Система наук диалектической философии.
- 13.06.10 г.
> Для того, чтобы обозначить новую форму организации и осуществления диалектического познания, необходимо рассмотреть не только концептуальную составляющую ее основания – возможности осуществления диалектического познания, но и положительную составляющую ее основания – парадигмальную базу.
Познание в диалектической философии осуществляется на основе конкретных системных реализаций. Они, в первом приближении, включают возможности осуществления познания – методы познания, технологий познания и т.д., и фиксации его результатов. Но если даже отрицаемые обычными науками сверхчувственные формы познания интуитивно воспринимаются адекватно – как конкретные совокупности последовательно осуществляемых действий мыслительного и/или практического характера, направленных на решение данной задачи, на познание окружающего мира и его феноменов, то результирование познания – система знаний – до сих пор понимается в консервативном рационалистическом, а порой даже в позитивистском, смысле – как совершенствуемый набор данных, часто называемых «знаниями». И вопрос тут не в уточнении определений, не в выяснении обстоятельств (например, деятельности рефлектирующего рассудка, если использовать термин Гегеля [Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 5. С. 22]) и даже не в понимании смысла обретения знаний (в науках – для угнетения природы и получения выгоды, а в диалектической философии – для познания и совершенствования человеком самим себя). Все дело в понимании сути искомой Гегелем [диалектической] системы знаний. Обсуждение этого вопроса представляет собою отдельную тему [см. п. «Система знаний диалектической философии»]. А вот положением, требующимся для развития материалов сайта – нужным для актуализации формы организации и осуществления диалектического познания – является отдельным образом позиционируемая система наук диалектической философии, которую, в первом приближении, можно считать проекцией диалектической системы знаний.
Система наук диалектической философии является одним из важнейших инструментов диалектического познания, неразрывно связанным с рядом фундаментальных положений, включая парадигмальные и методологические аспекты.
И хотя предметное содержание системы наук диалектической философии в объеме одной статьи раскрыть нельзя, можно все же дать общее представление о ней и о ее предназначениях.
1. Система наук диалектической философии полагается системой науки, одну из составляющих которой К.Маркс оправданно и весьма метко назвал истоком и тайной философии Гегеля 1.
Создание системы наук диалектической философии, далее, предопределило создание Новейшей философии – современного диалектического инструмента для ряда предметных исследований и практики и для развития вообще познания.
2. Система наук диалектической философии призвана для того, чтобы в ней диалектически были раскрыты развитие идеи, ее содержания и формы ее инобытия.
Система наук диалектической философии предназначена и для решения иных задач: на ее базе осуществляются создание теоретических основ диалектических исследований, развитие и фиксация знаний, образующихся в процессе диалектического познания, и решение задач диалектической философии. Да и во внешних проявлениях система наук диалектической философии весьма значима, например – в социальном плане: она является единственной цельной основой (в отличие от наук, изобилующих разными, порой исключающих друг друга мнениями), на базе которой можно создавать программы социально-экономического развития конкретной страны.
3. Систему наук диалектической философии нельзя путать с системой науки:
- система наук диалектической философии – имеющиеся знания, проекция искомой Гегелем системы знаний, а система науки – основа и инструмент для получения знаний,
- система наук диалектической философии – совокупность наук диалектической философии (здесь: философские науки действительной философии 2, области познания, отрасли познания, предметные философии и диалектические науки, дисциплины и теории), а система науки – совокупность только гегелевских и современных базовых и реальных формальных и конкретных наук философии.
Надо отметить, что особенность современных базовых и реальных формальных и конкретных наук философии системы науки распространяется на составляющие системы наук диалектической философии. Так, ее профильные исследования (например, исследования философии определенности) не только следуют за определенными подразделениями вообще логики, как и в философии Гегеля, но и базируются дополнительно еще и на актуальной для них, специально реконструированной логике (в указ. случае: на онтологической логике); усиленное последовательно-параллельное парадигмально-логическое обеспечение – положенная (объективная, а не теоретическая) особенность современных диалектических исследований.
