Обстоятельства мышления - 4.
(Четвертое обстоятельство организации, реализации и обеспечения мыслительной деятельности
– физиологическое обеспечение мышления).
- 27.10.19 г.
- 9772225665000 19027


Задачи интенсификации мышления в частности связаны с его обеспечением, с обеспечением его реализации, в том числе с деятельностью мозга, требующей по меньшей мере обеспечения его энергозатрат. Однако это и сама по себе сложная задача да и организм, как известно, старается минимизировать любые энергозатраты, в первую очередь, кстати, мозга. Таким образом, для того, чтобы эффективно мыслить, необходимо не только осознать и решить указанное противоречие, не только знать, что такое мышление и феномен его взаимодействия с мозгом, что невозможно на основе материализма, и не только осуществлять эффективные мыслительные операции, но и обеспечивать мыслительную деятельность, в частности обеспечивать деятельность мозга, в том числе осуществлять комплекс физиологических мероприятий, включающих восполнение его энергозатрат. Или осуществление и тем более интенсификация умственной деятельности связана с рядом факторов, одним из основных из которых является обеспечение питания мозга, причем это подразумевает обеспечение его требуемыми химическими веществами и соединениями в широком смысле, и соответствующие мероприятия неизбежно должны сопровождаться медицинским наблюдением.
    Иными словами, в данном случае – при обсуждении познания и обстоятельств мышления – речь идет о всестороннем физиологическом обеспечении мозга и его деятельности, включающем и медицинские наблюдения, и медикаментозное обеспечение (по содержанию, конечно же, на основе известных медицинских принципов и в соответствии с предписанием врачей), и сбалансированное питание, причем с учетом того, что  мозг является наиболее сложным и энергопотребляющим органом человека. Речь идет фактически о соответствующих обеспечении, поддержании и стимулировании деятельности мозга различными способами: речь идет о том, что необходимо осуществлять мероприятия, содействующие эффективному физиологическому обеспечению мозга, что является еще одним обстоятельством организации, реализации и обеспечения мыслительной деятельности. Конечно же, кроме этого важны и иные меры, например,  антистрессовые мероприятия в широком смысле.

Интересно, что в России на государственном уровне медицинскому обеспечению тренировок и соревнований спортсменов уделяется колоссальное значение: это и тренировочные базы, и научно-исследовательские институты и т. д. А вот относительно обеспечения умственной деятельности российских ученых, в первую очередь диетологического и медицинского, речь на государственном уровне почему-то не идет – соответствующие задачи не решены и даже не обозначены, хотя, по крайней мере, по нашему мнению, понятно, что наука не менее важна для страны, чем спорт...

В современной диалектике вопросы всестороннего обеспечения деятельности мозга интенсивно изучаются. Иными словами, в современных диалектических исследованиях колоссальное внимание уделяется не только общеизвестным позициям обеспечения познания и проведения исследований, например таким, как логика и методология, но и изучению и обеспечению непосредственно самой соответствующей физиологической человеческой деятельности – работе мозга. Эта тема – весьма обширна, поэтому в данной статье остановимся лишь на ряде положений (остальные при желании можно будет обсудить в дискуссиях).

Вопросы питания, а также медикаментозного обеспечения диалектического познания в Современной диалектической философии изучает созданная не так давно соответствующая новодиалектическая наука – диалектическая диетология. Ее выводы и рекомендации основываются на научно-медицинских показаниях (иными словами, не делается ничего вне медицинских рекомендаций), но вот их приложение (реализация) осуществляется с учетом ряда аспектов как тысячелетней диалектической практики, так и новодиалектических исследований (иными словами, выделена особая сфера применения медицинских показаний); отдельно отметим, что в данном рассуждении имманентно содержится (применяется) один из фундаментальных диалектических принципов, известный еще со времен Платона, который общеизвестен и поэтому нет смысла тратить время на его обсуждение.

Медицинские методологии обследования и составления диет были изучены (от традиционных средств до методики работы ряда медицинских организаций) на основе методов социологии и ряда диалектических аналитических методов и в целом оценены как
а) неэффективные диеты – попросту не приносящие результатов; они характерны даже для некоторых специализированных медицинских организаций;
б) негативные диеты, скорее даже байки (например, «фруктовые диеты», голодание, вегетарианство…), – они, по отзывам подавляющего большинства медиков, не только не эффективны, но и нередко даже опасны; они характерны для нелицензированной деятельности, Интернет-рецептов, расхожих публичных представлений и т.п.;
в) позитивные диеты, которые характеризуются многочисленными анализами и исследованиями организма человека, постепенностью реализации предписываемых мер и др.; они встречаются, как не странно, довольно редко.
    Но и позитивные диеты решают лишь узкие задачи медицинского характера, однако не рассматривают вопросы обеспечения мозга в смысле реализации мышления, познания и проведения исследований, т.е. обеспечения деятельности мозга в соответствующем обсуждаемом ракурсе, что связано с отсутствием в науках представлений о мышлении и об осуществлении познания, не говоря уже о процессах мышления и их отношении к мозгу (можно сказать – о вопросах взаимодействия мозга и мышления).

