Сезон 2012/2013 гг. открыт!
- 09.09.12 г. -


Начиная сезон 2012/2013 гг., следует не только сказать несколько слов о планах на будущее, но и подвести некоторые итоги.

 А. Сначала надо сказать о том, что в целом уже достаточно рельефно проявились и получили положительные общественные отклики многие важные темы проекта ДИАЛЕКТИКА и их отдельные положения.
    Укажем некоторые из них, актуальные для статей грядущего сезона.

Первое. Ни у кого уже не вызывает сомнений обозначенное на сайте принципиальное различие диалектики и наук как разных систем познания: они не только разделены, но и принципиально различны. Это обусловлено многими причинами, но, в первую очередь, пожалуй, используемыми в них логиками. Ни для кого уже не секрет, что существующая общеизвестная логика, пока еще позволяющая реализовывать технические проекты, в т.ч. создание новых видов вооружения, уже не способна обслуживать социальные размышления и проекты и, тем более, служить жизни. И не только потому, что обыкновенная логика слаба и противоречива, так что Гегель справедливо удостоил ее презрения. Просто человеческий мир создает такие ситуации, которые попросту не укладываются в устаревающую общеизвестную логику и не подвластны познанию, основывающемуся на ней. Например, часто говорят о системных недочетах (например, в областях контроля и управления речным и воздушным транспортом), но ведь их исправление возможно только на основе осмысления актуальных ситуаций и принятия адекватных им решений, которые общеизвестная логика во многих случаях дать уже не может, - именно поэтому все чаще возникают технические сбои. И на человеческий фактор все свалить уже нельзя: надо понимать, что образ мышления, присущий современному человеку во многих случаях уже отстает от той скоростной, но искусственной жизни, которую он сам себе создал. Да и слишком уж сложны иерархии данных, описывающих ситуации современного мира, их связи и взаимодействия, чтобы порой не только всех их осмыслить, но и даже просто учесть в кратчайшее время на основе имеющейся логики, чтобы принять хоть какое-то решение. Поэтому и говорят о необходимости нового мышления. Но как же оно появится на основе старой логики??? Поэтому существующую логику нельзя отменять, чтобы не начался хаос, но и нельзя её уже повсеместно использовать.

Нужны новые логики, адекватные современным условиям. Это - второе положение. Именно новые логики позволяют создавать (по крайней мере, в Новейшей философии и для нее) новые формы мышления, адекватные имеющимся условиям, и, поэтому, эффективнее решать насущные задачи. Но создать эффективные актуальные новые логики из существующей логики на протяжении двух веков так и не удалось. Например, проекты неклассических логик, некоторым образом обогащающие логические познание, оказались плохо применимыми для решения насущных задач. При этом новые логики, которые должны позволить решать насущные задачи, необходимо создавать на общефилософских началах, но которых не только уже нет во многих странах, но и не может быть на основе материалистической парадигмы, это показала история. Кроме того, развиваются проблемы современной философии, и философские науки быстро сникают. Да и отказаться науки от старых стереотипов не могут. Например, всё более усложняется указанная нобелевским лауреатом М. Планком ситуация: «обычно новые научные истины побеждают не так, что их противников убеждают, и они признают свою неправоту, а большей частью так, что противники эти постепенно вымирают, а подрастающее поколение усваивает истину сразу» (см. http://ufn.ru/ufn58/ufn58_4/Russian/r584a.pdf , с. 631). Это и сопутствующие этому вопросы уже обсуждались на сайте (см. «Новационность наук и новая гносеология»). Но теперь к замечанию Планка можно добавить и то, что образование в ряде стран ухудшается, и подрастающее поколение не может уже усвоить даже то минимальное, которое позволило бы создавать новые знания. Порой нельзя преодолеть даже стереотипы. И это тоже, кстати, относится к вопросам логики.
    По этим причинам в современной диалектической философии в последнее время упор сделан на развитие логики. Другой причиной развития логики является прогресс соответствующего онтологического познания в рамках диалектической философии, осуществляющийся после гегелевской науки логики. При этом важен и принцип самодвижения познания, который для наук так и остается мистикой, а в диалектике он продолжает работать. Поэтому на базе незабвенной гегелевской науки логики и развиваются и создаются новые логики, которые не только мощнее спекулятивной логики, но и учитывают тысячелетние ретроспективы становления логики (и вот тут оказалась очень важной философия Платона, о которой речь будет продолжена на сайте в этом сезоне).

Третье положение является некоторым образом следствием второго. Это тупиковость развития научного познания на основе обыкновенной логики (на старых принципах), причем наиболее важны его негативные последствия для общественного развития. Об этом уже говорилось на сайте, но это ладно, а главное то, что даже российский министр образования и науки про это говорит.

