Познание диалектической философии.
- 14.11.10 г. -


Еще Платон писал о том, что только диалектика как познание является высшим познанием: «диалектика будет у нас подобной карнизу, венчающему все знания, и было бы неправильно ставить какое-либо иное знание выше нее: ведь она вершина их всех» [Государство, VII, 534 е; см. в Платон. Собрание сочинений в 4 т. М. Т. 3. 1994, так как переводы разнятся]. А «все другие способы исследования либо имеют отношение к человеческим мнениям и вожделениям, либо направлены на возникновение и сочетание [вещей] или же целиком на поддержание того, что растет и сочетается», и науки «пытаются постичь хоть что-нибудь из бытия», «им всего лишь снится бытие, а наяву им невозможно его увидеть, пока они, пользуясь своими предположениями, будут сохранять их незыблемыми и не отдавать себе в них отчета» [Там же. 533 b, с], и это навсегда.

Диалектика – диалектическая философия – является высшим познанием в силу ее особого отношения к миру и, соответственно, способа исследования, в силу особенности ее познания, ибо она есть проявление философии. Но по этой же причине она пред-положена, что, согласно гегелевскому учению о понятии, обусловливает необратимость осуществления (реализации) познания в ней. Этого утверждения было бы достаточно в силу проработанности Гегелем вопроса о познании конечным духом самого себя и идеи в снятии имеющейся предпосылки и утверждении ее положенной, но для широкой читательской аудитории целесообразно показать непосредственно некоторые существенные моменты диалектического познания в его проявлениях для других, т.е. наглядным образом. При этом, чтобы не усложнять композицию текста, в нем триадные построения, так и не переложенные в традиционной логике в логические инструменты*, будут утрированы для большего понимания до линейной последовательности изложения основных смысловых моментов.

А. [сфера диалектического познания]
В диалектической философии для познания «содержанием служит действительность» [Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 1. С. 21–22]: содержание ее познания – объективно. 
    И не только оно.

Определение содержания в диалектической философии идентифицирует важную ее особенность: она (ее познание) единопарадигмальна (в теории диалектической философии показывается, что она обладает конкретной единой всеобщей парадигмальной системой).

В силу своих действительности и единства диалектическая философия непосредственно обладает внутренним движением, точнее – двумя: разумным движением и становлением**. Используя определения Гегеля, можно сказать, что она «движет себя вперед», и, поэтому, ее «познание катится вперед от содержания к содержанию». «Катится» «само», а не вымучивается в голове, в субъективности, в зависимости от эксперимента и т.п.
    При этом на «конструирующем сам себя пути» познания «природа содержания… полагает и порождает само его (содержания) определение» [Там же. Т. 5. С. 4]. Иными словами, диалектическое познание получает определения, а не ставит свои субъективные предикаты к относительным образам субъективно воспринятых явлений, как это делается в обычных науках.
    В диалектической философии в силу «получения» определений объекта, в частности, нет аксиом: для нее – весь Мир.
    И нет мистики в самостоятельном движении и развитии диалектического познания, оно не спонтанно и не  синтезируется, как науки, а само проявляется, в частности, в результате реализации диалектических методов познания и постижения(точнее – в силу диалектики как высшего разумного движения).
    Указанное движение есть характерный отличительный момент только диалектической философии, и без понимания этого она остается не познаваемой. 
    При этом «поступательное движение не должно быть понимаемо как течение от некоторого другого к некоторому другому… На каждой ступени дальнейшего определения всеобщее поднимает выше всю массу предыдущего содержания и не только ничего не теряет вследствие своего диалектического поступательного движения, не только ничего не оставляет позади себя, но и уносит с собой все приобретенное и обогащается и уплотняется внутри себя» [Там же. Т. 6. С. 315]***.

Итак, движение познания в диалектической философии имеет важные особенности:
    во-первых, формирование знаний происходит не хаотически, не на основе случайного по сути своей эксперимента и пришедшей ученому удачной мысли, а системно и на основе конструирующего самого себя пути познания,
    во-вторых, в диалектической философии, как указал Гегель, не познается ничего, чего нет в опыте: даже сверхчувственный мир познается на основе опыта,
    в-третьих, оно объективно.

