Основные исследования в 2010/11 гг.
(основные направления исследований проекта ДИАЛЕКТИКА и Академии диалектики и диалектической философии в сезоне 2010/11 гг.).
- 11.09.10 г. -
По вопросу о направлениях и темах исследований проекта ДИАЛЕКТИКА и Академии диалектики и диалектической философии в 2010-11 гг., следует сказать следующее*.
Как уже отмечалось на сайте, в 2010-11 гг. центральной темой будет диалектическая философия.
Однако кроме неё на сайте в 2010-11 гг. будут раскрываться и другие вопросы диалектического познания и исследований Академии диалектики и диалектической философии, а также определенные моменты реальной диалектики **.
Одним из важных направлений исследований, несомненно, будет логика, но не в ее традиционных классическом и неклассических смыслах, в которых она уже сникла, и о которых только недалекие люди могут талдычить избитые исторические и прописные учебные истины в своих книгах и дискуссиях, уже давно не несущих ничего нового. Нужно помнить, что еще Кант подверг логику резкой критике, а Гегель указал на то, что она со стороны своего содержания сделалась предметом презрения [Гегель Г.В.Ф. Соч. М.;Л. Т. 5. С. 30]. И даже материалист В.И.Ленин, человек, который в отличие от разных псевдонаучных говорунов, создал нечто грандиозное реальное - первое в мире социалистическое государство (!) - несмотря на англо-американские исследования середины XIX - начала XX вв. в области логики, указал, что она является … схоластической [Ленин В.И. ПСС. Т. 42. С. 288] Разговор, конечно же, не о математической логике и не о прикладной логике, а о логике, о которой и пойдет речь на сайте.
На Западе, правда, проводятся весьма эффективные исследования в сфере логики, но уже только вычислительного, прикладного и когнитивного порядков, которые, конечно же, значимы, но не фундаментальны. Естественно, в современной диалектической философии соответствующим вопросам логики, чтобы не отставать от западных исследований, будет уделяться достаточное внимание. Но вот то, что даже западные исследования, касающиеся логики, не фундаментальны, уже обеспечило современным диалектическим исследованиям солидное преимущество перед науками, которое продолжает увеличиваться.
При этом надо отдельно отметить, что в современной диалектической философии решена отдельная конкретная задача, касающаяся формирования глобальных представлений о вообще логике и, в конечном счете, о системе логики, что необходимо как для обеспечения теоретического решения задач диалектической философии и вообще современного познания, так и для создания новых мощных инструментов познания, которые должны не только учитывать различения логики, но и системно и предметно использовать ее возможности. Это, в свою очередь, ведет к переосмыслению вообще гносеологии и задач современного познания.
Диалектические исследования в области логики будут только усиливаться и интенсифицироваться, несмотря ни на какие затраты. Опережающее развитие логики не может не дать качественно новое знание и, соответственно, преимущество.
Итак, необходимо развитие логики, которое существенно не только по тем направлениям, в которых это происходит на Западе, но и в фундаментальных теоретических смыслах: в частности, необходимо создание новой логики. Особенно это важно для тех стран, в которых ученые уже довели логику до той критической отметки, когда о высоких технологиях уже можно говорить только с некоторой долей мечтательности.
Вообще ужасное состояние современной логики в некоторых странах не только существенно в смысле торможения развития высоких технологий, но и, главное, опасно тем, что оно явно негативным образом может отражаться на процессах социально-экономического развития какой-либо одной, отдельно взятой страны, например, на процессах модернизации в ней.
Вторым важным направлением является всеобщая гносеология.
Всеобщая гносеология - новейшая уникальная сфера диалектических исследований.
Всеобщая гносеология есть восстановленная из философии Гегеля и развитая диалектическая гносеология, позиционированная на основе реконструированной гегелевской системы науки и дополненная отраслями познания, науками Второй Энциклопедии философских наук и т.н. малыми гносеологиями.
Всеобщая гносеология обусловила создание системного комплекса методологии и знаний в области планирования и реализации диалектического познания. Аналогов этому комплексу нет.
С одной стороны, было осознано и систематизировано познание на основе раскрытия понятий с использованием трансцендентальных процедур, например, так и непонятого обычными науками тождества мышления и бытия.
Это позволило системно исследовать некоторые фундаментальные и базовые категории, в т.ч. до сих пор потаенные для наук «противоречие», «бесконечность» и «сознание».
При этом были идентифицированы вообще уровни познания.
