Постижение
(общие положения)
- 25.04.11 г. (Редакции: 17.12.08 г., 25.04.11 г.)


 А. Если познание обычно определяется как творческая деятельность субъекта, направленная на приобретение знаний о мире, то постижение не имеет однозначного и устоявшегося определения.
    В контекстных значениях подразумевается постижение сверхчувственного, трансцендентного, «высших миров», будущего и т.п., т.е. постижение неявно понимается как нечто более совершенное и глубокое, нежели обычное познание.
    Через смыслы глаголов «постигать» и «постигнуть» постижение обозначается как дохождение разумом до чего-то глубинного, проникновение в суть чего-либо, полное уразумение чего-то, познание сущего и т.п., а не познание явлений, чего-то внешнего.
    Зачастую говорится, что постижение происходит за счет интуиции, озарений и т.д. (в то время как познание – за счет научных, формализованных, внешних методов). 
    Таким образом, термин «постижение» подразумевает неформальное глубинное познание, сущностное познание, наиболее точное познание, причем очень редко связываемое с обычным познанием и, тем более, с научным познанием.
    Имеется также еще одна существенная деталь: постижение обычно представляется очищенным от субъективизма и эмоций человека, объективным и истинностным.
    Но изредка упоминается еще одна особенность постижения: оно понимается как существующее непосредственно само, как то, к чему мышление человека присоединяется...

 Б. Согласно Гегелю, познание вообще есть идея в своем суждении – таково самое общее и реальное определение вообще познания, но в тезисе Гегеля имеется в виду, конечно же, в первую очередь, действительное познание – не столько обычное познание, сколько иное – именно постижение, и, как уже говорилось, при этом надо различать игру запутанных относительно друг друга терминов: «обычное познание», «познание вообще», «познание», «постижение» и др. 
    Из определения Гегеля следует, в частности, и то, что постижение, на что выше было обращено внимание, не следует приписывать … только сознанию человека и ограничивать формальными методами. 
    Постижение принципиально отлично от обычно понимаемого познания, тем более, от научного познания: постижение совершенно другое, и оно обусловливает качественно иные возможности и формы познания, которые и использовались, в частности, в философии Гегеля, и именно они определили ее превосходство над всеми иными философскими и научными системами. Недаром именно философию Гегеля называют вершиной философии, непревзойденной философской системой и т.п. Многие считают ее вообще мистичной (настолько она непонятна наукам (!), но еще сам Гегель написал, что мистика таинственна только для рассудка, т.е. именно для наук), ибо она основана на постижении (чем и объясняется указанный феномен непонимания).
    И постижение следует понимать в первом приближении как объективное, действительное познание, которое совершеннее, чем просто познание, чем обычное познание, чем научное познание. Постижение качественно иное. А его совершенство и непревосходимость  имеются не столько за счет выработанных гносеологических, методологических и иных научных инструментов и знаний, сколько за счет использования природных внутренних возможностей самого человека и за счет сущего взаимодействия с объективностью (об этом еще Гегель писал, но наукам именно это, получается, и непонятно, и недоступно, раз уж они два века не могут выйти из своей рационалистической плоскости). В таком понимании постижения интуиция, озарения и т.п. не только не кажутся удивительными, но и явно манифестируют свободу и неординарность (наднаучность) постижения.

Постижение возможно только в диалектическом мышлении, само которое возможно при выходе не столько из сфер мышления чувственных понятий и чистых понятий, сколько за пределы  рассудка (здесь и далее: в диалектическом его понимании*).
    Постижение является познанием восходящего или возвысившегося рассудка, в котором сливаются содержание познания, его формы и возможности (методы). Мышление изменяется для себя, становится другим для себя, оказывается выходящим за свои пределы, и тогда процесс его определений совмещается с познаваемым; – это первый шаг к постижению. 
    Постижение – постижение рассудка, возвышающегося или возвысившегося к разуму (здесь и далее: в диалектическом его понимании).
    Поэтому в диалектической философии постижение противопоставлено обычному познанию.

В целом термин «постижение» охватывает реализации наднаучного познания, что соответствует определению диалектической философии как действительной и наднаучной.

 В. По своей природе постижение обладает рядом специфических характеристик, из которых можно указать следующие.
 1) Важным отличием и сущностным достоинством постижения является то, что оно достигает сущих определений (понятия), в которых познаваемое обладает своею истинностью и становится познанным. В этом смысле можно сказать, что постижение участвует в распространении понятия себя на себя как познаваемое. Поэтому постижению подвластны вся реальность и все бытие (так что Аристотель был прав, когда утверждал, что знание есть род обладания), и не только они.
    Постижение реализует познание любого в единстве с его понятием, в объективности и даже в определенности (см. «Человеческого познания осуществления и уровни»). Это осуществляется за счет того, что оно своим ходом разрешает конечность любых представлений, прежде всего, научных и материалистических представлений. 
    Постижение через свою реализацию исполняет себя, и, тем самым, в частности, исключается субъективность, пред-положенность и другое, что характерно для обычного познания.
    Постижение, далее, исключает противоречие явления и сути познаваемого, его сущего, тем самым, что очень важно, снимает противоречие обычного познания, которому в науках обычно не придается значения.
    Постижение также вычленяет объяснение (описание), которым отдаляется понятие от познаваемого. За счет этого восстанавливается единство, снимающее отрицание, разделяющее познающее и познаваемое и часто обращающее познание в неистинность
 2) Постижение движется к объекту познания не столько через внешние признаки, через явления, пытаясь хоть что-то понять, сколько комплексно (непосредственно и опосредствованно, материально и идеально, в действительной и мнимой областях…) и опосредованно достигает его сущее.
    Постижение стремится не только к чувственной достоверности, но и к трансцендентной достоверности (поэтому в диалектических исследованиях вводится понятие «трансцендентный опыт»), а также, и это главное, к сущему и к действительности.
 3) Постижение дедуктивно и логично, что, в общем-то, было выявлено еще Аристотелем.
 4) Только постижение связано с философией (см. «Философия, чистое познание и познание вообще. Обобщение»).
    И др.
    Постижение позволяет познавать мир по существу, за счет осознания его логики, а не представлять его во внешних формах, не за счет описания его явлений.
    Поэтому постижение выше, чем обычное познание, называемое обычно, как уже говорилось, «познанием». 

