Новационность наук и
новая гносеология.
- 09.10.11 г. -
1.
М. Планк в своей «Научной автобиографии» определил, что «обычно новые научные
истины побеждают не так, что их противников убеждают, и они признают свою
неправоту, а большей частью так, что противники эти постепенно вымирают, а
подрастающее поколение усваивает истину сразу» (см. http://ufn.ru/ufn58/ufn58_4/Russian/r584a.pdf
, с. 631). И хорошо, если академики только просто высмеют новшество, как это
было со многими, например, с великим Л.Пастером (см., напр., http://www.nsp-bio.ru/node/327).
Но шутки - шутками, а из мысли Нобелевского
лауреата можно получить много выводов.
Например, во-первых, становится понятным,
почему в наиболее развитых в научном смысле западных странах средний возраст
ректоров, деканов и, особенно, заведующих кафедрами и лабораториями меньше лет
на 10, чем в менее развитых странах, которые, кроме того, характеризуются еще и
тем, что из них молодые специалисты уезжают. Получается, что в наиболее
развитых в научном смысле западных странах новые научные истины не ждут лет 10
и даже больше, пока их противники, занимающие высокие должности в научных
инстанциях, говоря словами Планка, вымрут или хотя бы просто отойдут от дел. Там научные истины быстро конвертируются в общественное научное знание,
поэтому молодежи и уезжать никуда не надо (так что ларчик - про утечку молодых
мозгов - просто открывается).
Поэтому, во-вторых, в наиболее развитых в
научном смысле западных странах новые научные истины очень быстро становятся
основами конкретных инноваций. Именно в силу этого рынок, ждущий новых решений,
всегда подпитан ими. Поэтому инновации
реализуются (так что и этот ларчик - про реализацию модернизации - просто
открывается).
Но, с другой стороны, в-третьих, и рынок
выдвигает свои требования, делает свои заказы, требует предоставления именно
новых научных истин и технических решений на их основе, и они не залеживаются в
наиболее развитых в научном смысле западных странах. Сравнительно молодые
ученые, которые могут себя активно проявлять, хорошо понимают своих сверстников
из бизнеса, не апеллируют к каким-то старым воззрениям на мир и экономику, а
предлагают форвардные решения, порой экстравагантные, но если они актуальны и
приносят прибыль, то они не обсуждаются на каких-то ученых советах, а просто
внедряются. И социально-экономическое
развитие происходит, а не декларируется.
В-четвертых, ученые, или достаточно молодые
ученые не зацикливаются на быстро устаревающих учебных программах, по которым в
некоторых странах десятилетиями выпускают учебники, рекомендуемые для учебных
процессов, не пишут вновь и вновь учебники, в которых излагаются опять и опять введения
в науки и их общие положения. Молодые ученые творят новое, создают новые курсы
и могут обучать им. Они не стеснены формальными рамками, отчетами,
необходимостью следовать в старом фарватере. Они творят, они создают новое, они
внедряют новое, они участвуют в инновациях, поэтому в наиболее развитых в
научном смысле западных странах науки и техника продвигаются быстрыми темпами
вперед. Материально-техническая база
общества не деградирует, а совершенствуется.
В-пятых, рождаются принципиально новые
знания, которые не следуют из формально-отчетных научных дискурсов, а диктуются
жизнью, экономикой. Но эти новые знания,
особенно прикладные, могут развиваться, в основном, только теми, кто чувствует их место в
жизни, кто видит их востребованность, т.е. теми, кто сам достаточно молод.
И новым веяниям уже не поставить преграды классическими мнениями, требованиями
включения в авторство, поборами или просто организационными препонами,
образующимися в связи с пронизывающей те или иные общества коррупцией и с объективным
устареванием системы образования и их представителей.
Более того, в-шестых, новые веяния должны по-новому осмысливаться, т.е. теми, опять же,
кто сам достаточно молод. Поэтому понятно, почему в наиболее развитых в научном
смысле западных странах средний возраст ректоров, деканов и, особенно,
заведующих кафедрами и лабораториями меньше лет на 10, чем в менее развитых
странах.
И др.
Далее, кроме социально-научных выводов,
можно делать и предметные выводы, которые не с меньшей серьезностью и силой
исследуются в Новейшей
философии,
и о которых можно будет поговорить позже
Например, для развития познания и наук
необходимо превалирование живого пытливого, т.е. молодого мышления, еще лучше -
постоянно обновляющегося мышления,
которое не должно сдерживаться формами
прежнего образования.
И др.
Но и предметные выводы имеют социальные
аспекты, и обозначаемая система тезисов
имеет многофункциональный характер, важный для жизни и развития общества (поэтому
они входят в систему модернизационного
проектирования, разработанную в Новейшей философии).
Например, понятно, что становление нового
мышления и указанных Планком новых научных истин не должно тормозиться,
особенно, в критичные для конкретной страны моменты ее научно-технического и социально-экономического
развития, ибо модернизация базируется, как известно, на инновациях, на новых
знаниях и открытиях.
