Отличия диалектической теории модернизации.
- 29.05.11 г. -


>> Концепт модернизации и форма модернизации – существенные и уникальные положения диалектической теории модернизации, понимание которых возможно лишь при знании существа модернизации.


Диалектическая теория модернизации имеет значительные отличия от научных разработок в области модернизации (и в области социального развития вообще), причем эти отличия составляют ее существенные опосредствуемые положения. Именно они, в частности, позволили по-новому взглянуть на модернизацию и, главное, на ее осуществление в конкретных условиях.
    В первую очередь, диалектическая теория модернизации – это теория выбора и обоснования конкретных действий в текущих условиях. Такое понимание диалектической теории модернизации является ее первым главным отличием.
    А вот в предметном смысле существенны следующие две группы отличий диалектической теории модернизации, отражающие отрицание негативов наук и опосредствование ее для себя.

 А. В первую очередь, в диалектической теории модернизации были установлены, исследованы и исключены причины непонимания модернизации в науках (пока см. «Главная проблема теорий модернизации»), а также конкретные предметные и целевые негативы, ошибки и недостатки наук (пока см. «Необходимость новой системы познания и образования»).
    Это существенно облегчило задачу осмысления и формализацию предметной теоретической ситуации и самого процесса модернизационного проектирования, об этом на сайте еще будет отдельный разговор.

 Б. Но наиболее важными являются актуализированные уникальные принципы, положения и характеристики самой диалектической теории модернизации.

Первое – это знание истории. 
    Знание истории – это одно из наиболее важных положений, возможно, даже более важное, чем используемая мощь диалектики Гегеля и современной диалектической философии. Без истории нет будущего – это известно, но и модернизационное проектирование без знания истории осуществлять нельзя.
    (Пока скажем, что в Новейшей философии с учетом гегелевской всемирной истории реконструирована история цивилизации.)

Второе, что принципиально важно, это – концептуализация отношения действительности и реальности. Это уникальное исследование социальной философии Новейшей философии, предметно развитое в диалектической теории модернизации, предназначено для осмысления действительного и реального в конкретной социальной ситуации. 
    На основе диалектического подхода и соответствующих инструментов (см. «Модернизации диалектической теории теоретические ресурсы») стало возможным не только осмыслять действительное и реальное вообще в социальной жизни или конкретно в данной социальной ситуации, но и создать основу для многофакторных социальных исследований и для социального проектирования, позволяющую подключать иные предметные исследования общества, в первую очередь, политическую экономию
    Более того, удалось определить существенный фактор социальных исследований.
    В целом развитие концептуализации отношения действительности и реальности имеет большое значение для осмысления концепта модернизации, т.е. того положения, без которого не может быть осуществлено модернизационное проектирование, и которое не может быть даже предположено и, тем более, проанализировано в науках.

Третье, на что следует обратить внимание, так это на то, что концептуализация отношения действительности и реальности определяет исследования по исключению парадокса социальных программ, идентифицированного в Новейшей философии, без чего любая программа социального развития превращается в описание проблем текущей ситуации и набор пожеланий и лозунгов. Иными словами, исключение парадокса социальных программ как раз и обеспечивает то, что разрабатываемая программа будет комплексом конкретных мер, а не перечнем лозунгов и пожеланий. (В науках нет даже предположения о существовании такой возможности.)
    Поэтому, в частности, в диалектической теории модернизации модернизация рассматривается не вообще, не в целом теоретически, не в произошедшем историческом контексте и не в догадках о возможных ситуационных развитиях, а в смысле реализации имеющихся возможностей и достижения конкретных целей. Это важное отличие диалектической теории модернизации и ее выводов и рекомендаций от научных инсинуаций.

Четвертое. Диалектической теории модернизации известно существо модернизации (сущее модернизации), в отличие от наук (см. «Главная проблема теорий модернизации».). Понятно, что это обеспечивает качественное превосходство диалектической теории модернизации над науками.