Результат познания «являет себя как некоторый завитый в себя круг, в начало которого (в простое основание) опосредствование вплетает обратно его конец; при этом круг этот есть круг кругов, ибо каждый отдельный член, …есть начало некоторого нового члена. Фрагменты этой цепи суть отдельные науки, …каждая отдельная наука имеет только предыдущую и показывает свою последующую в самом своем заключении» [Там же. Т. 6. С. 318].
    И диалектическое познание манифестируется в единой системе наук диалектической философии.

Результирование познания в диалектической философии определяет важные его особенности:
    во-первых, оно системно,
    во-вторых, оно рефлексивно (здесь: в объективном смысле).

Диалектическая философия детерминирована во всеобщности: через идею Гегель раскрыл всё развитие (другое дело, что этого не хотят видеть), а телеология, фатализм, вероятность, зависимость настоящего от будущего и т.п. – только для ограниченного познания, для наук. И так как через идею есть понимание всего развития, его законов и т.д., то для диалектической философии нет уже ни мистики, ни синергетики, ни вероятности.  Поэтому Гегель и написал, что мистика таинственна лишь для рассудка (для ограниченных наук), но, добавим, не для диалектической философии.
    В диалектической философии познание непосредственно достигает сущего Мира, свойств и определений объекта и т.д. При этом познание осуществляется не столько через явления, сколько через понятия, что определено было Гегелем (другое дело, что великий мыслитель по одним только ему ведомым причинам не дал описание методов опосредованного достижения истины и ее возвратного постижения сознанием человека). Гегель писал и о том, что науки, равно как и любое метафизическое познание, делают утверждения и выводы лишь относительно определений, которые не в понятии, а которые положены для других, и не делают различия того, что в себе, поэтому поверхностны, внешни к объектам и к существу вопросов****. 
    И бытие просто открыто для диалектической философии – является инобытием ее содержания, за исключением малых по значимости предметных и количественных деталей (оставляемых для исследования наукам). 
    При этом надо отметить, что диалектическая философия изучает не просто окружающий мир, а природу, причем не столько в ее исторической и реальной неизбежности и, как указал Гегель, в ее требуемом смыкании с логическим [Там же. Т. 3. С. 365] – природу, сколько как поле существования и деятельности совершенного создания – человека, и реализации предназначения жизни
    Природа, как вторичное, дана познанию диалектической философии, которая содержит в себе знания о бытии, природе и обществе, постепенно раскрывает их: они – для ее раскрываемого содержания.
    Диалектическая философия цельна, воспринимает мир целиком – от его зачинания через его настоящее до его завершения – причем в ней исторически согласованы развитие природы и духа, неживой материи и человека.
    В диалектической философии познание базируется на единой картине мира, а не на ошметках тех или иных представлений о природе.

Сфера познания в диалектической философии определяет важные его особенности:
    во-первых, всеобщность,
    во-вторых, тотальность,
    в-третьих, реальная дедуктивность, причем уже не на уровне аристотелевской логики, а на гораздо более высоких уровнях, превзошедших даже кантианские позиции и гегелевскую логику, чем современное диалектическое познание существенно отличается от них и, тем более, от научного познания,
    в-четвертых, диалектическая философия цельна и едина, так как познает Мир в единой картине, а не по частям и не во внешних определениях, как обычные науки, 
    поэтому, в-пятых, диалектическое познание безотносительно, что особенно важно для исследований мира (при этом особенно ярко высвечивается проблема относительности в современной физике).

И возможности диалектической философии беспрецедентны: она обладает постижением (см. также «Исключительное познание современной диалектической философии»).

Постижение – диалектическое познание и диалектическое постижение – имеется в переходе от объективности (понятие) к исследованиям (природа), чего, кстати, не смогла выявить философия Канта, и от всеобщности к единичности.
    Диалектическая философия есть кристаллизующееся движение постижения, позволяющее сохранять и развивать имеющиеся знания, а также актуализировать новые.
    Постижение, как высшая стадия познания, начинается с уровня не ниже тождества мышления и бытия.
    То, что диалектическая философия выше обычного познания, что она есть постижение и может постигать, также непосредственно следует и из того, что она – проявление философии, она – истинность познания.
    Как постижение, диалектическая философия есть возможность восхождения (постижения), развертывающегося в знаниях.
    Поэтому диалектическая философия есть знания (которые не следует утрировать, напр., до численной конкретности).
    Как развертывающаяся в знаниях, диалектическая философия есть Методология, служащая постижению, собирающая его (в частности, в бытии), есть мощь и технологии, которые служат изучению Логики, Мира и миросоздания, а также человеческого сознания, его движения, творчества и познания.

