Значение диалектической философии. Общие положения.
- 19.12.10 г. -
В первую очередь, следует особо подчеркнуть то, о чем уже говорилось на сайте: диалектическая философия - не философия в её обычном понимании и не наука.
(а) Диалектической философия отлична от обыденной философии *.
(б) Диалектическая философия есть идея для себя. Иными словами, познание диалектической философии в качестве формы одного из определений идеи, в которой, как показал Гегель, вся реальность возведена в истину разума, осмысляет не только совершившееся развитие идеи и Мира, но и развитие ее (и самого познания) в другой сфере [Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 6. С. 319], причем, кроме всего прочего, на следующем после философии Гегеля круге познания – в сфере завершения идеи – когда завершение идеи предстает как данный интервал, хотя и инобытный и к природе и к оставшемуся ее развитию.
(в) Кстати, завершающий интервал идеи, который фиксируется во Второй Энциклопедией философских наук, – то, что будет в основе будущего мира, не определенного, правда, пока еще в своей реальности и, тем более, конкретике, поэтому, следовательно, определяемого в субъективных понятиях, тем самым, представляет собою не мнение, а, по меньшей мере, моменты фазы завершения себя идеи – реконструируемое в диалектическом познании основание оставшегося развития мира или его в себе раскрываемое через чистую логику не положенных сущих определений содержание (но не будущая конкретная реальность). Это не значит знание конкретного будущего, это значит, в частности, понимание основания дальнейшего развития идеи и финализации**, соответственно, предусмотрение общего направления и некоторого содержания развития, а также, соответственно, действий в конкретных ситуациях, которые могут возникнуть; например, как они в целом уже некогда возникали на кругах исторического развития; для понимания этого тезиса атеисты могут обратиться к работе В.И.Ленина «О некоторых особенностях исторического развития марксизма», а верующие люди знают: Что будет, то уже было (Библия, Эккз. 3:15).
Итак, для современной диалектической философии предметными являются моменты фазы завершения себя идеи, которые и обусловливают, в частности, стратегию познания, его возможные конкретные реализации и понимаемую линию поведения рода и индивида, уже подготавливаемые для будущего. Будущее предусмотрено, хотя конкретно не определено. Поэтому после реконструкции системы науки и полного обозначения системы диалектической философии определение Гегеля о познании: «когда действительность закончила свой процесс образования и завершила себя» [Гегель Г.В.Ф. Соч. С. 16–18] –приобрело иной смысл. При этом, правда, неизбежными стали осмысления самой финализации, но это в своем положении составляет одно из отличий современной диалектической философии от гегелевской философии и позволяет осмыслять жизненную линию индивида.
>> Конкретный будущий мир не надо предсказывать – так он будет довлеть, нужно для себя постулировать его для себя.
Примечание 1: любой исследователь, еще окончательно не погрязший в заблуждениях материализма, видит, что кроме гегелевских «здесь» и «сейчас», параметризующих начинающую феноменологию духа, в современной диалектической философии используются еще и «сверхчувственное» и «потом», параметризующие завершающую феноменологию (феноменологии идеи). Поэтому гегелевский тезис о другой сфере познания приобретает различающиеся смыслы.
Примечание 2: понятие «потом» является в современных диалектических исследованиях весьма важным. В частности, с его применением в иррациональных исследованиях познания была различена позитивная часть philosophy of mind, в которой без иных инструментов можно было выделить лишь только негативную часть. Различение позитивной части philosophy of mind весьма важно для многих социальных и гуманитарных исследований. Понятие «потом» оказалось интересным для исследований в области футурологии (которая понимается как жесткие аналитические выкладки, а не как гадания или просто экспертные мнения), модальной логики и др.
(г) При этом надо учитывать не только иной смысл понятия завершения действительности, что требует своего отдельного осмысления, но и возможности познания этого.
При этом надо учитывать еще и то, что если философия Гегеля есть основание диалектической философии, базирующееся на феноменологии духа, то современная диалектическая философия есть действительность диалектики и базируется, как уже было сказано на сайте, на ином, более мощном основании – на феноменологиях идеи.
Не следует скидывать со счетов и трансцендентные исторические аспекты: если до философии Гегеля диалектическая философия лишь двигалась к своему существованию, а в ней была рождена и стала существовать (см. «Всеобщее становление диалектической философии»), то в современной диалектической философии она расправила крылья, обрела исключительные возможности познания и может, наконец, осуществить свой полет – реализовать свое предназначение.
Иными словами, современная диалектическая философия есть оформившееся диалектическое познание, когда достоверность того, что разум есть вся реальность, возведена в истину, и именно она позволяет осуществить полет постижения, в то время как философия Гегеля была подготовкой этого и вообще имела иные задачи.