Но, главное, было осмыслено чистое познание.
С другой стороны, удалось идентифицировать наблюдающий разум как разум, познающий Мир.
В частности, было установлено непосредственное соотношение диалектического мышления и рассудка, в силу которого диалектическое познание переходит в диалектическое постижение, и осуществляется, по меньшей мере, в двух реализациях, в т.ч. через тождество «субъект-объект».
И была окончательно утверждена исключительность познания современной диалектической философии.
Были выяснены и другие обстоятельства познания, которые в современной диалектической философии позволили проводить исследования на принципиально новых основах и на качественно новых и более высоких уровнях.
А обладая реальной теорией познания, можно говорить о производстве технологий и новаций в области познания, а также об их использовании, в т.ч. в части организации новейшего познания и для решения практических задач, например, об использовании диалектической новинки - логических построений - в информационных целях или в рекламе. Однако главными являются технологии производства знаний - технологии познания.
Диалектическое учение о человеке является третьим важным направлением. Оно оформилось как отдельная область познания, включающая не только принципиально новые направления исследований (например, объективный экзистенциализм), но и переосмысление традиционных наук, в первую очередь, психологии (в частности, была актуализирована диалектическая психология).
На основе сверхчувственного познания появились новые взгляды на человека, его появление и развитие, что значительно повлияло на осмысление ряда принципиально важных, совершенно различных, на первый взгляд, проблем - таких как человеческое мышление, зарождение человечества, предназначение человека, решение модернизационных задач и др.
А как только были получены представления о появлении человечества, познание истории обрело недостающее звено и стало цельным, что, в свою очередь, привело в диалектической философии к формированию полномасштабных представлений об истории цивилизации и, в конечном счете, поставило вопрос о переосмыслении истории, как в целом, так и одной, отдельно взятой станы.
Было доказано, что решение модернизационных задач в конкретной стране напрямую связано со знанием ее реальной истории, что значительно расширило понимание проблемы социально-экономического развития в различных перспективах.
Отдельно возник вопрос о том, а могут ли науки, имеющие искаженные исторические представления, решать задачу модернизационного развития?
Получение цельных представлений о многотысячелетней истории одного, отдельно взятого народа позволило понять конкретные национальные позиции, а также не только ответить на особые извечные вопросы, но и получить представления о возможностях и путях социально-экономического развития в конкретную эпоху.
Одним из главных в диалектической философии является осмысление Человека диалектического (Homo dialecticus), в частности, понимание использования знаний не для зарабатывания денег, а для нечто более важного.
В смысле социальных приоритетов важным является осмысление российской модернизации, что стало четвертым важным направлением. Для него ключевыми являются слова 16-го Послания Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному собранию РФ: «Настало время нам, то есть сегодняшним поколениям российского народа, сказать свое слово, поднять Россию на новую, более высокую ступень развития цивилизации». При этом в современной политической экономии, как уже указывалось, имеется понимание концепта новой, более высокой ступени развития общества, которая связывается не столько с построением более высокоразвитого капиталистического общества, сколько с реализацией новой теоретически обоснованной стадией (формой) общественно-экономического устройства – индустриальное социальное общество (ИСО).
ИСО является одним из важнейших политэкономических открытий, которое идентифицирует принципиально новый для наук (для политологии, экономической науки, социологии и проч.) вариант общественного развития.
Стоит отметить, что неожиданно обозначились и принципиально новые аспекты модернизации, ранее не прорабатывавшиеся ни в науках ни в Новейшей философии, например, проблема неполного и непоследовательного исполнения чиновниками указаний политического руководства страны и последствия этого для процессов модернизации и стратегического развития, как в текущем периоде, так и в долгосрочной перспективе.
Также в сезоне 2010/11 значительное внимание будут уделяться исследованиям, касающимся практических вопросов.
Будут рассматриваться как малые, тактические и индивидуальные вопросы (например, подготовка к кризису и мероприятия в его период по увеличению капитала или денежных средств), так и более глобальные темы.
Для современного диалектического познания немаловажным является обсуждение вопросов, касающихся реальной жизни.
По пожеланиям пользователей могут быть изложены и другие вопросы и моменты направлений современных диалектических исследований.
* Позже см. также следующие статьи: «Перспективные задачи сайта» и «Обобщения и положения».
** Реальная диалектика - конкретная сфера современного диалектического познания и исследований (информация о ней и часть ее внешнего содержания будет излагаться уже в этом полугодии).
См. «Необходимость новой системы познания и образования».