Принципы и концепты диалектической теории модернизации
(принципы и концепты модернизационных теоретизаций, диалектической теории модернизации и модернизационного проектирования).
- 05.06.11 г. -
Принципы и концепты диалектической теории модернизации являются принципиально важными элементами ее теоретизаций и модернизационного проектирования.
Принципы и концепты диалектической теории модернизации даны не через бессистемные научные определения, а на базе системы терминов диалектической философии, которая определена в когнитивной теории терминов, понятий и определений, в т.ч. при использовании эстенсиональной логики, актуализированной в Новейшей философии.
В диалектической теории модернизации различают выстроенные в квадраде:
- принципы диалектической теории модернизации,
- общетеоретические концепты диалектической теории модернизации,
- тяжелые социальные концепты диалектической теории модернизации,
- конкретные теоретические концепты диалектической теории модернизации.
Принципы и концепты диалектической теории модернизации включают ряд ноу-хау диалектической теории модернизации, которые нет смысла просто так раскрывать, поэтому принципы и концепты в статье определены и рассмотрены в общем виде.
А. Принципы диалектической теории модернизации.
Принцип диалектической теории модернизации есть общее начальное положение или установка. Он понимается как базовое положение. Принцип диалектической теории модернизации отражает некоторую необходимую гносеологическую (теоретическую) обязательно учитываемую или осуществляемую составляющую процесса, вопроса или положения теоретического построения, проектирования, его звена, концепта или положения.
Принцип диалектической теории модернизации существен для предопределения или конкретного применения концептов, базовых положений теоретизаций и методов.
Если концепты диалектической теории модернизации (см. ниже) могут даже и не применяться при конкретном модернизационном теоретизировании или проектировании, например, в силу нереальности или нецелесообразности реализации в конкретных условиях обозначаемых ими положений или по другим причинам, то вот принципы диалектической теории модернизации применяются в том или ином объеме всегда, а в ряде случаев становятся критериями теоретической правильности или даже жизненности процессов теоретизаций или проектирования.
Принципы диалектической теории модернизации суть следующие.
Первый. Определение модернизации.
Этот принцип, во-первых, обобщает понятие модернизации, что делает его актуальным для современных исследований и, главное, для проектирования социально-экономических и политических процессов. Во-вторых, этот принцип содержит в себе в скрытой форме понимание сущего модернизации, не известного наукам (см. «Главная проблема теорий модернизации»), но которое архиважно для любого процесса теоретизирования по вопросам модернизации или ее проектирования и вообще для рассмотрения ее в любой плоскости и при решении любого вопроса, связанного с ней.
Второй. Новое понимание экономики.
Без этого принципа любая теория модернизации или, тем более, процесс проектирования социально-экономических процессов останется формальным, ибо не будет отражать и, тем более, включать в себя принципиально важное для социальных изменений проявление противоречия.
Этот принцип развивает (включает) понимание
- противоречия для социальных изменений,
- марксова противоречия уровня производительных сил и характера производственных отношений,
- противоречия экономики,
- социальных противоречий, несколько из которых формальными комками проглядываются в западных теориях и моделях модернизации.
Третий. Определение формы модернизации.
Имеется в виду идентифицированная только в социальной философии Новейшей философии форма модернизации, а не общеизвестные виды или задачи модернизации. Форма модернизации важна для определения концепта модернизации и для модернизационного проектирования в целом.
Б. Общетеоретические концепты диалектической теории модернизации.
Общетеоретический концепт диалектической теории модернизации понимается как обязательное начальное основное положение* или сущее определение**, установка, условие, требование, идея, совокупность идей, определение вообще содержания, существо или базовое положение содержания этой теории, предметной или конкретной теории, их применения или развития, в т.ч. процесса проектирования, или отдельного их вопроса.
Общетеоретический концепт диалектической теории модернизации предназначен для предопределения или конкретного применения некоторого принципа, идеи или концепта или для анализа возможности этого с вытекающими системообразующими или программными выводами, которые могут определять иные концепты и положения для предметного или проектного теоретизирования. Общетеоретический концепт диалектической теории модернизации предназначается также и для анализа конкретных положений теоретизаций и проектирования.
Одним из общетеоретических концептов диалектической теории модернизации является концепт модернизации.
Другим из общетеоретических концептов диалектической теории модернизации является модернизационный концепт высшего образования. Высшее образование, согласно социальной философии Новейшей философии, включено в обратную связь модернизации, что определяет один из важнейших моментов конкретной теории модернизации, а также то, что образование следует включить в некоторый государственный механизм инноваций (что, кстати, соответствует имеющемуся общему пониманию ситуации), однако сначала надо создать его концепт и, прежде всего, его базу (в Новейшей философии был предложен Новый государственный университет). В целом необходимо выстраивание новой современной системы высшего образования. При этом особенно важно то, что обратная связь - это лишь один из вопросов модернизации. Однако более важным является вопрос относительно того, какое образование должно быть (в Новейшей философии был предложен вариант диалектического образования); см. СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Существенны и другие общетеоретические концепты диалектической теории модернизации.
В. Тяжелые социальные концепты диалектической теории модернизации.
Тяжелые социальные концепты диалектической теории модернизации - это несколько аллегорично названные всем давным-давно известные, хотя и не используемые в науках, утверждения или определения, касающиеся важнейших моментов общественного развития. При бросающейся в глаза простоте этих утверждений или определений их осмысление проводилось многие века и даже тысячелетия и во многих культурах, что значительно обогатило их понимание, и именно это, с одной стороны, предопределяет их важность и жизненность, а, с другой стороны, привело к значительным трудностям их понимания и досконального изучения.
