Собственные категории диалектики.
- 30.01.09 г.  -


Диалектическая философия обладает рядом собственных категорий, которые являются раскрытием ее положений для себя. Эти категории вне диалектической философии всегда раскрываются в мере не большей той, которая была установлена Гегелем*.

Например, мышление и сознание в диалектической философии имеют значения соответственно их позиционированию в мире, - объективные значения, которые только в науках «приводятся» к человеческому мышлению и человеческому сознанию (только такие термины корректны в диалектической философии, если говорится о соответствующих возможностях человека, другое дело, что у Гегеля многие объективные категории имели ряд значений). Например, в этом смысле (именно) мышление (и сознание) объективно, само и существовало до появления человека и в определенной мере обусловило его соответствующие способности.

Надо также отметить, что многие объективные положения и категории, например диалектическая логика, противоречие и отрицание, не могут быть описаны в формате рассудочного понятия, наук. А для задействования понятий (мира) и их определений в диалектической философии суть иные инструменты.
Так что вопрос еще и в различии возможностей и уровней знаний диалектической философии и наук.

В смысле определений такого рода категорий мы предпочитаем следовать нашим выработанным схемам, т.е. не собираемся бежать впереди паровоза, приводить определения, чтобы потом опять слышать про то, что надо разъяснить еще что-то. Т.е. все они будут раскрыты в соответствующей мере, согласно политике актуализации Новейшей философии, о которой было заявлено на сайте с самого начала.

Обозначим некоторые из собственных категорий диалектики.

1. Отрицание.
   
Отрицание, конечно же, есть никак не операция с суждениями, не логический акт, противоположный утверждению, и не результат, получающийся в силу возникновения взаимоисключающих частей.
    Интересно высказывался Энгельс о том, что «отрицание есть такое "нет", которое одновременно содержит в себе "да"». 
    Конечно же, на самой низшей ступени логик можно говорить о получении суждения, противоположного некоторому исходному, или можно рассматривать получение взаимоисключающих частей, ибо даже в силу ряда редукций что-то от отрицания на низших уровнях «всегда останется». Но отрицание - это другое, причем не только бинарное и не только определяемое на множестве двух элементов.
    При этом проблема «долженствование операнда - операция» в отношении отрицания имеет, пожалуй, свое самое яркое воплощение.

2. Сознание.
В современных представлениях сознание определяется и как внутренний мир духовных феноменов человека, которые не воспринимаются органами чувств, и как человеческая способность идеального воспроизведения окружающей реальности в мышлении, как высшая форма ее психического отражения. Происхождение сознания связано, считается, с развитием человечества. Таким образом, сознание рассматривается как психофизиологическая способность человеческого организма. Но, тем самым, говорится о человеческом сознании, обозначаемом в диалектической философии именно этим термином, а не о сознании.
    В силу невозможности идентификации самого сознания в науках, серьезно ограниченных материализмом, неразрешимыми остаются вопросы о причинах движения и деятельности человеческого сознания, о природе и механизмах ассоциирования и перехода образов в нем, образования новых, о возможностях предсказывания (событий) и многие другие.
    Диалектическая философия утверждает объективную природу сознания, его существование вне и до человеческого сознания. Поэтому в диалектической философии сознание в своем психофизиологическом образе, как эволюционно последнем, - человеческое сознание - рассматривается после вопросов образования Мира, бытия и материи.

3. Метод.
     К. Маркс написал: «…Я с большим удовольствием изложил бы на двух или трех печатных листах в доступной здравому человеческому рассудку форме то рациональное, что есть в методе (Методе. – ПРИМ.), который Гегель открыл, но в то же время и мистифицировал**» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. Т. 29. С. 212].
    Однако по каким-то причинам и Гегель не раскрыл свой метод, и К. Маркс так и не осуществил изложения того рационального, что есть в методе Гегеля, т.е. хоть чего-нибудь определенного из этого метода, и, главное, того трансцендентного, что определяет этот метод.

4. Фигуры абстрактного определения.
    В целом известны четыре из шести фигур объективного определения, которые, как фигуры умозаключений, известны из философии Гегеля (Е-О-В, О-Е-В, Е-В-О, В-В-В), но как всеобщие схемы определенного умозаключения, т.е. не всеобщего умозаключения и не обогащенного в своей содержательности умозаключения. 
    Вторая и третья фигуры имеют указанные Гегелем обращенные формулы (В-Е-О и О-В-Е).
    Обращение первой фигуры осуществлено в
современной диалектической философии. 
    Еще две фигуры объективного определения, как определенные схемы всеобщего объективного определения, известны из Воспроизведения
    А вот фигуры абстрактного определения строятся в сфере вне-бытия-определений и известны только в современной диалектической философии.

5. Противоречие.

6. Опосредствование.

7. Диалектическая логика.

8. Безотносительное особенное логик [феномен позиционирования вообще логики].

9. Шесть первых категорий миросоздания.
 

[Добавления следуют]


* См. также «Диалектика научно не познаваема» и «Трудность восприятия диалектической философии»
** Мистификация – намеренное введение кого-л. в заблуждение.
*** См. также «Трудность восприятия диалектической философии 2».

Примечание: собственные категории диалектики отличны от категорий диалектики, как теории познания.



См. «Методы диалектической философии» и «Воспроизведение Философии Гегеля»,
«Обыденная философия», «Идеализм» и «Обычные науки».