4. Также систему наук диалектической философии нельзя путать с системой диалектической философии и с системой философии Гегеля, а также с системами философии Гегеля; последние по своему характеру вообще функциональны и являются, скорее, инструментами познания.
5. В системе наук диалектической философии зафиксировано начинание – определена объективность зарождения диалектического познания, точнее – того, к чему оно восходит; и в системе наук диалектической философии, действительно, стало первым то, что первым было в Истории, как это и полагается, согласно определению Гегеля [Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 5. С. 75].
Это положение имеет большое парадигмальное значение, так как в современной диалектической философии концептуально и понятийно были сняты основания эзотерического концепта антропоса и материалистической веры в вечность материи.
Раскрытие и позиционирование мировоззренческих представлений стало важным следствием осознания объективности зарождения диалектического познания.
Система наук диалектической философии реконструируется на основе различенной полной и цельной комплексной картины мира, воссозданной на базе единого парадигмального основания.
6. Науки диалектической философии полагаются в системе на основе диалектических моментов и в силу действия диалектических инструментов, а не по разумению отдельных умных людей.
Используя определение Гегеля [Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 6. С. 318], следует сказать, что система наук диалектической философии являет себя как круг кругов, в начало которого опосредствование вплело его конец, как целокупность завитых в себя кругов познания, где каждый отдельный член есть рефлексия в себя, которая, возвращаясь в начало, вместе с тем, есть начало некоторого нового члена, а фрагменты этих кругов суть отдельные науки (здесь: области познания, отрасли познания, предметные философии, диалектические науки и др.), каждая из которых имеет некоторое предыдущее и некоторое последующее – каждое отдельное познание, определившись с собою, актуализировав знания и сформировав некоторое познание (науку), показывает в самом своем заключении последующее познание и дает (ему) новое пред-начало.
Указанное построение системы наук диалектической философии обеспечивает то, что познание катится от содержания к содержанию, как и указал Гегель, когда одна наука образует другую, и знания объективно образуются (актуализируются, непосредственно познаются) на конструирующем самого себя пути познания; субъективным мнениям, склокам и т.п. не остается места.
7. Положение наук диалектической философии в системе не имеет аналога.
Даже эзотерические учения не являются системными; кстати, поэтому они не оставляют (не образуют) систему знаний, хотя имеют предметную структуризацию и даже категориальную систематизацию (о россыпи обычных наук уж и не говорится).
Система наук диалектической философии, во-первых, снимает многие негативы, присущие научному познанию, в первую очередь, следующие из раздробленности обычных наук и необоснованного плюрализма мнений в отношении конкретного факта в тех или иных научных исследованиях (например, до сих пор существует множество интерпретаций … положений квантовой механики).
Система наук диалектической философии, во-вторых, отражает структуризацию диалектического познания: она делает понятным (более строго, чем таблица Менделеева дает представления о химических элементах) и более функционально доступным всё поле познания – сам мир.
И др.
Структуризация системы наук диалектической философии концептуально отлична от структуризации Новейшей философии. В частности, система наук диалектической философии, в отличие от совокупности подразделений Новейшей философии, не группируется по направлениям и, тем более, не определяются конкретным понятием [понятием Новейшей философии 3].
8. Система наук диалектической философии включает ряд подсистем, например, частную систему наук диалектической гносеологии, систему логик диалектической философии и составляющие прикладной логики.
Система наук диалектической философии также определяет кроссобласти – виртуальные сферы познания, знания которых формируются на базе различных познавательных ресурсов Новейшей философии.
Именно кроссобласти стали актуальными средствами многопрофильного системного мультпредметного познания, причем намного более эффективными, чем стихийные междисциплинарные исследования обычных наук.
Мультипредметному познанию также способствуют разработанные в современной диалектической философии технологии познания, например, технология концептуального структурирования.