Четвертое. Уже практически полностью завершено формирование презентуемой на сайте проекциисистемы знаний диалектической философии.
    При этом уже понятно, что диалектическая философия, в отличие от наук, обладает упорядоченными знаниями (их системой), обладающими колоссальным системно-структурным обеспечением (некоторые основы которого были заложены в философии Платона, о чем пойдет речь на сайте в этом сезоне).
    В частности, положения диалектической системы знаний определяют широкие возможности по получению не только аналитических и синтетических выводов, но и новых типов суждений и выводов, не возможных в науках.
    Проявились и ранее не известные комплексные возможности, хотя имманентно некоторые их моменты содержались в гегелевском познании.
    Одним из достоинств диалектической системы знаний является согласованность терминов, более того, они могут корректно соотноситься с терминами других систем познания и даже наук, чего, в свою очередь, в других системах быть не может.
    Всё это и другие положения, многие из которых уже были указаны на сайте, не могли не способствовать развитию диалектического познания, в частности, обогащению указанных Кантом типов суждений и переходу к новому познанию на базе указанных им же трансцендентных основоложений (не путать с его трансцендентальными основоположениями), о чем будет сказано на сайте в этом сезоне.

Пятое. Уже стала очевидной преемственность диалектических знаний. Это стратегическое положение выражает не столько тысячелетнюю эволюцию диалектического познания (а наукам сколько столетий?) и возрастание его мощи, но и ряд перспективных положений, в том числе смысл диалектики.

Об этих и других положениях еще будет идти речь на сайте. Причем не столько в плоскости критики известных негативов познания, образования и наук, которая активно циркулирует в обществе и в СМИ и в целом уже приелась и, быть может, поэтому уже не эффективна, сколько в рамках демонстрации возможностей создания и использования новых конкретных диалектических дисциплин, а также поиска и предложения на их основе решений социальных и индивидуальных задач.
    Иными словами, на сайте предполагается обозначать и демонстрировать возможности создания и использования конкретных диалектических форм познания в целях решения насущных задач.

Таким образом, уже стали ясны содержательность, безотносительность и самостоятельность знаний современной диалектической философии.
    С другой стороны, не только очевидны существенные недочеты и негативы современного научного познания, но и наглядно продемонстрированы в рамках проекта ДИАЛЕКТИКА а) база современного диалектического познания, по всем параметрам превосходящего научные исследования, раздробленные и путающиеся в своих видениях и даже в терминах, и б) его возможности, которые можно использовать, в первую очередь, для нахождения решений насущных научных и социальных задач.
    Но вопрос уже не только в том, что появились возможности решать насущные задачи. Как оказалось, возможности решения индивидуальных задач определяют более глубокую переориентацию развития и применения передового познания - диалектического познания

 Б. А недавно обнаружилось, что объем изложенных на сайте материалов уже превышает шесть полноценных томов. Но на сайте, как уже говорилось, все изложенные материалы составляют лишь проекцию системы знаний диалектической философии: это в большинстве случаев не сами диалектические знания, и не их система, и даже не обозначение их структуры. Это, фактически, введение в диалектику, которое, как оказалось, представляет собою отдельную обширную тему, что, в свою очередь, являет новый интересный факт, который требует своего осмысления и обсуждения, и составляет отдельную новую тему, которая сама теперь уже требует определенной проработки, хотя не будут забыты и запланированные тематические материалы.
    При этом материалов, составляющих введение в диалектику, оказалось вполне достаточно как для организации плодотворных дискуссий, так и для создания новых знаний даже на этом, презентуемом уровне диалектического познания.
    Важная роль в реализации этих мероприятий принадлежит некоторым возможностям сайта (например Интернет-позиционированию "ДИАЛЕКТИКА"), о новом предположительном использовании которых речь пойдет ниже.

 В. Предполагается часть обсуждений, особенно осуществляемых в Е-mail переписках, и вопросы-ответы вывести в открытые коннекты.
    Во-первых, следует разгрузить ADM сайта.
    Во-вторых, при этом понятно, конечно же, что многие корреспонденты не хотят, чтобы тролли, шизофреники и дилетанты мешали диспутам, примеров чему полно на открытых площадках. Но все же часть хотя бы первичных и общих обсуждений с участием новых участников можно и нужно осуществлять на общедоступных площадках. К тому же многие, кто пишет и задает вопросы, смогут продемонстрировать желание познавать и серьезность своих намерений.
    А уже с общедоступных площадок можно будет приглашать тех или иных пользователей к предметным дискуссиям. Или они сами будут организовывать свои коннекты. Или для них будут создаваться специализированные электронные ресурсы. Тут вариантов много.
    Более того, опыт открытых коннектов уже был: несколько лет назад на сайте был форум, на котором троллей и шизофреников не было - и потому, что публика быстро их изгоняла, и потому, что обсуждались серьезные темы. Но через некоторое время люди разбились на сообщества по интересам, и форум как инструмент сайта оказался не нужным (потом новым инструментом стала Академия диалектики и диалектической философии).
    По этим и другим причинам и предполагается создать некоторую экспериментальную коннект-среду, в которой любой желающий сможет высказаться и поставить на обсуждение интересующую его тему. Предложения и инициативы приветствуются!
    На одних площадках будут обсуждаться статьи сайта.
    На других - идеи, новости и т.п.
    И т.д.
    Если понадобится, то можно будет создать дополнительные площадки и новые специализированные электронные ресурсы сайта. Например, возможно, будет организована отдельная площадка для детализации и обсуждения и даже целевого изучения положений философии Платона (см. статьи сайта).
    Итак, попробуем таким образом организовать поступающие идеи, предложения и вопросы вместе с желаниями пользователей сайта приобщиться к диалектическим дискуссиям и к работе Академии диалектики и диалектической философии в целях познания и практики.
    И это всё не праздные затеи, ибо уже многие поняли то, что диалектические знания можно и нужно использовать для себя, для решения своих индивидуальных задач, и что это разумно и эффективно. А коллективно можно решать более существенные задачи, чем поодиночке.