Пятое. Понимание существа модернизации позволяет определить форму модернизации (имеется в виду идентифицированная только в социальной философии Новейшей философии форма модернизации, а не общеизвестные виды или задачи модернизации). Идентификация формы модернизации позволяет определить идею конкретной реализации модернизации и проводить целевое проектирование, а не рассуждения вообще о модернизации, о важности хорошей жизни и т.п., что характерно для наук.
    Определение формы модернизации – это одно из самых существенных положений и отличий диалектической теории модернизации (оно возможно лишь при знании существа модернизации),

Шестое. Модернизационное проектирование на основе диалектической теории модернизации представляет собою обоснованный поэтапный процесс (см. п. «Модернизационного проектирования уровни и теоретизации»), а не набор моделей и взглядов отдельных ученых по разным вопросам.
    В частности, в диалектической теории модернизации реконструирован алгоритм конкретного модернизационного проектирования, включающий аспекты выше обозначенных положений (его общие положения пока см. «О: об увольнении Министра и о системе мер»). Алгоритм конкретного модернизационного проектирования не может быть создан в науках, так как включает ряд диалектических положений, т.е. потребует от наук отречения от себя и перехода на диалектические рельсы.

Седьмое. Модернизационное проектирование на основе диалектической теории модернизации базируется на ряде известных диалектических и специально созданных парадигмальных и методологических принципов, категорий, концептов и правил. Например, обязателен учет концепта осуществляемой модернизации, а для ее проектирования используются различные виды теоретизаций, в т.ч. базовая теоретизация и предметная теоретизация.
    Так же следует еще раз упомянуть, что диалектической теории модернизации, в отличие от наук, известно, что такое противоречие.
    Существенны и иные положения.

Восьмое. Одним из важнейших положений диалектической теории модернизации, которое обособлено в силу своей значимости, является то, что вопросы рассматриваются, в основном, в контексте формирования конкретной теории модернизации
    Для ее формирования в диалектической теории модернизации, во-первых,  учитываются парадигмальные положения и конкретные специфики, в т.ч. исходная социальная ситуация, (первичные) задачи и национальные особенности, и обеспечиваются конкретное теоретизирование и целевой процесс проектирования (а не обмусоливаются идеальные или обобщенные положения, зачастую рассматриваемые в научных модернизационных моделях). 
    Во-вторых, следует отметить, что формирование конкретной теории модернизации возможно только на базе диалектического подхода, поэтому аналогичных рассуждений в науках нет и быть не может, в частности, и потому, что конкретная теория модернизации и сопутствующие ей звенья разрабатываются на основе диалектических технологий и методов, например, в триадном опосредствовании (см. п. «Опосредствования триадного технология»), т.е. так же, как и … гегелевская Энциклопедия философских наук и Вторая Энциклопедия философских наук, когда, если использовать слова самого Гегеля, познание катится от содержания к содержанию…
    В итоге в диалектической теории модернизации обязательно производится рассмотрение и обоснование конкретных действий, тем самым, формирование соответствующих программных положений для конкретного случая (а разные научные понимания модернизации и представления о путях их осуществления рассматриваются лишь как теоретическое наследие прошлого и образуют отдельный, скорее учебный, раздел).

Девятое. Модернизационное проектирование на основе диалектической теории модернизации базируется на ряде предметных и исследованных теоретических принципов, концептов и правил. 
    Например, учитывается, что образование, согласно социальной философии Новейшей философии, включено в обратную связь модернизации, что определяет один из важнейших теоретических моментов конкретной теории модернизации, а также то, что  образование следует включить в некоторый государственный механизм инноваций (что, кстати, соответствует общему пониманию ситуации), однако сначала надо создать концепт актуального (нового) государственного механизма инноваций и, прежде всего, его базу (был предложен Новый государственный университет).
    При модернизационном проектировании активно используется различие положений постепенного развития и ускоренного развития, а более ярко выраженное в пределе* различие стабилизации и модернизации используется для исследования путей интенсификации (общего) социально-экономического развития; при этом в случае сочетания положений стабилизации и модернизации достигается наибольший потенциал социально-экономического развития.
    Принципы, концепты и правила диалектической теории модернизации являются системообразующими для конкретной теории модернизации.
    Существенны и иные положения.