Все дело в том, что, во-первых, различные культуры базируются на разных логиках, так что аристотелевскую (европейскую) логику и базирующиеся на ней предметные развития нередко просто нельзя применять для осознания ряда положений, выработанных в неевропейских культурах. Для этого требуется специальная дисциплина, позволяющая а) переводить («переключать») мышление с одной национальной логики на другую (при этом, конечно же, наукам следовало бы знать, что такое мышление, без которого обозначенные вопросы оказываются беспредметными) и б) создавать адекватные логические построения. Поэтому просто удивительно, как это ученые, не обладая специализированным инструментом, изучают разные культуры, т.е., получается, гребут все, так сказать, под одну европейскую логическую гребенку, да еще давая иным, особенно древним, культурам оценки на основе … обыкновенной логики (поэтому, например, в науках до сих пор невозможен даже подход к проблеме датировки строительства египетских пирамид). Это, с одной стороны, понятно, ибо ученые, изучающие «другие культуры», о которых обычно говорят, относятся к европейской культуре. Поэтому-то неевропейские культуры суть «другие культуры», но логики-то в них иные, и без своего рода «переходников» не обойдешься. С другой стороны, давать оценку иных культур с неприсущих им логических позиций не только некорректно, но и ошибочно. Таких ошибок Новейшая философия не делает, в т.ч. и в силу того, что в ней (в мыслительной логике) есть соответствующие логические разработки, и учитываются другие позиции (см. ниже).
Во-вторых, кроме логики перехода требуется комплексное социальное исследование других культур, что можно делать только при применении общих и, затем, специализированных исследований и инструментов социальной философии. Это не значит, что другие науки менее значимы, это значит, что без социальной философии не обойдешься, так как общие законы развития общества действительны для любой культуры. Да и разговор не только о самой социальной философии, понятия которой могут быть в некоторых конкретных случаях как-то замещены опытом изучения истории, применением исторической психологии и т.д., но и о специализированных социальнофилософских инструментах, которые, очевидно, требуется использовать при обозначенных профильных исследованиях. Но эти вопросы в науках не изучены, да и что-то не припоминается использовании учеными социальной философии при анализе древних культур (который, правда, возможен лишь на базе социальной философии Новейшей философии, спроектированной с учетом этих вопросов).
В-третьих, особой спецификой обладают некоторые национальные предметные исследования.
И др.
Иными словами, тяжелые социальные концепты диалектической теории модернизации были актуализированы за счет применения ряда новейших диалектических инструментов познания к соответствующей специализированной предметной области, что потребовало больших усилий и затрат. Поэтому определение, образованное от слова «тяжесть», и вошло в наименование группы соответствующих культурно-исторических социальных определений.
Тяжелый социальный концепт диалектической теории модернизации понимается как основное положение* или сущее определение** предметной или конкретной теории или проектирования. Тяжелый социальный концепт диалектической теории модернизации отражает специфическую объективную составляющую социальных процессов, которая обязательно должна быть учтена в теоретизациях и в проектном решении.
Тяжелый социальный концепт диалектической теории модернизации - существенное в конкретных случаях положение.
Тяжелый социальный концепт диалектической теории модернизации предназначен для конкретного позиционирования в исследованиях и при проектировании ряда существующих или предполагаемых социальных структур или факторов и определения их функций и взаимодействия в конкретных исторических условиях с вытекающими теоретическими выводами или программными решениями.
Следует упомянуть один из самых сложных («логико-социально-предметно-телео-стратегических») концептов: концепт социальных противоположностей.
Понятно, что тяжелые социальные концепты диалектической теории модернизации применимы к гораздо более широким областям, чем те, которые охватывает диалектическая теория модернизации, ибо это, по сути, концепты социальной философии Новейшей философии, но они активно используются и при диалектическом модернизационном теоретизировании и проектировании***, поэтому и упоминаются здесь.
Г. Конкретные теоретические концепты диалектической теории модернизации.
Конкретный теоретический концепт диалектической теории модернизации понимается как существенное в конкретных случаях целевое субъективное или теоретическое положение или правило (установка или программный пункт), применяемое или системно актуализируемое и используемое в определенном случае при наличии (проектировании) тех или иных условий. Конкретный теоретический концепт диалектической теории модернизации вообще не является строго обязательным в силу различных условий (специфические начальные условия, целевые установки, большой объем условных положений и т.д.), он даже может быть неорганичным имеющимся целям и выработанным положениям или даже попросту не учитываться в силу заданных условий или задач. Некоторые конкретные теоретические концепты диалектической теории модернизации могут применяться только при наличии инициирующих их положений или в строго регламентированных случаях.
Конкретный теоретический концепт диалектической теории модернизации существен для применения тех или иных методов.
Одним из важнейших концептов диалектической теории модернизации является разработанный концепт актуальных инноваций.
* Здесь и далее: положение понимается в диалектическом смысле.
** Здесь и далее: определение понимается в диалектическом смысле.
*** В широком смысле соответствующий процесс охватывает не только вопросы социально-экономического развития, но и принципиально иные стороны жизни, даже трансцендентальные сферы, об этом еще будет сказано на сайте.
[Продолжение: «Модернизация и образование. Общие положения» и «Модернизация и приглашение западных специалистов».
См. «Новое в логиках в СДФ»,
«Отличия диалектической теории модернизации»
и «О: о претензиях западных специалистов. И др.»
[«Диалектической теории модернизации теоретические ресурсы», «Концепты Новейшей философии», «Модернизации концепт»].
Облачная зона по этой теме временно закрыта до новых дискуссий.