В итоге потенциал всех площадок и их участников предполагается (есть такая мечта) интегрировать в единую интеллектуальную новодиалектическую трибуну, где, благодаря ресурсам сайта, - например Интернет-позиционированию "ДИАЛЕКТИКА", - можно будет создавать новые знания и пытаться их внедрять в науке и в жизни страны.
    При этом важно то, что такого рода Интернет-трибуна имеет теоретическое обоснование, и именно она может собрать и выразить интенции  общества, особенно молодежи, по поводу осознания себя и понимания своего развития. Об этом еще будет разговор (в следующем полугодии) в рамках продолжения темы «МОДЕРНИЗАЦИЯ в РОССИИ». А сейчас важны отклики и мнения молодежи, поэтому молодежным инициативам и площадкам будет оказываться всяческая поддержка.

 Г. Следует сказать пару слов и о плане статей сезона.
    Сначала будет завершено введение в диалектическое изучение философии Платона.
    Кстати, тут обнаружился вот какой парадокс. Казалось бы, философия Платона известна в деталях. Но на поверку оказалось, что всё не так. Тексты Платона не только слабо изучены по причинам плохих переводов и материалистичного подхода к ним, но и понимаются зачастую превратно - таково наследие диалектического материализма. Более того, в философии Платона заложены такие пласты знаний (которые в силу их эзотерики казались наукам мистичными или даже ничтожными), которые требуют нового изучения, причем на основе принципиально новых, более совершенных инструментов. Тут не только возвращение к вопросу о том, что нужны новые логики, и их надо разрабатывать. Тут обнаруживается и то, что сама философия Платона позволяет осмыслять логику и дает ей основания, например, которые могли использовать Аристотель и Гегель (по крайней мере, ряд аспектов логики Платон обозначил раньше всех, хотя об этом в науках почему-то не говорится).
    В целом весьма важны современные диалектические достижения в области логики, осуществленные, в частности, на новом осмыслении философии Платона.
    Например, в свете развития новых логик активно акцентировались их позиции и, как оказалось, многие перспективные идеи были заложены в философии Платона. Но они не могли быть не то, что обособлены, но и даже не могли быть выявлены без некоторой оппозиции им, которой стало теперешнее диалектическое новое логическое, которое стало их искомым опосредствованием. И теперь, когда возникло новое логическое познание, то многие идеи Платона были различены и переосмыслены, и они оказались актуальными и весьма эффективными в наше время.
    В частности, понятными стали многие интенции Аристотеля, Канта и Гегеля, не замеченные в науках.
    Были выявлены новые логические позиции, например, антисуждение и комплексное суждение, о которых уже говорилось на сайте.
    И вообще стало понятным, почему Гегель удостоил обыкновенную логику презрения…
    А в области методологии на базе философии Платона удалось
- установить не только иерархию знаний, но и иерархию возможностей их познания,
- идентифицировать отдельный класс логических процедур человеческого мышления (см. «Процедуры человеческого мышления логические второго уровня»),
- осмыслить художественно-эстетические методы в плоскости современного познания, чему нет аналогов ни в науках, ни в искусстве,
- развить систему диалектических методологических возможностей.
    И на основе более развитой методологии теперь стали осмысляться ранее не замечаемые положения великой философии Платона.
    Более того, как оказалось, можно создавать весьма эффективные инструменты познания и вообще пересмотреть основы и существо методологии, по крайней мере, понять, что развивал Гегель, и продолжить совершенствование диалектических инструментов познания, о чем, кстати, периодически говорится на сайте...

После завершения введения в диалектическое изучение философии Платона будет немного сказано о диалектике и ее «законах», так как тема «законы диалектики» стала в прошлом году одной из наиболее обсуждаемых. Правда, создается впечатление, что многие их защитники попросту не читали Аристотеля, Канта и Гегеля, так как приводят доводы, давно уже развенчанные великими философами (хотя, с другой стороны, такая отсталость научных представлений на руку современной диалектике, познание которой уже качественно отличается от научного).

Ну и, наконец, нужно будет завершить тему «Теория модернизации», тем более, что практика последних лет внесла некоторые коррективы: удалось осмыслить ряд новых положений, что позволило понять еще в одном ракурсе как ряд аспектов общественного развития, так и некоторых положений  диалектической теории модернизации.


См. «Проблемы современной философии»,
«Диалектическая философия и науки», «Исключительность познания СДФ»,
«Модернизация логики»,
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
.