Диалектическая философия есть единство постижения и знаний.

Демонстрация превосходства диалектического познания над рациональным научным познанием было явлено в великой философии Гегеля, так до сих пор и не понятой до конца (на то много причин). 

 Б. [элементы теории диалектического познания]
В диалектической философии происходит, по сути, не познание чего-то внешнего и стороннего, как в науках, а удостоверение в действительности. Недаром Гегель показал, что сознание, восходя от своих простейших форм, проходит все ступени сознания и достигает разума – достоверности всей реальности, когда сознание «…удостоверилось в самом себе как в реальности, или в том, что вся действительность есть не что иное, как оно; его мышление непосредственно само есть действительность…» [Там же. Т. 4. С. 124]. «Только тут… оно открывает мир как свой новый действительный мир… устойчивость мира становится для сознания его собственной истиной и его собственным наличием» [Там же. Т. 4. С. 125].
    Диалектическая философия не навешивает собственные предикаты образу явления объекта и не ищет устраивающей ее системы аксиом, откидывая неудобные из них, как это делается вне нее, особенно в науках, о чем писал еще И.Кант. И даже одно тождество мышления и бытия позволяет диалектической философии исключить ряд проблем, связанных с аспектами указанного вопроса. 
    В целом инструменты познания диалектической философии принципиально иные (например, указанное тождество мышления и бытия), нежели в науках, и позволяют непосредственно устанавливать понятие (и истину) нечто, его свойства, параметры и проч.

В современной диалектической философии осознано познание на основе раскрытия понятий чистого разума и с использованием трансцендентальных процедур, в первую очередь, непонятного наукам указанного выше тождества мышления и бытия.
    Был идентифицирован наблюдающий разум как разум, познающий Мир
    Была система ее методов познания, включающая диалектические методы познания и постижения.
    И знания диалектической философии обретаются а) на надинтегральном к наукам уровне б) в чувственной и сверхчувственной сферах и в) в системе кросстематических исследований.
    Диалектическая философия в каждой области своего познания обладает соответствующей предметной философией, а практически по каждому направлению – базовой диалектической наукой. Например, была актуализирована философия определенности, а для изучения психики была актуализирована диалектическая психология.
    Усиленное последовательно-параллельное парадигмально-логическое обеспечение – особенность современных диалектических исследований (см. п. «Система науки»). Например, профильные исследования (в т.ч. те же исследования философии определенности) не только следуют за определенными подразделениями вообще логики, как и в философии Гегеля, но и базируются дополнительно еще на актуальной для них, специально реконструированной логике (в указ. случае: на онтологической логике).
    В диалектической философии были актуализированы (созданы принципиально новые) принадлежащие только им науки, например, диалектическая текстология, наука о диалектическом мышлении и др., но используются и обычные науки, в первую очередь, квантовая механика и биология.
    Для того чтобы окончательно отмежеваться от методологических и познавательных заблуждений материализма и наук, в современной диалектической философии актуализирован собственной комплекс понятий и определений, формируемых в процессе диалектического постижения и на основе новой философской дисциплины – диалектической терминологии.

Применение, практика - принципиально важная характеристика диалектического познания. Философия Гегеля подтвердила важность и насущность практики и конкретного применения диалектических знаний. 

                                                                              * * *

Диалектическая философия как достигнутое высшее познание манифестирует вершину возможностей исследований мира – последний их этап – что идентифицируется достижением кульминации познания, смысловым завершением познания, конечно же, не в его количественных ипостасях, соответствующих преходящим прикладным знаниям, а именно качественно и во всеобщем смысле, в определенном смысле можно сказать даже, что в русле завершения бытия в его особом роде, по Аристотелю.


* В диалектических рассуждениях используются триадные операторы Новой логики (пока см. «Т: триадные операторы Новой логики»).
** См. «Диалектическая философия действительна и наднаучна» и «Диалектической философии единство и разделение».
*** Обычно этой цитатой обосновывается диаматовский метод восхождения от абстрактного к конкретному, хотя у Маркса это был метод политической экономии: см. «Метод восхождения от абстрактного к конкретному».
**** А в современной диалектической философии познание, вдобавок к указанным Гегелем возможностям, осуществляется еще и через систему «определения – сущее».


Продолжение: «Диалектической философии познания особенности».

[См. «Постижение» и «Противоположности»].

 


Облачная зона по этой теме временно закрыта до новых дискуссий.