Объективный экзистенциализм.
- 31.01.10 г. -
Объективный экзистенциализм или неоэкзистенциализм – область познания Новейшей философии о духовной и познавательной сущности человека, о его духовном, мыслительном и информационном существовании и о его уникальности как существа, способного выбирать свою судьбу и не только в экзистенциальном плане, но и во всеобщем значении.
Объективный экзистенциализм является одним из центральных исследований диалектического учения о человеке.
Актуализация объективного экзистенциализма связана с развитием гегелевского учения о субъективном духе, а также с последовавшим диалектически цельным непротиворечивым определением экзистенции, отражающим не только ее (известные в целом) субъективные, но и, главное, ее (ранее неизвестные) объективные аспекты, что и определило новые рассуждения и выводы о человеке, его жизни и стремлениях и по поводу деятельности субъектов (последнее определило создание ряда профильных дисциплин, касающихся деятельности субъекта и ряда прикладных аспектов, например, субъектная психология Новейшей философии).
Таким образом, появление объективного экзистенциализма вызвано объективными причинами, и связано со снятием ряда субъективных и относительных представлений о человеке, которые бытуют в науках и, в первую очередь, в экзистенциализме, что в целом и обусловило название обсуждаемой области познания Новейшей философии.
Объективный экзистенциализм раскрывается, в первую очередь, в сверхчувственной, гносеологической, антропологической, социальной, психологической и эзотерической сферах. И хотя в объективном экзистенциализме имеются материалистические по своей сути представления о человеке, но все же, в основном, рассматриваются аспекты сверхчувственного в широком смысле существования человека, из которых следуют не только обычно экзистенционально рассматриваемые положения, а также тезис о необходимости достойного существования человека (который был принят в качестве одной из основ… в современной политической экономии), но и выводы о нематериальных уровнях и целях существования человека*.
Темы души и духа, предельно важные для диалектической философии, в объективном экзистенциализме обозначаются в общей диалектической целокупности и исследуются в соответствии с теологическими представлениями, но на диалектической основе**. В частности, определение собственной креативной потенциальной составляющей (возможности) духа человека дало возможность понять и выявить факторы, негативно влияющие на духовное существование человека, что совпало с Библейскими представлениями; это играет существенную роль в теории Афетизма и для диалектической эсхатологии.
Объективный экзистенциализм сохраняет посылку единства объекта и субъекта, но не через противоречивую экзистенцию, а через аспекты познания, которые в настоящее время в современной диалектической философии оказались проработанными в достаточной мере.
Объективный экзистенциализм есть понимание экзистенциализма в единстве и на объективной основе в силу цельного определения экзистенции, снятия ее внутреннего противоречия и исключения неоднозначности ее квалитативных аспектов. При этом впервые была поставлена и решена проблема квалитативности экзистенции. Указанное не противоречит пониманию неповторимости и уникальности человека, его мышления и переживаний, а, наоборот, на основе единого понятия экзистенции позволяет уточнить указанные и другие понятия и понимать их в единой новоэкзистенциальной системе, которая сама по себе становится категориальной основой новых построений. На основе системы экзистенциальных понятий в объективном экзистенциализме определяются иррациональные для наук понятия, например, души человека, которая, надо отметить, ранее часто отождествлялась с экзистенцией.
При этом духовные состояния и выбор своей судьбы понимаются в объективном экзистенциализме не казуальными и не только в зависимости от субъективных переживаний, а, как минимум, объективно определяемыми, формируемыми, предполагаемыми и осуществляемыми человеком, что определяет отдельные профильные диалектические исследования, в том числе касающиеся жизни человека и его целей в ней.
Указанные положения позволили значительно расширить предмет экзистенциальных исследований и решать ранее не присущие им задачи, например, выбор человеком предназначения своей жизни. Соответственно, появились новые направления экзистенциальных исследований и решаемые ими задачи, которые стали идентифицироваться по ряду параметров и учитывать всё имеющееся многообразие существовавших экзистенциональных представлений и их противоречий.
Значимыми задачами объективного экзистенциализма стал поиск личностных и социумных основ государственного строительства, развития общества, анализ социальных проблем и связанных с ними вопросов и личностных состояний, таких как свобода, неустойчивость жизни отдельного человека в тех или иных условиях, те или иные возникающие у него чувства, например, безысходности.
