектической теории модернизации, но осмысление нового экономического оказалось актуальным и для других вопросов и направлений исследований, в частности, для рекламы.
    А вот теперь можно сделать некоторое предметное обобщение.
    Общение: зная, точнее, получив знания о новом факторе или о новом аспекте известного, можно, а иногда и нужно строить рекламу с их учетом.
    Это умозаключение, простое на первый взгляд, выделено отдельно, ибо оно составляет базовое положение факторной рекламы - назовем так новый вид деятельности в области рекламы.
    (Конечно же, существенны основания и другие позиции факторной рекламы, которые, наверное, могут быть интересны руководителям фирм и специалистам по маркетингу, но сейчас разговор о другом.)
    Сейчас следует продемонстрировать существо факторной рекламы на примере использования знаний о новом для рекламы факторе - о бытии для другого (правда не к любому виду рекламы и не к любому товару это относится, но это отдельный разговор).
    Начнем с простого, хотя и отдаленного понятия. Все слышали про амулеты, обереги, талисманы и т.п. И хотя это особые знания, которые изучаются в эзотеологии, можно всё же отметить, что вещь может иметь некоторое свойство, которое не следует из нее самой, из ее качеств и предназначения, а порой вообще ей изначально не присуще. И благодаря этому, неприсущему  вещи свойству она может выполнять функции, которые ей по природе не предназначены. (Можно также привести пример окраски хоть того же камня. Но в случае с камнем краска есть нечто физическое, а в случае с тем же оберегом имеется нечто метафизическое, более близкое к обсуждаемому идеальному.)
    Итак, понятно, что в вещи может присутствовать то, что а) не материально привнесено в нее после изготовления, б) идеально и в) не известно наукам.
    Хотя можно привести пример из экономической теории - из маржинализма, в основе своей имеющего оценку полезности вещи, т.е. что-то явно не материального, но важного для человека и бизнеса (хотя полезность все же следует из свойств вещи, которую человек хочет использовать, а в вот случае бытия для другого речь идет не о свойстве вещи, а о ее моменте; что такое момент, можно легко узнать из работ Гегеля).
    При этом следует говорить не о каком-то вообще моменте или его приложении к нечто, а о конкретных возможностях получения сверхсуммарных результатов, не следующих из (суммы) свойств и возможностей вещи.
    По-другому: товар можно не только рассматривать в красивой упаковке, снабжать его инструкцией и иной информацией, сопровождать той же рекламой, но и создавать у него новое метафизическое «качество». Да, оно метафизично, но это не значит, что его нет, тем более, как было указано выше, Гегель в своих трудах обозначил бытие для другого.
    Таким образом, в частности, целесообразно создавать и рекламировать новую идеальную определенность товара, не присущую ему при производстве, на которой будет особым образом акцентироваться внимание покупателей.
    Конечно же, бытие для другого качеством как таковым быть не может, это понятно и ясно всем тем, кто проштудировал работы Гегеля. Но выступить в границе вещи оно может, для чего ему необходимо будет придать некую определенность. Тут теоретически нет ничего сложного: хотя у Гегеля про это не написано, но ведь добавить не упомянутые великим мыслителем позиции на основе метода его философии в конкретных случаях всегда можно. Так что остается лишь решить вопрос о том, как положить некую определенность в вещи (но не как качества - так получится свойство товара). Это можно сделать по-разному, например, в смысле внешнего определения. В частности, можно использовать диалектические знания о нечто (здесь: о розничном товаре) и об определенном присовокуплении к нему некоторого метафизического и привлечь уже упомянутую выше психологию.
    Далее можно сделать обобщение и вывод.
    Остается решить вопрос о том, как совместить все указанные выше позиции. Хотя при этом надо еще понять и то, что имеется в виду под положением некой определенности (не качества) в вещи.
    Тут нужно сказать, что главным в смысле реализации бытия для другого выступает появление новой определенности (не свойства!), не следующей из качества вещи, но образовавшейся у нее и нужной некоторым людям, которые и составляют целевую аудиторию конкретной в данном случае рекламы/продажи (хотя в факторной рекламе говорится о классах целевых аудиторий, так как они рассматриваются по ряду различных позиций, лишь одной из которых являются свойства  и обусловливаемое ими предназначение товаров).
    Создать новую определенность (не свойство) товара (на нем) и довести ее до сведения покупателей - вот новизна, вот то, что нужно делать в ходе факторной рекламы. Это можно осуществить за счет новых знаний в рамках любых проводимых рекламных компаний, что, кстати, обусловливает простоту исполнения факторной рекламы и даже ее собственный некоторый сверхсуммарный смысл. А вот уже дальше факторную рекламу можно развивать на более высоких уровнях - в смысле рекламных политик.
    К тому же товары, не проданные сразу, можно повторно продавать как принципиально новые, если им придать новую определенность, ведь они, действительно, станут другими и новыми. Это тоже вроде бы понятно.
    И осталось сказать лишь о том, что создавать новую идеальную определенность, на которой будет особым образом акцентироваться внимание покупателей, можно
- для отдельного товара данного производителя,
- для линии товаров (некоторой группы товаров) данного производителя,
- для полной совокупности товаров данного производителя,
- для некоторой части товаров данного продавца (торговой сети, супермаркета).
- для полной совокупности товаров данного продавца (торговой сети, супермаркета и т.п.) *.
    Так что применять даже настолько идеальное положение, как бытие для другого, можно на практике, причем в конкретной экономической сфере деятельности.
    Таков пример использования одного из нюансов диалектических исследований (одного из положений философии Гегеля) в практической плоскости.

 В. А вообще многие из положений и аспектов диалектических исследований, в частности, модернизационных теоретизаций имеют не только теоретическую, проектную, социальную и идейную значимость, но и практическое и даже утилитарное значение.


* 1) Тут имеются в виду относительно недорогие товары, а вот дорогие товары подразумевают иную природу составляемой для них определенности. Это другой вопрос факторной рекламы. 2) Термины «линия товаров», «часть товаров» и «полная совокупность товаров» использованы не случайно, здесь это термины факторной рекламы.


См. «Материализм», «Проблемы современной философии»,
«Диалектическая философия и науки»,
«Логическая психология»,
«Экономические новые технологии»
и «Обращенный капитал и его социальное значение».