Десятое. Модернизационное проектирование на основе диалектической теории модернизации использует мощнейшие актуальные инструменты теоретизирования, в т.ч. новейшие актуальные и предметные методологии и положения новой логики. В частности, диалектическая гносеология а) отвергает повсеместно распространенную обыкновенную логику, которая попросту не обладает инструментами и знаниями, требуемыми для осмысления современных процессов и теоретизаций в отношении них, в частности, для идентификации диалектических построений (структур), в т.ч. модернизационных структур, и оперирования с ними, и б) пользуется собственными логиками, в которых имеет значимые результаты (см. «Новое в логиках в СДФ»).

Одиннадцатое. Модернизационное проектирование на основе диалектической теории модернизации весьма активно использует арсенал гегелевской философии, которая надежно забыта в науках. Например, применяется упомянутое выше триадное опосредствование.
    Понятно, что использование ресурсов, аналогичных тем, которые позволили Гегелю сформировать свою грандиозную философию, обеспечивают диалектической теории модернизации полное методологическое превосходство над любыми научными возможностями, теоретизациями и исследованиями.

Двенадцатое. Модернизационное проектирование на основе диалектической теории модернизации использует новейшие предметные теоретические ресурсы: перспективные аспекты, инструментальные возможности и др.; они актуализированы только в Новейшей философии, см., напр., «Перспективные аспекты диалектической теории модернизации» и Инструментальные возможности диалектической теории модернизации»).
    Одной из особенностей модернизационного проектирования на основе диалектической теории модернизации является целевое применение одной или более диалектических структур, каждая из которых исследована и реконструирована на основе логик современной диалектической философии; это – ноу-хау диалектической теории модернизации, которое позволяет установить сочетания, переходы и взаимодействия элементов структур, их становление, обретение ими значений, их изменение, образование системы определений.

Тринадцатое. Модернизационное проектирование на основе диалектической теории модернизации для осмысления ситуации, выдвинутых теоретических положений и выработки решений включает создание модели, основывающейся на диалектических положениях (напр., инновационный интерфейс, упомянутый в статье «Инструментальные возможности диалектической теории модернизации»). Но принципиальным отличием диалектического модернизационного моделирования является  формирование конкретной диалектической структуры и получение ее понятия, которое, согласно диалектической философии, является истиной объекта или рассматриваемого вопроса, которая и позволяет его понять и принять решения, причем на основе развертывания понятия – установления (описания) программы действий.
    В частности, именно на основе одной из созданных диалектических моделей был определен концепт актуальных новаций.

Многие из указанных положений включают ноу-хау диалектической теории модернизации.

В диалектической теории модернизации актуализированы и другие отличия – уникальные принципы, положения и характеристики – существенные для модернизационного проектирования.
    Но отличия диалектической теории модернизации не только характеризуют ее и позволяют интенсифицировать ее исследования, они оказываются предметно значимыми друг для друга, что определяет ее второе главное отличие (о нем разговор пойдет позже).

В целом возможность модернизационного проектирования на основе диалектической теории модернизации еще раз подчеркивает тотальное превосходство диалектической философии над науками.


* Здесь: предел понимается в смысле философии Гегеля.


Добавление.
Предметное разъяснение превосходства диалектики над науками на примере нюансов модернизационного теоретизирования: см. «Нюансы модернизационного теоретизирования».

[Продолжение: «Диалектической теории модернизации ноу-хау».]

См. «Диалектическая философия и науки»,
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

[«Модернизации причины непонимания в науках», «Модернизационного проектирования уровни и теоретизации», «Модернизационного теоретизирования основные условия», «Концептуализация отношения действительности и реальности», «Модернизационного проектирования алгоритмизация», «Парадокса социальных программ исключение» и «Модернизации конкретная теория», а также «Опосредствования триадного технология»].



Облачная зона по этой теме временно закрыта до новых дискуссий.