Диалектическая психология (Новейшей философии).
- 24.05.10 г. -
>> Диалектическая психология - закономерно создаваемая наука, реконструируемая в поступательном развитии диалектического познания и занимающая надлежащее место во всеобщем познании, вытесняя отдельные разрозненные субъективные представления, не имеющие укоренения в особенностях содержания реального мира.
Диалектическая психология является важной частью познания диалектической философии о венце мирового развития - о человеке - диалектического учения о человеке.
Диалектическая психология является производной от системы науки, точнее - частью системы наук диалектической философии, наукой, логично актуализирующейся в системе на основе достигнутых диалектических знаний.
Диалектическая психология является наукой, явно позиционированной как средний термин, обрамленный наукой о мышлении и онтологией; при этом в смысле гегелевского тождества мышления и бытия она выступает в качестве науки о деятельном субъекте в мире, образуемой на основе науки о мышлении.
Диалектическая психология является наукой о психических процессах, касающихся восприятия и осмысления внешнего мира человеком и о формируемых в связи с этим психическими состояниями и реакциями, а также о психических свойствах, причинах, мотивациях и реализациях деятельности человека и о его поведении.
Отличительной особенностью формирования диалектической психологии является то, что она позиционируется со своими составляющими в частной системе наук диалектической гносеологии - производной от до сих пор потаенной для наук обозначенной Гегелем системы науки - и выступает необходимым развитием логики по Гегелю (т.е. не традиционной, обычно понимаемой логики, что, кроме всего прочего, исключает основы и посылки многих негативов), но когда познание обращается [будучи на феноменологии идеи] к человеку, в чем и определяются истинность диалектической психологии, а также образующие и составляющие этой науки.
Диалектическая психология является закономерно и строго позиционируемой диалектической наукой, а не результатом чьих-то разнообразных наблюдений и соображений. При этом она формируется в соответствии с обозначенным выше позиционирующим положением, причем на базе единой пред-положенной основы, которая снимается в процессе осмысления, поэтому внешность уходит внутрь себя и снимается в субъективности, что фиксирует познавание жизни - существо диалектического учения о человеке - в конкретной ипостаси. А как движущее начало, проходящее через объективность, познание опосредует для себя реальность, что и составляет основу диалектической психологии, и в смысле внутри-себя-бытия она оказывается направленной на истинность. Так обосновывается существенность и истинность познания диалектической психологии, следовательно, ее самой, чего невозможно сделать в отношении психологии.
Таким образом, диалектическое гегелевское положение о том, что мышление изучается в предназначенной этому науке, отчетливо проявляется и служит основанием положения диалектической психологии, которая, в отличие от психологии, получает не описательно-эмпирический, а комплексный статус, который базируется на осмыслении и подтверждающем обращении к бытию, а не на единичных по своей сути экспериментах (которые сами по себе не отрицаются, но включаются в более полную диалектическую систему представлений).
Диалектическая психология и обоснована, и структурно положена - определена.
В основу диалектической психологии был положен ряд представлений диалектической философии, в том числе:
- знания о сознании и о человеческом мышлении, представленные в философии Гегеля,
- новые экзистенциальные знания (т.е. не традиционного экзистенциализма и не гуманистической психологии)*
- разработанные в диалектическом учении о человеке модели конкретных форм жизнедеятельности человека
и др.
С другой стороны, для исследований диалектической психологии привлекаются знания психологии.
Диалектическая психология - составляющая диалектического учения о человеке, включающая новую парадигму и ряд новых направлений.
Нужно отметить, что формирование новых парадигмы и направлений исследований диалектической психологии оказалось возможным а) при использовании логических инструментов диалектической философии (в т.ч. логик диалектической философии) и б) на уровне диалектического учения о человеке, фактически, за счет новых представлений о человеке.
При этом надо отметить, что диалектическая психология обладает рядом специфических особенностей.
Во-первых, предметные положения в диалектической психологии имеются не только как тем или иным образом обобщаемый набор фиксируемых реакций организма и выводов исследователей, но и как раскрытые определения понятий: диалектическая психология в тождествах, указанных Гегелем, оперирует объективными данными.
Во-вторых, диалектическая психология признает и учитывает, в т.ч. в тождествах, указанных Гегелем, сверхчувственные феномены, хотя экспериментальная практика, конечно же, не скидывается со счетов.