Структуризация системы наук диалектической философии позволила использовать известные знания в качестве системных элементов, в частности, создавать макроалгоритмы обработки знаний и создания новых знаний, в т.ч. путем использования а) методов и б) категорий, логических следований и микросистем знаний в фиксированных логических построениях 4 аналогично, соответственно, процедурам и функциям языков программирования, а это уже может представлять интерес в смысле формирования целевых или алгоритмически определенных выводов на основе данных конкретной предметной области, например, для создания искусственного интеллекта.
Имеют место и иные системные аспекты и реализации.
9. В предметном смысле ряд из наук диалектической философии является основанием некоторых диалектических и традиционных наук.
Например, через частную систему наук диалектической гносеологии полагаются
- диалектическая текстология,
- логика в обычном смысле и формальная логика, но не наука логики, не аристотелевская логика, не гегелевская логика и не мыслительная логика.
Отдельно надо отметить, что система наук диалектической философии дает представление о расслаивании вообще логики.
10. Система наук диалектической философии актуальна в методологическом смысле.
Так как диалектические методы познания и постижения неотрывны от предметных содержаний, то структуризация познания в диалектической философии – актуализация системы наук диалектической философии – определила позиционирование методов диалектической философии в их системе.
11. За счет использования системно-структурных особенностей и возможностей системы наук диалектической философии (в т.ч. на основе парадигмальных и системных принципов и положений диалектического познания) можно идентифицировать, локализовывать и исправлять парадигмальные, логические и иные несостыковки, парадоксы и рассогласования исследуемых концептов, теорий и иных логических построений, а также исследовать и решать научные проблемы.
Например, за счет сравнения структурных моментов были выявлены и исследованы
- некоторые логические и другие несоответствия и парадоксы традиционной логики,
- устаревшие и непригодные логические принципы,
- имеющиеся логические тупики обычного познания
и др.
На основе принципов и положений системы наук диалектической философии был исследован ряд актуальных проблем, например, необходимость создания новой логики и необходимость создания новой системы познания и образования.
12. В системе наук диалектической философии особое значение уделяется ряду предметных положений и вопросов, которые важны не только для развития диалектического познания и решения его задач, но и для общественного развития.
Многие из них так и не определены в науках, например, противоречие, опосредствование, сознание и ряд других.
Одним из них наиболее важных вопросов является познание в системном порядке человека и его миссии – начиная от диалектического концепта появления человека, имеющего отличные от существующих представления о появлении человека (прежде всего, не от обезьяны и не от человекоподобных тупиков эволюции), вполне согласующиеся с вдуновением в лицо человека дыхания жизни ( Быт. 2:7), и до концепта Человека диалектического (Homo dialecticus), определяющего а) понимание ветви развития цивилизации, которая называется Homo sapiens, и б) активное отношение к реальной жизни. Положения диалектического концепта появления человека важны не только теоретически, но и практически.
И в заключение статьи нужно отметить, что именно на основе системы наук диалектической философии при учете концептуализации уровней познания было определено создание новой формы организации и осуществления процесса диалектического познания и фиксации его результатов (см. следующую статью).
1 Но она не является истоком всей диалектической философии.
2 - а не обычные философские науки.
3 Развивающиеся собственные и предметные содержания областей познания Новейшей философии базируются в единстве гносеологии Новейшей философии и онтологии Новейшей философии и дополняются результатами становления и взаимного развития теоретической философии, практической философии и учений Новейшей философии.
4 См. «Теория противоречия (ФТПП)».
Продолжение - о новейшей актуальной форме организации и осуществления процесса диалектического познания.
См. «Области, направления познания и науки Новейшей философии»,
«Всеобщая гносеология», «Концептуальные уровни познания», «Необходимость новой логики»,
«Собственные категории диалектики»
[«Человека появление: диалектический концепт», «Познания вообще уровни», «Научное познание», «Диалектической гносеологии частная система наук», «Диалектической философии система», «Логик система диалектической философии», «Реальные науки философии», «Реальные науки философии современные» и «Кроссобласти»].
Облачная зона для комментариев, добавлений и дискуссий по этой теме закрыта до новых обсуждений.