ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Тема: о диалогах.
- 23.05.12 г. -
Диалог,
как следует из замечаний Гегеля по поводу философии
Платона, не может быть ни методом, ни формой познания, поэтому (т.е. на примере этого, но не по причине этого), кстати, понятно, почему
все современные диалоговые, игровые и ситуационные способы познания и решения задач (например, ОДИ
Щедровицкого) не эффективны и, более того, так и остались в зачаточном
состоянии, - это уже доказала история.
Диалоги зачастую неэффективны даже при осуществлении коммуникационных актов;
например, все знают, что с помощью нехитрых приемов можно «скомкать» любой
разговор (соответствующие приемы, понимаемые как деструкции
диалогов, изучаются
в диалектической психологии).
Некоторые причины и факторы неэффективности
диалогов (например, неправильное использование терминов и построение ошибочных
вербальных конструкций) изучаются в ФТПП.
Кроме того, очевиден
ряд негативных моментов, связанных с диалоговыми формами, некоторые из которых особенно
хорошо видны в Интернете, и на базе которых в Новейшей
философии проводятся исследования не только форм диалогов и их деструкций,
но психических факторов
деструкций диалога и ряда аспектов психики.
Понятно, что негативы
диалогов
подлежат изучению и минимизации, причем полученные
знания могут быть использованы на практике.
Изучение форм осуществления и искажения диалогов и их негативов,
привело в
Новейшей философии к соответствующим исследованиям,
позволившим получить новые знания и даже создать ряд технологий.
Например, как
уже указывалось на сайте, имеющиеся представления о причинах и факторах
деструкций диалога могут быть полезны не только для развития представлений о человеческом мышлении, для анализа процессов познания, для исследования поведенческих
функций людей и т.п., но и для формирования
гуманитарных знаний и практических дисциплин.
Некоторые из установленных
фактов можно использовать для исследования процессов формирования творческой
личности.
Интересны данные, которые могут
быть использованы в исследованиях в области искусственного интеллекта.
Актуальными
стали осуществляющиеся в Новейшей философии упоминаемые ранее разработки
курсов а) по обучению приемам индивидуального
познающего мышления и б) по развитию и
совершенствованию инструментальных возможностей выражения мысли в современной
речи.
Все
эти и многие другие вопросы имеют не только свою реализацию в конкретных видах
действий, но обобщения.
На основании обобщения знаний о диалогах
и связанных с ними вопросов, часть из которых указана выше, в Новейшей
философии были созданы основы концепции социальных
технологий распространения информации и даже
одной новой рекламной технологии.
Более того, можно рассматривать вопросы, которые
связаны с социальными процессами, например, с выстраиванием актуальной социально-партийной системы (о ней см. «О: о
политологической интерпретации раздробленности наук»).
И др.
Итак, вопрос не в том, что диалоги сами по себе не эффективны,
а, порой, и негативны. Вопрос в том, главное, что в современной диалектической
философии на основе их анализа удалось уточнить некоторые параметры ряда
методов, технологий и форм познания, а в Новейшей
философии - создать конкретные праксиологические и прикладные знания и
технологии.
Продолжение: «Методологические возможности познания
философии Платона - 2».
См. «Темы
(Т:)» и «Трудность изучения философии
Платона - 2»,
а
также «Противоречие: казусы и профанации»,
«Противоположности:
представления и проблемы»,
«Проблемы
искусственного интеллекта»
[«Логических
искажений практика исследований», «Логических построений характеристики и
аспекты», «Логические искажения и их классификация» и «Социальные технологии
распространения информации»].