 Г. Постижение подразделяется на диалектическое познание и диалектическое постижение.
    Диалектическое постижение нельзя осуществлять без надлежащих защит.
    Диалектическое постижение частично становится объективным познанием.

Постижение имеет различающиеся виды (см. п. «Постижения виды»).

Постижение имеет различающиеся реализации (см. «Постижения реализации»).

 Д. Выделение постижения как отдельной возможности познания и определение его сути и особенностей позволяет решить ряд насущных и перспективных научных задач.
    Например, именно постижение обусловливает особую культуру фиксации значений терминов, что приводит к строгому различению их самих и их смыслов. Так, если в науках достаточно вольно используется термин «понятие», то в современной диалектической философии различено не только оно (и определено как рассудочное понятие) и (гегелевское) понятие, но и диалектическое понятие, причем наряду с по-новому осмысленными  лингвистическими определениями, такими как сигнификат, содержание имени, интенсионал и др., и каждое из них получило строгое определение и конкретную применимость в системе терминов диалектической философии. 
    В современной диалектической философии нет терминологической вакханалии и неоднозначностей, что, однако, не исключает особые, порой многозначные, формы передачи значений и особое использование выработанных стилей и форм изложения, но эти специфики строго регламентируются за счет знаний и правил, полученных в современных диалектических специализированных науках и дисциплинах, например, в диалектической текстологии.

Главное, в постижении были осознаны возможности познания, причем во взаимосвязи с миром, что обнаружило у многих диалектических инструментов познания природный характер, поэтому, в частности, были исследованы формы и виды познания, в т.ч. реализуемые на основе раскрытия понятий чистого разума и с использованием трансцендентальных процедур, например непонятного наукам, указанного Гегелем тождества мышления и бытия
    Кстати, постижение, как высшая стадия познания, начинается с уровня не ниже тождества мышления и бытия.
    При этом удалось идентифицировать наблюдающий разум как разум, познающий Мир.
    В постижении были различены объективное познание и, главное, чистое познание.
    Через постижение были различены:
– познания вообще уровни,
– человеческого познания роды и обладания,
– человеческого познания осуществления и уровни, в т.ч. различаются виды осуществления познания,
– познания вообще возможности.
    Указанные различения не только отражают некоторые сверхчувственные структуры, т.е. приоткрывают трансцендентные возможности постижения, но и имеют большое методологическое значение.
    Например, уровни вообще познания однозначно соотносятся
– с уровнями (качественно разными возможностями) познания человека,
– с понятием уровней вообще логики,
– с понятием знаний вообще уровней,
что позволяет дифференцировать познание и конкретно применять его в имеющихся ситуациях.
    Различение уровней познания
– имеет колоссальные гносеологическое и другие значения,
– указывает как на неизбежную незавершенность рассмотрения в рассудке существа познания, так и на возможность его полного совершения в диалектике: чистое познание.

Именно постижение определяет диалектическое познание и обусловливает многие его особенности.
    В постижении диалектическое познание стало безотносительным, что особенно важно для исследований мира (при этом особенно ярко высветилась проблема относительности в современной физике).
    И была окончательно утверждена исключительность познания современной диалектической философии.

И, наконец, только в постижении раскрываются и познаются многие трансцендентные аспекты и моменты, например, противоречие, что объясняет невозможность его (и их всех) познания в науках. 
    А ведь именно ряд трансцендентных аспектов и моментов важен не только для нужд научного познания, но и в общественной жизни в целом, в частности, для решения многих насущных задач, например, для создания программы модернизационных преобразований в одной, отдельно взятой стране (см. «Модернизация и разные противоречия»)...

Поэтому идентификация и осознание постижения как отдельной возможности вообще познания и определение его сути и особенностей важно не столько для наук, сколько для жизни, в т.ч. конкретного общества или отдельного человека.


* Научные и даже кантовские определения недостаточны.


[Продолжения: «Постижения суть и истинные аспекты» и «Постижения и познания отличия».]


См. «Современная диалектическая философия»,
«Всеобщая гносеология», «Философия, чистое познание и познание вообще. Восхождение»,
«О знаниях», «Собственные категории диалектики»,
а также «Обыденная философия», «Идеализм» и «Материализм – материалистический идеализм».


Прежний вариант статьиАРХИВ: «Постижение».


 

Обсуждения: http://all-discussions.livejournal.com/26600.html