А в психологии ее предмет (его составляющие), духовный по своей сути, недоступен материалистическому изучению, что признается учеными. Но при этом так и не объясняется, как же он изучается, как регистрируемые внешние процессы могут привести к познанию духовного? - это научная мистика.
В-третьих, определен и учитывается ряд парадигмальных, системных, методологических, логических и других недочетов и т.п. психологии и форм ее исследований**, и это позволяет избегать многих ошибок в теории и практике диалектической психологии.
В-четвертых, в диалектической психологии была определена возможность проведения непосредственных теоретических рационалистических и спекулятивных изысканий (в т.ч. с последующими экспериментальными исследованиями теорий), что является новым и предельно важным моментом как для развития в целом психологического познания, так и для методологии формирования в нем аналитических рассуждений по отдельным вопросам.
Диалектическая психология не является преимущественно эмпирической наукой, поэтому не зависит от ограниченности, капризов и несовершенства экспериментов, она развивается и на основе теоретических и сверхчувственных изысканий.
В-пятых, диалектическая психология является не только описательной и экспериментальной наукой как психология, но и аналитической и спекулятивной наукой.
И др.
Указанные особенности, положенные как определяющие моменты в процессах образующего внутреннего опосредствования, позволили реконструировать «общий знаменатель» или общее основание исследований для парадигмальных основ (представлений) и базовых теоретизаций диалектической психологии и, главное, обозначить новый взгляд на психику и, соответственно, на ее исследования.
Это позволило актуализировать новую обобщающую базовую парадигму.
Надо отметить, что она, во-первых, не основывается на принципе системности (хотя учитывает его), поэтому, во-вторых, не является результатом процесса развития совокупности парадигм психологии в некую одну.
На основе теоретических рационалистических и спекулятивных изысканий и новых парадигмальных представлений и соответствующих исследований был сформирован теоретико-парадигмальный раздел, который можно считать теоретической психологией (его можно считать разделом, в разных классификациях, фундаментальной, общей или научной психологии). В нем осуществляется не только описание выявленных экспериментально фактов и переход к их предметному определению, но и, в основном, рефлексия в реконструируемом понятийном пространстве, создающая мыслительную основу и обеспечивающая развитие исследований диалектической психологии.
Теоретическая психология (иногда - мыслительная психология) - важнейший раздел диалектической психологии, обеспечивающий поступательное движение ее познания и, в частности, формирование ее исследовательских программ.
Развитие теоретической базы позволило позиционировать, обобщать и использовать знания ряда других наук и учений.
Во-первых, диалектическая психология рассматривается в совокупности со знаниями других областей познания Новейшей философии и, в свою очередь, дополняет их; в первую очередь, это
- логики диалектической философии,
- эзотеология,
- когнитивная гносеология (Новейшей философии),
- диалектическое учение о человеке.
Во-вторых, развитие обозначаемых предметных знаний на диалектической основе позволило осмыслять и учитывать знания ряда других учений, например, ведические, буддистские и даосистские представления, что невозможно в традиционной психологии (да и вообще в науках) по причине отсутствия соответствующего теоретического обеспечения. Более того, сторонние знания не только изучаются, но и создают новые знания***, которые важны как для диалектической психологии и диалектического учения о человеке, так и для других диалектических наук и областей познания Новейшей философии****.
На основе диалектической психологии оказались возможными трансцендентные исследования, например, религиозных представлений; в частности, были установлены аспекты христианских и ведических представлений о душе, духе, дживе и атмане, что позволило значимо развить представления объективного экзистенциализма о нематериальных ипостасях человека и, затем, гегелевские философию духа и философию религии, а также диалектическое учение о человеке и диалектическую эсхатологию.
В-третьих, обозначенное выше развитие теоретической базы позволило, как уже указывалось, не только учитывать и избегать парадигмальных, методологических и других недочетов и т.п. психологии и форм ее исследований, но и обобщать и полномасштабно использовать ее знания (точнее - ряда ее парадигмальных и предметных направлений, например, таких как гештальтпсихология, когнитивная психология, некоторые положения общей психологии, клиническая психология, социальная психология, дифференциальная психология, этническая психология).