(д) И, наконец, следует помнить о том, что существенны и характерны отличия диалектической философии от наук (см. «Диалектическая философия и науки») и ее и преимущества перед ними; кроме того,
– развиваются негативы наук,
– сами по себе науки ограничены как своими парадигмальными принципами, аксиомами, так и условностями, накладываемыми на мышление традиционной логикой,
– слабость методологии, индукционизм и расчлененность наук, несовершенство и ошибочность логики и методологии науки в целом все более усиливают логические тупики обычного познания,
– в науках развиваются бюрократизм, конъюнктурщина и коррупция,
и др.
В итоге науки выхолащиваются, слабеют, они могут осуществлять только внешнее познание природы, причем только для более интенсивного ее использования (разрушения) в целях извлечения вообще дохода. Науки служат технике и прибыли – фетиши и страстям, захватывающим людей, и их усилению, а не самим людям.
Науки, по сути, деградируют и в познавательном и социальном смыслах (см. напр., Кара-Мурза С.Г. Наука и кризис цивилизации // Вопросы философии. 1990. № 9. С. 3–15).
Быть может, указанные и иные негативные моменты наук в некоторых странах вообще могут привести к необходимости создания новых научных или инновационных центров вне существующих научных и образовательных учреждений.
Так как диалектическая философия - не философия в её обычном понимании и не наука, то и ее предназначения и значения свои.
А. Диалектическая философия изучает Мир не только чувственно и непосредственно, как науки, но и через сверхчувственность и опосредованно.
В отличие от экспериментально-индуктивного познания наук, ее постижение имеется в переходе а) от объективности (понятие) к натурным исследованиям (природа), и б) от всеобщности к единичности, поэтому оно всеобще и реально дедуктивно (см. «Познание диалектической философии»).
В современной диалектической философии постигаются, главное, смысл и завершение идеи и принципы жизни, а физическое мало ценится.
Б. В силу самодвижения и действительности диалектического познания обнаруживается различие диалектического мышления и рассудочного мышления (научного мышления), способов, методов и вообще возможностей познания.
В частности, в современной диалектической философии осуществлено развитие субъективной логики, выражающее в том числе и развитие цивилизационного интеллекта в ХХ в.; при этом следует понимать, что математическая логика есть прикладная логика, классическая логика теперь осталась лишь начальной учебной дисциплиной, а вот различные логические экзерсисы – логическое противоречие, материальная импликация, достаточное основание, разные непригодные принципы и проч. – рассматриваются уже только как предрассудки логики, которые весьма тормозят ее развитие, что, видимо, очень нравится наукам, так как не преодолеваются в них (или это выгодно кому-то?). Но, главное, переосмысление логики есть основа нового мышления, и это может стать, в частности, базой нового этапа развития электронно-вычислительной техники.
В целом, диалектическая философия оказалась единственной всеобщей оппозицией по отношению к идеализму (в частности, к материализму) и наукам.
В. Кстати, критическое значение диалектической философии – одно из основных ее значений.
Без диалектической философии познание в бытии обращается в выяснение обстоятельств природы в целях решения производственных задач, т.е. в подчинение природы человеку, а самого человека – результатам его деятельности. (В частности, прав был К. Маркс, когда писал о глобальной опасности для человечества – о фетишизации общества.) Отсюда – опасности все более наступающей технократизации, слабости общества перед ней, развития поддерживающих ее знаний – не-знаний и соответствующей деградации образования, вплоть до его формализации и коммерцилизации.
И если науки служат фетишизму, то диалектическая философия – спасению от него, главное, она служит возвеличиванию духовности и человека.
Поэтому для современной диалектической философии в бытии наиболее актуальными оказались не только положения трансцендентального познания, но и социумные вопросы. Одними из главных оказались вопросы осмысления общественного развития.
В целом же диалектическая философия является последним этапом завершающего исследования мира, которое идентифицируется смысловым завершением познания, конечно же, не в его количественных ипостасях, соответствующих преходящим прикладным знаниям, а именно качественно и во всеобщем смысле, в определенном смысле можно сказать даже, что в русле прекращения особого рода бытия, по Аристотелю.
Г. Современная диалектическая философия имеет реальные социальные знания.
Существенно то, что в диалектической философии акцентируется понимание необходимости подчинения всего комплекса исследований (диалектических и научных***) интересам страны. В этом смысле важными считаются те исследования, которые важны народу, развитию страны и повышению ее статуса в мире (в этом смысле диалектическая философия обладает колоссальными, заложенными Гегелем преимуществами перед науками).
В частности, современная политическая экономия обладает рядом стратегических макроразработок, касающихся социально-экономического развития конкретной страны в целом, об одной из которых уже говорилось: реконструирована принципиально новая общественно-экономическая формация, обладающая экономическим строем с новыми параметрами – индустриальное социальное общество.
Современная политическая экономия обладает практическими экономическими знаниями, например, третьей экономической максимой, в соответствии с которой экономика будет развиваться после выхода из кризиса, начавшегося в 2008 г., и новыми экономическими технологиями, в т.ч. методиками развития мелкотоварного производства и малого бизнеса.
