Теория предмета логики.
- 06.12.09 г. -

Теория предмета логики – направление исследований, образованное в современной диалектической философии в связи со многими нерешенными вопросами и недавно обозначившимися проблемами в сфере современной логики, эклектикой ее различных направлений и применений.
    Обычно ученые подчеркивают, что логика развивается в соответствии с изменениями практических реалий и научного мышления и обуславливает развитие логического знания как в давно освоенных, известных областях, так и новых областях. При этом, однако, указываются аспекты развития и применения логического знания только в тех плоскостях, которые сами по себе не являются концептуально новыми, а всего лишь демонстрируют выполнение логикой своих давно известных функций и ее связь с практикой. А имеющие место ее развития диктуются решением проблем самой логики или других наук или приспособлением логики под нужны конкретного познания или практики, что, конечно же, немаловажно, но не может дать интенсивного развития. Поэтому, как известно специалистам, имеется, по сути, лишь экстенсивное развитие логики, хотя это не исключает успехов ее теоретического развития и практических применений. А вот как саморазвития общеизвестной логики, так и качественно существенного ее развития после Аристотеля в науках как не было, так и нет*.
    С другой стороны, для диалектической философиив целях вскрытия фундаментальных аспектов логического познания и для решения ее современных задач необходимо было осуществить возврат к истинно логическим основам, парадигмам и понятиям, что предполагало, в первую очередь, очищение логического знания от математических и научных наслоений и тех или иных практико-специализированных изысков. Но в современной диалектической философии, еще раз надо повторить, ставилась задача обращения к истинно логическим основам, парадигмам и понятиям для формирования глобальных представлений о вообще логике и, в конечном счете, о системе логики (в диалектической философии), что было необходимо для решения ее современных диалектико-философских задач.
    Таким образом, теория предмета логики призвана не столько для непосредственного решения тех или иных научных вопросов и проблем в рамках направлений логики, для расширения и обогащения аппарата логического познания, для создания новых разделов логики, для осознания ее гносеологии и т.п.**, сколько для изучения существа логического познания в его взаимосвязи с реальной картиной мира, в том числе для исследования позиционирования, структуры и текущего состояния логического познания, его перспектив и влияния на науки, образование и научно-техническое развитие в обществе***.

Надо отметить, что, теория предмета логики не включает проблему сведения воедино всех логик (направлений общепринятой логики), создание некой общей теории общепринятой логики и т.п., тем более, понимания на их основе человеческого мышления, его природы и факторов движения (эти вопросы исследуются в диалектической гносеологии).

Для теории предмета логики принципиальным оказалось выделение положений, показывающих возможность и направление развития и интенсификации вообще логики и ее составляющих, а также их роль в общественном развитии:
- был осмыслен фактор саморазвития, самодвижения вообще логики и ее составляющих. Факт развития вообще логики и ее составляющих оказывается диалектически обоснованным. Это во всеобщей гносеологии привело к актуализации принципиально новых разделов вообще логики в рамках ее эволюционного и трансцендентальных развитий и обобщений на новых уровнях, неприсущих и неизвестных общеизвестной логике. Понимание фактора саморазвития вообще логики открыло принципиально новые возможности не только для реконструирования ее и ее составляющих, для создания ее новых направлений, для стратегического планирования ее развития и применения и т.д., но и для перехода развитого логического познания (здесь: речь идет не про диалектическое познание) в сверхчувственные сферы (например, на основе инструментов высшей логики), для реализации трансцендентных проектов познания и т.д. (это осуществляется в современной диалектической философии),
- были идентифицированы понятия аристотелевской логики, общеизвестной логики во всем ее многообразии, мыслительной логики, гегелевской логики (здесь: не диалектическая логика) и вообще логики,
- была установлена структура вообще логики и логического познания,
- было произведено позиционирование направлений как общеизвестной логики во всем ее многообразии, но уже с учетом формирования ее обобщения – мыслительной логики, так и вообще логики в рамках современной диалектической философии, что позволило не только развивать логическое познание и делать выводы, касающиеся научных сфер и перспектив познания, но и делать прогнозы социального порядка, например, об опережающих формах развития познания,
- были идентифицированы гносеологические базы исследований, которые являются открытием и одним из основных предметов теории предмета логики,
- было осуществлено позиционирование уровней вообще логики и ее составляющих, хорошо согласующихся с известными теоретическими обобщениями и, главное, достижениями философии Гегеля, в первую очередь, науки логики. Позиционирование уровней вообще логики и ее составляющих во всем ее многообразии оказывается важным для прогнозирования развития познания и наук и, кроме того, имеет большое праксиологическое значение,
- существенным оказалось рассмотрение вообще логии, ее составляющих и их развития не только с общеизвестных позиций, связанных, например, с практикой. В частности, факт развития вообще логики и ее составляющих оказывается социально обоснованным. Выявленные положения позволили осмысливать не только текущее состояние вообще логики и ее составляющих, варианты их развития, но и их стратегические аспекты и приложения, а также некоторым образом проектировать развитие вообще логики, ее составляющих и их применения (в том числе в научном познании и в хозяйственном комплексе и экономике конкретной страны),
- вообще логика и ее составляющие, наконец-то, оказались обобщенными на формы познавательной мыслительной деятельности людей
и др.