Таким образом, слова Нобелевского лауреата
весьма важны не только для наук, даже не столько для наук, сколько для
общества, для его прогресса.
Познание и его носители оказываются не на
обочине общественных дискурсов, а суть необходимые винтики социально-экономического
механизма.
Но одного М.Планк не указал: существование старого,
которое упорно держится за свое место, особенно, за хорошие кормушки, что
сильно вредит развитию наук и общества, всегда подпирают перемены.
При этом, как некогда определил Гегель, тщетно желание удержать формы прежнего образования, когда
перестроилась субстанциальная форма духа, они представляют собой увядшие
листья, спадающие благодаря напору образовавшихся у их основания новых почек.
Иными словами, новое познание, его теория и образование всегда приходят на
место прежних. Это особенно актуально, если в обществе произошли коренные
перемены, которые требуют обновления и осмысления общественного мировоззрения.
А вот будет
ли новое познание сдерживаться, например, теми, кто постепенно, по Планку, вымирает, будут ли где-то к новому познанию вообще обращаться, будет
ли та или иная страна вообще развиваться - ответы на эти и другие вопросы,
особенно в русле осмысления перспектив национального развития, это уже дело
каждого в отдельности и общества в целом.
2. Ну, а для современной диалектической
философии, исходя из слов М.Планка,
важно, в частности, то, что использовать новое познание необходимо, и это
зависит от новых форм мышления.
Поэтому, в частности, уже отмечалось, что новая гносеология - это актуальное мышление, которое значительно отличается не только от
весьма распространенного советского мышления, обработанного советским диалектическим
материализмом, но и от продвинутого рыночного мышления, которое зачастую истончается в
погоне за сиюминутными коммерческими результатами. Однако актуальное мышление
невозможно без его фиксации, без создания соответствующих современных логик.
Поэтому и указывалось, что новая гносеология - это новые логики, в
которых осмыслена ущербность обыкновенной логики, которая Гегелем
просто была удостоена презрения. Именно их нелинейные и новые
содержательные структуры позволяют создать основы нового мышления, о котором
много говорят чиновники и ученые, но которое реализовать на основе устаревшей
логики НЕВОЗМОЖНО.
Именно
поэтому, в частности, в статье «Выводы о развитии
логики и когнитивных исследований» было указано, что в числе мировых
лидеров в XXI в. может быть страна, в которой логика и когнитивные исследования
развиваются нарастающими темпами.
Также указывалось, что одним из
значимых достижений современной
диалектической философии считается то, что удалось по-новому осмыслить многие зарубежные
исследования, в основном, западные онтологические, логические,
аналитико-философские, психоаналитические и когнитивные исследования. И в Новейшей философии в настоящее время логике,
психологии и когнитивным исследованиям уделяется колоссальное внимание, так как
их результаты важны для познания и для практики и всегда окупаются сторицей,
несмотря на любые затраты на них.
Итак, реконструируется
новая гносеология, которая является теоретическим обоснованием и действенным
инструментом для осмысления морально устаревших научных
и иных парадигм и их замены на актуальные, а также для создания условий для
формирования новых познавательных и научных истин, но не только их самих по
себе или для себя, и даже не для сейчасных инноваций, а для решения насущных общественных
задач и для того, чтобы подрастающее поколение не удерживалось бы в формах прежнего образования, а развивалось бы.
* * *
И не удивительно, что молодежь с каждым годом все
больше и больше интересуется диалектическим познанием, которое открывает просторы для изучения актуальных истин и, в частности, создает перспективы для реконструкции личной жизни.
Но качественные изменения произойдут, если сегодняшняя
молодежь, сама обучившись диалектике, начнет прививать диалектическое мышление
своим детям, и вот уже они будут реально познавать мир, а не останавливаться на
научных
истинах.
Развитие
материалов при осмыслении модернизации: «Непонимание
модернизации в науках - 1».
Дополнение.
Критическое
мнение о состоянии российских наук и образовании высказал Министр образования и
науки РФ Д.В.Ливанов во время
Санкт-Петербургского международного экономического форума 2012 г.: см. «Т: мнение Д.В.Ливанова об образовании...».
См. «Диалектическая философия», «НФ - основа новой
системы познания и образования»,
«Первое последствие искажения
гегелевской логики, или об одном из путей к решению насущных проблем России»,
«Обсуждения проблемы реформирования
существующего образования»,
«Необходимость создания новой системы
познания и образования»,
«Негативы наук, или Новейшая философия
- основа формирования новой системы познания и образования»,
СОВРЕМЕННОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ,
ТЕОРИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ.
Корреспондирующие статьи:
- Негативы
наук, или ...
- Проблемы
современной философии
- Логические
тупики обычного познания
- Проблемы
искусственного интеллекта
- Непонимание модернизации в науках
- 1
- Непонимание модернизации в науках
- 2
- Непонимание модернизации в науках
- 3
- Критика интегрального подхода К.Уилбера;