В части социальной философии Новейшей философии имеются представления о законах развития обществ, но интересно и то, что, с другой стороны, эти законы конкретно соответствует представлениям о финализации в понятиях фазы завершения себя идеи.
Имеются и конкретные выводы, позволяющие интенсифицировать общественное развитие. Например, проработан концепт образования нового типа, не только качественно превосходящего существующее ограниченное рационалистическое образование, но и создающего возможности для развития мышления нового образа и современного познания.
Особое внимание в современной диалектической философии уделяется вопросам модернизации и разработки соответствующей теории (см. МОДЕРНИЗАЦИЯ в РОССИИ).
Д. Социальность диалектической философии полагается и раскрывается, как того и требует диалектика, не только во всеобщности – для общества, в особенности – в теоретизациях конкретного социально-экономического развития и модернизационных вопросов, но и в единичности – для каждого конкретного человека, именно тут раскрывается гуманистический характер диалектики.
Диалектическая философия, главное, позволяет человеку защитить свою личность от всё более усиливающихся негативов окружающего мира, сохранить свое сущее и развить его.
В современной диалектической философии через объективность и на логической основе (конечно же, на базе новых логик, а не устаревшей и сникшей традиционной логики) осмысляются и такие важные понятия, как душа человека и дух человека. При этом имеются не только представления, основанные на вере, но и согласующиеся с ними понятия, раскрываемые в действительности и объясняющие как трансформацию и существование души после смерти человека, так и необходимость обогащения духа. (Это, в свою очередь, объясняет, что тратить время и знания на зарабатывание денег, заполучение власти, достижение престижа и т.п. нецелесообразно, тем более, что при наличии знаний всегда можно, например, хорошо заработать или даже просто заполучить требуемое).
Е. Познание обогащает дух, поэтому (и с учетом осознания финализации) диалектическая философия концентрируется на нем, к тому же оно позволяет человеку быть защищенным от негативов, осознать свое предназначение вообще, понять смысл своей жизни, придать ей целесообразность и совершенствовать себя: Человек диалектический (Homo dialecticus). Это, как оказалось, не противоречит Смыслу диалектической философии, даже поддерживается силами его достижения.
Вообще, на земле лучше получить не богатства, славу и власть, а знания, ибо они – доступ к вечности.
И современная диалектическая философия служит познанию человеком себя и реализации им для себя реальной жизни.
Но в определенный момент знаниями следует пожертвовать, чтобы не возжелать и не захватить прельщения мира и не пользоваться ими. При постижении знаний сами они становятся жертвенными, если были истинными: иные смыслы жизни становятся понятными и востребованными: стремление, спасение, Новое небо – вот истинная диалектическая триада; для ее познания и нужно было понять идею ...
Ж. Диалектическая философия есть фундамент для осмысления сущностных моментов мира и жизни, но не самих по себе, и не для наук, и не в целях обогащения, а в предназначении для самого человека.
Диалектической философии есть познание для духовной пользы людям и познание для спасения.
З. «Сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек» [Гегель Г.В.Ф. Соч. С. 16–18].
Сова Минервы – оформившееся диалектическое познание, когда достоверность того, что разум есть вся реальность, возведена в истину – начинает свой полет лишь с наступлением сумерек – тогда, когда науки выхолащиваются и попросту теряются.
Так следует понимать истинное положение дел в контексте мировой истории (см. «Обобщения и положения для реальной диалектики»).
Сова Минервы может, конечно же, особенно, впотьмах выхватить все, что захочется, но для этого надо слететь вниз, а она совершает свой осознанный полет: ее целью является благая вечность ...
* Одни сомневаются в нужности имеющейся философии - http://community.livejournal.com/ru_philosophy/773772.html#cutid1 ,
другие говорят о кризисе философии - http://community.livejournal.com/ru_philosophy/778488.html#cutid1 ,
кто-то пишет, что ее … вообще нет - http://community.livejournal.com/ru_philosophy/786119.html ,
или вообще очень плохо о ней отзывается - http://community.livejournal.com/ru_philosophy/785777.html .
** Финализация и соответствующие ей события и свершения исследуются в теофилософии, при этом, что наиболее важно, также осмысляется предназначение человека и формирование им самим своей жизни.
*** Диалектическое противопоставляется научному, хотя, конечно же, научные достижения и знания используются в диалектических исследованиях.
Продолжение: «Человек в мире».
См.
«Философия и философия», «Профессиональные занятия философией»,
«Проблемы современной философии», «Науки, или обычные науки»,
«Негативы наук, или ...»,
«Предмет диалектической философии»,
«Диалектической философии смысл», «Диалектической философии цель и задача»,
«Диалектические методы познания и постижения»
[«Современной диалектической философии познание», «Сознания феноменология», «Субъективное определение»].
Примечание.
Три абзаца с критикой философии (о запаздывании её познания) перенесены в статью «Обыденная философия».