Понимание значения и функций вообще логики и ее составляющих было значительно расширено.   
    В этом смысле можно выделить хотя бы следующие моменты.
    Во-первых, в Новейшей философии было выявлено влияние развития вообще логики и ее составляющих на состояние сфер хозяйственного комплекса и экономики конкретной страны. Например, именно на основе исследования логического познания можно проводить анализ того, почему в СССР могли запустить и приземлить «Буран» в полностью автоматическим режиме, а вот элементная база советской электроники существенно отставала от американской (вопрос, понятно, совсем не в «мозгах», «станках» и «технологиях» - проект «Буран» был же осуществлен, а совершенно в другом, что важно и на современном этапе развития ряда государств).
    Во-вторых, развитие вообще логики и ее составляющих оказалось непосредственно связанным с реализацией обозначенной в современной диалектической философии новой системы познания и образования, включающей осмысление как новых форм и инструментов познания, так и новых форм образования.
    В-третьих, в своих трансцендентных исследованиях теория предмета логики выявила возможность осуществления взаимодействия логического познания со знаниями теофилософии - с конкретными практическими современными диалектическими теологическими положениями (например, концепт Нового неба).

Теория предмета логики призвана исследовать, в первую очередь, следующие вопросы:
- история логики, эволюция вообще логики и представлений о ней, этапы ее развития и т.п.,
- существо, структура и внутренние альтернативы вообще логики и ее составляющих и их отношения с природными и трансцендентными аспектами,
- существо вообще логики в ее наличии и в гносеологической ипостаси,
- сверхчувственные и трансцендентальные аспекты вообще логики и ее составляющих, процессы их формализации,
- аспекты и факторы развития вообще логики и ее составляющих,
- поле общепринятой современной логики, ее эклектика, проблемы развития, новые направления и система,
- дополнение и развитие современной общепринятой логики с учетом моментов диалектического познания (мыслительная логика),
- идентификация вообще логики,  в т.ч. аристотелевской логики, современной общепринятой логики, мыслительной логики, гегелевской логики,
- действенные состояния и направления вообще логики,
- логический комплекс, его существо, эволюционные трансформации и применение,
- роль вообще логики и ее составляющих в общественном развитии,
- развитие вообще логики и ее составляющих, в том числе  современной общепринятой логики, и влияние их действенного состояния на функционирование и перспективы наук, систему образования, научно-техническое развитие в обществе, возможность и уровень решения тех или иных научных задач и вопросов сфер хозяйственного комплекса и экономики страны, например, развитие вычислительной техники в конкретной стране,
- перспективы развития вообще логики и ее составляющих в обществе, перспективы частных гносеологических и в целом научных вопросов и др., например, проблемы искусственного интеллекта,
- металогики,
- анализ возможностей стратегического планирования [в т.ч. сверхдолгосрочное планирование (50-100 лет) и столетнее планирование (до 1000 лет); тысячелетнее планирование уже не понадобится] и метастратегического планирования.

Одними из полученных результатов исследований предмета логики оказались, в частности, следующие:
- определение концепта обобщения общеизвестной логики во всем ее многообразии,
- решение вопросов методологического совершенствования общеизвестной логики,
- установление различий аристотелевской логики и современной логики от гегелевской логики,
- переопределение математической логики,
- обобщение общеизвестной логики во всем ее многообразии на вопросы и сферы, ранее в принципе не относимые к ней или не рассматриваемые в отношениях с ней,
- актуализация в рамках современной диалектической философии дедуктивной логики и онтологического логического направления (не путать с квантовой логикой и т.п.),
- обобщение логических форм познавательной деятельности людей,
- установление аспектов новологического комплекса, предназначенного для решения не только научных вопросов нового уровня, но и современных насущных общественных и модернизационных проблем,
- влияние развития вообще логики и ее составляющих на состояние сфер хозяйственного комплекса и экономики конкретной страны, в т.ч. на развитие вычислительной техники,
- исследование вопросов актуализации новых форм мышления и логического знания, в том числе в плане совершенствования системы образования, формирования программ опережающего развития конкретной страны и осуществления метастратегического планирования.***


А вот в целом, необходимо подчеркнуть, в современной диалектической философии практически уже всё подчиняется одному предметному исследованию, посвященному вечности и ее аспектам, так как из остальных вопросов подавляющее число людей уже все больше и больше интересуется только вожделеемой в капиталистическом обществе, по словам К.Маркса, наживой (богатство, власть, престиж…); однако кроме вечности всё остальное – изменчиво, временно, преходяще, может использоваться только функционально, поэтому диалектически не практично (за исключением факторов познания, но и они рано или поздно преодолеваются), следовательно, не представляет стратегического интереса****.



* В немецкой классической философии развитие представлений о логике как о науке о правильном мышлении осуществлялось с принципиально иных по отношению к ней и внешних к ней позиций (что не означает исключение использование ее арсенала).
** - что с концепцией «расширенной формальной логики» ничего общего не имеет.
*** Это не должно казаться удивительным, так как еще с 20-х гг. прошлого столетия в логике стали образовываться разделы, которые не были непосредственно связаны с математикой, и в сферу логического познания вовлекались элементы естественных и общественных наук; «первыми ласточками» были деонтическая логика и логика оценок.
**** Исследования  логической инструментализации познания вечности и ее аспектов были заложены в теории предмета логики.

См. «Образование и диалектика», «Концепт нового и современного образования»,
«Новологический комплекс: общие положения»,
«Капитализма диалектика и негативы по Гегелю»,
«Теофилософия»

[«Формальная логика расширенная», «Логик эволюция», «Логика как наука о рассуждениях и выводах человека», «Мыслительная логика», «Реальная логика», «Теория параметров исследований», «Познавательные инструменты», «Гносеологические базы исследований», «Уровни логик» и «Вечность»].