Заметка о неактуальности общественных наук.
- 14.11.11 г. -

Начатый на телевизионном канале РБК цикл программ, которые ведутся Савиком Шустером, первая из которых уже обсуждалась (см. «Т: о борьбе с коррупцией»), оказывается весьма информативным и полезным в смысле демонстрации и даже подтверждения некоторых выводов ряда статей сайта.
    В данной заметке хотелось бы акцентировать внимание на одном конкретном подтверждении вывода ряда статей сайта (см. «Негативы наук», «Непонимание модернизации в науках - 1», «Непонимание модернизации в науках - 2» и др.) о слабости и даже, как оказывается, о неактуальности теперешних общественных наук.

Во второй программе Савика Шустера «Налоги: бизнес и политика» 13.11.11 г. (http://rbctv.rbc.ru/archive/shoosteronline) затрагивались вопросы ведения бизнеса и предполагаемых мер по его развитию, а также связанные с этим вопросы сферы государственного управления.
    Можно было бы досконально разобрать все диалоги программы, однако вполне можно ограничиться одним из общих итоговых выводов, точнее - двумя. На основе одних и тех же озвученных и обсужденных фактов к концу программы был сделан один вывод о необходимости проведения национализации и другой вывод о необходимости проведения … приватизации.
    Возникает вопрос: как на основе одной и той же посылки могут быть получены два противоположных вывода? Это - логическое противоречие, которое Ильенков в свое время обсуждал и называл неряшливостью, но аспекты которого частенько проявляются в дискуссиях (это изучается в ФТПП), хотя, правда, обычно в ходе определения или оценки ситуации, фактов и т.д. и обычно в вульгарных дискуссиях (см. «Противоречие: обыденные представления», «Противоречие: казусы и профанации» и др.). А вот так, чтобы на основе однозначно обозначенных фактов и вполне согласованной основы (определение ситуации) образованные люди сделали бы противоположные выводы - это вообще-то редкость. И тут можно сказать лишь одно: с логикой что-то плоховато - причем не с логикой участвующих в беседе оппонентов, а с применяемой ими обыкновенной логикой. Тогда обозначенный нонсенс уже ни у кого не вызывает удивления.
    Тогда подтверждается соответствующее положение критики современных наук, неоднократно упоминающееся на сайте в связи с разными аспектами обсуждений. Но теперь имеется еще и весьма наглядная демонстрация этого положения критики современных наук.
    Но вообще-то телеобсуждения должна была бы спасти предметная сторона темы, ведь это только в современной  логике и только ее представителями считается, что высказывания абстрагированы от содержания, и с ними производятся внешние операции (отрицание, дизъюнкция и т.д.). Иными словами, предметные обсуждения и релевантные моменты и связи должны были, на первый взгляд, исключить логическое противоречие в теледискуссии, вернуть обсуждение к выяснению обстоятельств расхождения мнений. Однако нет: в оценке ситуации и ее аспектов стороны были в целом едины. Тогда следует сделать вывод о том, что с теоретико-методологическим обеспечением общественных наук что-то неладное творится, так как, с одной стороны, делаются противоположные выводы, но при этом, с другой стороны, релевантных несостыковок и расхождений не обнаруживается. Это говорит о том, что методы и теории в общественных науках уже попросту уже недееспособны, методологически общественные науки уже не способны делать корректные выводы относительно современной ситуации. Да им это, похоже, и не нужно. Впрочем, это уже тоже обсуждалось на сайте, а теперь вот получено наглядное подтверждение.
    Однако очевидным в ходе программы стало еще и то, что проведенное обсуждение не только сочетает в одной куче различные предметные вопросы и предложения сторон, но и без всякой системы объединяет их в одном потоке высказываний на разные темы. Тут вопрос не только в теоретическом хаосе, когда с легкостью и без обоснования социологическая сторона вопроса заменяется на экономическую и т.п. Это относится к обсужденному выше второму положению о методах и теориях общественных наук. Но и парадигмальные аспекты выходят на первый план.  Проще говоря, не было не только системности в подходах к обсуждению одной, обозначенной Савиком Шустером темы, но и какой-либо единой основы для этого. Иными словами, общественные науки настолько разрозненны, что на их основе уже не представляется возможным проводить цельные обсуждения. Но и это, впрочем, уже было обозначено на сайте.
    Но в случае именно бессистемных обсуждений возможны нерелевантные переходы и выводы. Первое (нерелевантные переходы) соответствует обозначенному выше методологическому хаосу, второе (нерелевантные выводы), наглядно продемонстрированное, - известным негативам логики, в первую очередь, скандально известной материальной импликации, когда утверждение «если А, то В» считается истинным, если истинно В. Это - недостаток логики. Лучше сказать - один из основных факторов ее современной катастрофы. Правда, были попытки исключить этот недостаток: в итоге в середине ХХ в. была создана релевантная логика - но пришлось отказаться от абстрактности высказываний и исключительности известных логических операций и пришлось учитывать смыслы, однако сразу же все уперлось в отрицание самой логики и в несовершенство методологии. (Собственно, именно по этой причине методология науки не может быть корректной.) Так что в указанном смысле отсутствие логики в рассуждениях или разнобой позиций, что было указано в начале заметки, оказывается просто-напросто предопределенным в обсуждениях тем, являющихся предметом общественных наук. Или обсуждение темы, обозначенной Савиком Шустером, невозможно на основе существующих общественных наук и само по себе бесперспективно, что, собственно и показали дебаты
    А для нас важным является не столько парадоксальность и безрезультативность обсуждений, сколько демонстрация невозможности научного обсуждения социальных тем, или неактуальность современных общественных наук.

Однако возникают еще и вот какие вопросы и выводы.
    А на сколько эффективны и вообще целесообразны дискуссии, в которых не может быть достигнуто решение? И зачем нужны многие-многие телевизионные посиделки, если в результате никаких обоснованных или даже просто цельных предложений выработано быть не может? (Набор умных фраз, девизов и лозунгов, конечно же, не в счет.) Особенно вопиющи экономические обзоры и обсуждения, зачастую уже происходящие по правилу «что вижу, то и пою» (ведь замыслы воротил мирового бизнеса и финансов не могут быть доступны все более численно увеличивающимся телевизионным экономическим экспертам, аналитикам и т.п.).
    При этом ярко демонстрируется и диалектический вывод о том, что старое познание (но не его подтвержденные результаты и достижения) нужно отторгнуть, и должна быть создана новая система образования и наук.
    Но на фоне такого рода размышлений еще более актуальным становится озвученный на сайте вопрос о том (см., напр., «Непонимание модернизации в науках - 3»), а что же на самом деле предлагают науки политическому руководству конкретной страны по вопросам развития и модернизации?..

Вопросы и выводы имеют существенную пролонгацию.
   В частности, понятно, почему нет конкретного плана развития страны, и почему Правительство России вынужденно управлять страной практически в ручном режиме ...

Отсюда, в частности, следует и многократно озвучиваемый на сайте диалектический вывод о том, что построение новой научно-образовательной системы и формирование теории современной модернизации - это, пожалуй, одни из важнейших и наиболее актуальных общественных задач, которыми и занимается современная социальная диалектика.


См. «Цитата из выступления В.В.Путина 12.11.11 г.» и «Т: о борьбе с коррупцией»,
«Диалектическая философия и науки».