И сразу же ответим на обычно всех наиболее волнующий вопрос: похудание как таковое в обсуждаемом случае не акцентируется, хотя оно
 а) очевидно в смысле питания, которое, не являясь излишним, что вредно, должно полностью удовлетворять потребности организма, в данном случае – в первую очередь полностью обеспечивать и затем способствовать интенсификации деятельности мозга,
 б) в случае здорового или выздоравливающего организма может быть, конечно же, при соблюдении медицинских требований, достигнуто фактически через оптимизацию работы мозга, от которого, как известно, в организме зависит все.

Для решения обозначенных выше вопросов, или что касается базовых аспектов физиологического обеспечения мыслительной деятельности, в настоящей статье акцентируем следующие позиции.
    Во-первых, как уже отмечалось, выводы и рекомендации диалектической диетологии основываются сугубо на медицинских показаниях, а вот их приложение (реализация) осуществляется с учетом ряда аспектов диалектической практики: медицина предоставляет существо, содержание мероприятий, а диалектика привносит надлежащую форму, придает сухим медицинским физиологическим показаниям духовные формы.
    Во-вторых, диалектическая диетология имеет ряд правил, касающихся обязательности анализов, медицинских осмотров и консультаций, профилактики болезней и т.д.
    В-третьих, неизбежно обеспечение организма в целом и мозга в частности нужными элементами, витаминами и препаратами (в последнем случае речь идет не о медикаментозном стимулировании мозга, а об обеспечении функционирования всех органов, в т.ч. и мозга, для чего порой приходится прибегать, конечно же, по указанию врачей, к различным медикаментам, восполняющим не вырабатываемые или недостаточно вырабатываемые организмом вещества). При этом отдельно отметим, что вегетарианство и голодовки, согласно мнению подавляющего числа врачей, плохо влияют и на организм в целом и на умственную деятельность в частности.

Следует, наверное, отдельным образом еще раз подчеркнуть, что речь не идет о препаратах, которые, как пишется в инструкциях, способствуют обучению, улучшают умственную деятельность и память (например, ноотропные препараты), т.е. действие которых направлено на высшие функции мозга и т.п. Речь идет о специфическом здоровом питании, позитивном для всего организма, в том числе и для мозга в силу обеспечения его биохимическими материалами (витаминами…), необходимыми для его активной деятельности/ А если уж и говорить о медикаментах, то только в смысле поддержания биохимического баланса организма согласно эндокринологическим установкам (хотя в этом вопросе есть, конечно же, некоторая специфика).

Таким образом, при стимулировании работы мозга решаются не только задачи обеспечения
 а) мышления и творчества,
 б) контроля здоровья,
 в) профилактики заболеваний,
но и имеются и другие, думается важные для всех людей стороны, например, психологический эффект, важный и сам и по себе:
– существенное уменьшение стрессов,
– уверенность, что важно и для жизни и для работы,
– спокойствие (за организм и самого организма) – подсознательный психологический эффект.
    В свете указанных положений следует добавить, что диалектическая диетология тесно связана с другими новодиалектическими науками, например, с диалектической психологией.

В заключение статьи хотелось бы сказать о том, что совершенно не понятно, будут ли государство и учебно-научные организации беспокоиться по поводу здоровья и работы научных сотрудников, причем в частности в смысле как непосредственной деятельности мозга, так и отдельных режимов его работы, а вот для отдельных людей (не обязательно ученых) обсужденные выше вопросы, быть может, будут интересны, например, для творческих личностей, бизнесменов и для управленцев (политиков, госслужащих…), причем в смысле не только даже диеты и здоровья, что важно и само по себе, но и снятия перегрузок, неминуемых в процессе их деятельности, особенно стрессов, самих стрессов и даже недопущения ментальных и даже ряда физиологических последствий от них.
    И все же есть надежды на то, что наше рассуждение о том, что необходимо уделить внимание соответствующему обеспечению деятельности ученых, наверное, найдет понимание у чиновников: на наш взгляд, работу ученых необходимо обеспечить по самому высшему разряду в плане их умственной деятельности, ибо, по нашему мнению, она сейчас особенно важна для России...


Продолжение: «Различение мышления, его значения и др.».

См. «ИССЛЕДОВАНИЕ: диета, мышление и коронавирус».

 

   


Облачная зона по этой теме закрыта до новых дискуссий.