Особое внимание в объективном экзистенциализме уделяется проблемам субъекта, опыта и познания (не стоит забывать, что, по определению Гегеля, вопросами Божественного Промысла, природы и духа занимается диалектическая философия, так что многие религиозные и теологические вопросы были исключены из объективного экзистенциализма и стали предметом других областей познания Новейшей философии, например, теофилософии). Но при этом нет сосредоточения на субъекте познания и сведении явлений жизненного ряда к познанию, используются (сохраняются) конкретный опыт человеческого существования и принципы онтологической самостоятельности жизни человека в мире, ее явлений и непосредственного взаимодействия человека с природой и социумом. Объективный экзистенциализм сохраняет конкретного человека, понятия его эмоций и переживаний, его существования в реальной ситуации. Однако обосновывается неверность представлений о казуальности, наивности, беспомощности и т.п. существования человека в мире, об отдаленности человека от него и других людей и о какой-то исключительной жизни человека в себе, для себя и только здесь и теперь: значительно расширяется роль человека в своей жизни и в мире, его жизнь становится не только конечной и конкретной, но и всеобщей, связанной с мотивами вечного существования души, что позволяет осознанно подходить к проблемам существования и предназначения человека, а отсюда – к социальным вопросам и положениям, например, нравственности и морали, которые становятся не только онтологичными, но и целевыми для определенных осуществлений (проектов) жизни человека. И человек оказался освобожденным от многих довлеющих факторов прежнего экзистенциализма, прежде всего, от довлеющих критических ситуаций и интуиции, которые стали факторами объективных внешних условий или аспектами (гранями) состояний человека, которые, как оказалось, можно удовлетворительно описать на основе знаний диалектической философии и ряда наук, в первую очередь, психологии. Человек оказывается освобожденным от навязываемых прежним экзистенциализмом страхов, ощущений тревоги и подавленности. И человек может понимать себя и свое существование, цели своей жизни и ее предназначения, чем возвышается над своею прежне-экзистенциальной сущностью, над своим неосознанным состоянием, над человеком экзистенциональным.
Человек становится человеком диалектическим.
Человек как человек диалектический становится способным осознавать истинные ценности жизни и осознанно и целенаправленно стремиться к ним, формировать свою жизнь во всеобщем (а не материалистическом) ее понимании. Это оказалось принципиально важным не только для понимания себя и своей важности каждым человеком, но и для социальных исследований Новейшей философии и разработки варианта прогрессивного пути развития обществ.
Объективный экзистенциализм получил прикладное развитие в эгософии и в диалектической эсхатологии***.
Исследования объективного экзистенциализма связаны с социальными исследованиями Новейшей философии в областях социальной философии Новейшей философии и современной политической экономии.
Объективный экзистенциализм определяет ряд исследований Новейшей философии в области искусственного интеллекта.
Но самое главное то, что благодаря объективному экзистенциализму человек обычный становится человеком диалектическим и может понимать себя, свое существование, цели своей жизни и ее предназначения, а также создавать личную жизненную стратегию и реализовывать проект своей жизни.
* То, что это – потаенная для наук область, или отвергаемая ими область, так это только лишь увеличивает значение объективного экзистенциализма, говорит об его более полных знаниях, чем в науках. Но дело не в этом. Главное в том, что объективный экзистенциализм явно позиционирует наднаучные знания и, тем самым, закрытые самим себе науками темы и объемы знаний.
** В этих исследованиях нет ничего общего с диалектической теологией.
*** Диалектическая эсхатология предназначена, в основном, для осмысления в контексте посылки о завершении Мира (о конце света) в теологическом и нравственном аспектах смысла, цели и предназначения жизни человека, стратегии и тактики его поведения и осуществления им своих предназначения и действий, причем как индивида, так и как члена общества.
Добавление: понятно, что объективный экзистенциализм обладает рядом диалектических ноу-хау, в том числе обеспечиваемых и сохраняемых другими областями познания Новейшей философии, без которых невозможно разработать центральные новоэкзистенциальные положения и сделать ряд стратегических выводов, особенно касающихся аспектов эффективного социально-экономического развития и выработки личной жизненной стратегии конкретного человека.
См. «Диалектической философии предназначения»,
«Теофилософия», «Эзотеология», «Афетизм», «Диалектическая психология»,
«Социальная философия Новейшей философии» и «Современная политическая экономия»,
«Социальная целесообразность ИСО»
[«Экзистенциализм», «Экзистенция», «Экзистенции виды»,
«Диалектическая эсхаталогия», «Новое небо»,
«Энергетная медицина», «Субъектная психология», «Эгософия»].
Облачная зона по этой теме временно закрыта до новых дискуссий.