Обстоятельства мышления – 7
(Седьмое обстоятельство организации, реализации и обеспечения мыслительной деятельности
– вопросы психологии в диалектическом ракурсе).
- 17.11.19 г.
- 9772225665000 19030


То, что умственная деятельность связана с психикой ни у кого в целом сомнений не вызывает, и при этом понятно, что вопросы обеспечения и интенсификации мышления связаны с разнообразными психологическими состояниями человека, причем отдельным образом следует учитывать умственное напряжение, эмоциональные состояния и стрессы, которые к тому же следует связывать как с внутренними эффектами, так и с внешними воздействиями, при этом учитывая и физиологические и информационные процессы. Иными словами, рассмотрение мышления и его интенсификации со стороны психологических феноменов является довольно-таки сложным и многомерным, причем очевидно связанным с вопросами физиологии, диетологии, медицинского контроля и т.д. Но этим сейчас мы хотели лишь подчеркнуть сложность и многоплановость седьмого обстоятельства организации, реализации и обеспечения мыслительной деятельности – вопросов ее психологического обеспечения (вопросы психологии в диалектическом ракурсе).
    Но имеются еще и иные стороны.
    В данной статье акцентируем лишь философическую сторону, которая также многогранна, но не рассматривается достойным образом в психологии. При этом укажем пока лишь два ее аспекта, причем взятых для упрощения темы односторонне – с позиций фундаментальных философий, хотя, конечно же, даже и таким образом рассматриваемые вопросы остаются весьма значимыми, что еще более подчеркивает объемность предложенной темы (об иных ее сторонах и ракурсах можно будет поговорить в дискуссиях).
     Как известно, И. Кант предложил идею о том, что вырабатываемое человеком знание, в первую очередь об окружающем мире не является пассивным отражением, отпечатком, образом, который потом некоторым образом мыслится, а создается в некотором процессе, в процессе познания, который сложен и который у Канта характеризуется рядом аспектов, в том числе творчеством, для которого в свою очередь (тут опять же отметим неизбежное сужение темы при ее объяснении) играет большую роль производящая сила воображения, априорные возможности рассудка и т.д. При этом речь идет не только об ощущениях и мышлении, но и о ряде других качественно иных процессах и состояниях, о таких, как воображение или категории рассудка. Иными словами, затрагиваются не только когнитивные аспекты, но и именно психологические аспекты и даже аспекты нейронаук. И рассмотрение, с одной стороны, переходит к вполне материальным, физиологическим, неврологическим и т.д. вопросам (о некоторых из которых уже было сказано на сайте, см., напр.: «Обстоятельства мышления - 4»), но, с другой стороны, обращается вновь к метафизическим сторонам дела, которые осмыслять можно только на основе философии, точнее – диалектики, ибо современная философия после постмодернистского кризиса и даже деградации в отдельных странах глубинными вопросами человеческого существа не занимается, не может заниматься, в том числе в силу пагубного влияния современного ограничивающего позитивизма. При этом для наук проблемными остаются многие положения, которые не позволяют раскрыть психологический аспект мышления: тут и неопределенность самого мышления для материалистичных наук, тут и неопределенность психики для них же, тут и взаимосвязь этих состояний с мозгом, феномен которого в науках практически не изучен, и т.д.
     Другим, неизбежным аспектом философической стороны дела оказывается выяснение обстоятельств и процессов, сопутствующих мышлению и познанию, причем в сугубо метафизическом смысле. Эти вопросы, начиная с развития представлений Канта, представлены в философии Гегеля, но упорно игнорируются науками, поэтому даже не понятно, стоит ли их обсуждать (это можно будет установить в дискуссиях). Однако об одном точно следует сказать: необходимо рассматривать всеобщие и существенные черты человеческой природы, т.е. принципиально поменять подход к рассмотрению (психических) состояний человека и мышления, а также связанных с ним феноменов, в том числе психологических. Но в этом случае придется признать в обозначенном смысле второстепенными частные и случайные черты отдельных эмоций, влечений и т.д., которые изучаются и фактически абсолютизируются в обычной психологии, т.е. нужно фактически отойти от традиционных принципов, вариантов и т.п., имеющихся в современной психологии, которая к тому же расчленена на несовместимые парадигмы, что в целом известно (например, когнитивная психология и психоанализ), см., напр.: «Несовершенство психологии». И это послужило посылкой к созданию в Современной диалектической философии принципиально нового аппарата изучения ментальных состояний и процессов, присущих человеку – диалектической психологии.
    Таким вот образом осмысление организации, реализации и обеспечения мыслительной деятельности привело к пониманию неизбежности изучения, учета и своего рода использования  психологических аспектов, но это потребовало создание принципиально новой науки – диалектической психологии, поскольку обыкновенная психология занимается слишком уж поверхностными и обыденными вопросами, тем более, что она обобщает полученные ею результаты на каждого человека, лишь формально признавая индивидуальность. В отличие от обычной психологии, подгоняющей человека под ее стандартизуемые знания, в диалектической психологии каждый человек считается уникальным, не подгоняемым ни под какие рамки или научные догмы, – свободным, но это учесть можно только на диалектической основе, только в диалектической психологии.

 

 


Облачная зона для комментариев, добавлений и частных тематических дискуссий – М040 (открыта).
Облачная зона для комментариев, добавлений и частных тематических дискуссий – М041 (открыта).
Облачная зона для комментариев, добавлений и частных тематических дискуссий – М042 (формируется).