По ряду современных, наиболее актуальных направлений исследований диалектичсекая психология для качественного развития своих занний и знаний Новейшей философии в целом, а также для обеспечения их преимущественного развития ведет свои изыскания максимально интенсивно, причем, в отличие от психологии, использует предметные знания диалектичсеких учений и наук, обеспечивающие значимые преимущества. Например, для исторической психологии Новейшей философии, которая актуальна для понимания появления человека и развития цивилизации (эти знания Новейшей философии отличны от общепринятых научных представлений), используются гегелевские феноменология духа и учение об объективном духе. Знания исторической психологии Новейшей философии важны и для понимания Человека диалектического. Принципиальны исследования и в области гештальтпсихологии, причем игнорируемым учеными фактам диалектическая психология придает громадное значение, например, в целях получения данных для изучения всеобщих форм человеческого мышления. И др.
Развитие парадигмальных и теоретических представлений, а также диалектические задачи и практические потребности определили формирование новых направлений исследований.
Первым из них стала теоретическая психология. На ее базе была создана аналитическая психология, позволившая проводить исследования на основе последовательно развиваемых теоретических положений.
Использование диалектической психологии при проведении ряда логических исследований обусловило создание отдельной дисциплины - психологии логики (не путать с логической психологией), которая впоследствии на базе общего основания исследований позволила создать психологию науки, которая, в частности, проводит исследования коррупции и застоя познания в науках; с учетом знаний именно психологии логики и психологии науки были сформированы предложения для решения вопросов интенсификации имеющейся системы образования и реконструкции новых форм в ней.
Большое значение имеют прикладные направления исследований, например, экономическая психология и другие, о которых будет сказано отдельно.
В целом исследования в рамках диалектической психологии имеют не только диалектические и традиционные направления, но и новые реализации, решающие как теоретические и целевые программные задачи, так и прикладные задачи, в т.ч. предметно-профессиональные задачи (например, формализация и решение задач деятельности бизнесменов и адвокатов), или жизненные задачи (например, выбор жизненного пути, позитивизация собственного мироощушения).
Несмотря на важность прикладных направлений диалектической психологии, в ней вторыми по важности, после системно диалектически полагаемых задач, стали задачи психологии логики, которые подразделяются на задачи изучения психологии иных учений, систем познания и логик, в первую очередь, восточных учений и западной теоретической логики, и на задачи развития системы логик диалектической философии и их приложений.
В частности, удалось по-новому осмыслить многие западные исследования, в первую очередь, аналитико-философские, психоаналитические и когнитивные исследования, которые имеют колоссальное значение не только для наук, но и для общественной жизни. Их результаты важны и для познания, и для практики. А расширение объемов когнитивных исследований, системы логик диалектической философии и диалектической психологии обеспечивают интенсивное опережающее развитие диалектического познания.
В целом в диалектической психологии были актуализированы:
- новые представления и основания исследований в сфере психологии,
- новые предметные методы исследований,
- новые теоретические, предметные и прикладные направления исследования (теоретические разделы).
Результаты исследований диалектической психологии включают, в частности, открытие и исследование ряда феноменов и теоретических положений, например:
- феномен терминологической неопределенности,
- лжекоммуникация (этот феномен был обнаружен в ходе исследований феноменальной теории противоречия и противоположности),
- экзистологический ряд,
- логико-психологическая проблема (этот феномен обнаружен в ходе исследований в области психологии науки),
- релевантный формализм,
- некоторые особенности восприятия, например, касающиеся иллюзий, константности восприятия, ряда гештальтпсихологических принципов и др.,
- поверхностность фрейдизма,
- исследование вопросов идентификации клона с позиций сознания
и др.
* Объективный экзистенциализм также является частью диалектического учения о человеке.
** В т.ч. те, которые не могут быть замечены и осмыслены на основе уже морально устаревших материалистических представлений, пронизывающих науки. Например, в науках, в т.ч. и в психологии, до сих пор делаются бессмысленные по своей сути попытки изучить сверхчувственные феномены на основе материалистических представлений и физичных опытов, например, сознание.
*** Об этом см., напр., «Упанишады», «И Цзин (история и гносеология)» и «СДФ, даосизм и гностицизм: противоположности в начале».
**** Например, оказалось возможным в представлениях буддизма получить сопоставление различений человеческого сознания и представлений сознаний локов, причем все эти представления, что важно, оказались связаны с некоторым всеобщим, что позволило развить ряд обобщающих представлений.
См. «Несовершенство психологии» и «Причины актуализации диалектической психологии»,
«Позиционирование»
[«Диалектической гносеологии частная система наук»,
«Человек», «Человека появление», «Человека модели», «Человеческого мышления процессы»,
«Логическая праксиология», «Логическая психотерапия», «Нейрологическая типизация»,
«Суждение», «Умозаключение»].