Модернизация и новая гносеология.
- 13.11.11 г. -
А. Общим положением как осмысления, так и осуществления модернизационного проектирования является утверждение о необходимости использования современных знаний.
Это положение усиливается и приобретает актуальное значение при понимании того, что существующие общественные науки уже не могут обеспечить осмысление действительности и решение современных задач, они уже ничего актуального не могут предложить ни правительству. ни бизнесу: они слабы, и в них развиваются негативы.
Но главная проблема наук и общеизвестных теорий модернизации и взглядов на нее, как уже отмечалось, все же в том, что в них нет и не может быть понимания существа модернизации , и, соответственно, в них нет единых адекватных представлений о ней, тем более, в ее современной ипостаси.
При этом также понятно, что разговоры о социально-экономическом развитии или о модернизационном развитии малоэффективны, по меньшей мере,
а) без актуального теоретического обоснования,
б) без наличия соответствующей современной теории,
в) без понятной обществу программы действий.
Однако в общественных науках нет знаний для того, чтобы реализовать даже эти три пункта.
Но и создание и применение новых познавательных инструментов и знаний невозможно без переосмысления самого существующего познания.
И то, что современное познание следует переосмыслить и модифицировать, было понято и озвучено только в современной диалектической философии (наукам не выгодно под собою сук пилить), более того, в ней это было осуществлено и теперь широкомасштабно используется, в т.ч. для увеличения отрыва от наук.
Если ранее этот тезис был актуальным, то теперь он является значимым.
Поэтому, в частности, в Новейшей философии модернизационное проектирование осуществляется на базе новой гносеологии, а не на основе слабых и всё более отстающих научных представлений, тем более, устаревших западных ангажированных взглядов и последовавших из них мнений о модернизации.
В целом для развития диалектического познания и для нужд модернизационного проектирования потребовалось реконструировать всю сферу общественных наук, что, с одной стороны, было осмыслено, как отдельная важная задача, и, с другой стороны, было органично развитию ряда наук Новейшей философии (например, социальной философии Новейшей философии), поэтому и было сделано.
Иными словами, учитывая
а) устаревание и слабосилие общественных наук и их развивающиеся негативы,
б) необходимость создания нового основания познания для решения современных задач социальной сферы, в т.ч. управленческой и экономической сфер,
в) необходимость развития вообще познания социальной сферы,
в Новейшей философии была решена кардинальная задача: была реконструирована отдельная сфера познания - новое познание общественных наук - которое не только является современным, но и кардинально отличается от научного. При этом в начале XXI в. это отличие было дополнительно акцентировано разделением и противопоставлением диалектической философии и наук.
Кстати, в целом познание современной диалектической философии развивается, не только создавая нужные инструменты познания, но и определяя уже непосредственно для себя различение и развитие современных видов познания: общественного, естественного и сверхчувственного - которых в науках нет и быть не может.
При этом одним из главных положений познания на основе новой гносеологии является логика, в первую очередь, современное развитие гегелевской логики, имеющей онтологические аспекты, так нужные для понимания окружающей действительности, и позволяющей выйти за пределы раскритикованной великим философом обыкновенной логики.
Именно отход от заформализованной общепринятой логики и развитие вообще логики обеспечили в Новейшей философии получение возможностей для решения ряда насущных задач, в первую очередь, позволили создать диалектическую теорию модернизации и установить элементы конкретной программы модернизации. (При этом, что не менее важно, вся мощь модернизационных теоретизаций была приспособлена и к решению индивидуальных задач.)
Примечание.
В частности, присущие советской действительности логика, все еще существующая в теперешних науках, и соответствующее ей в обществе мышление уже устарели и не отвечают современным вызовам.
Многие события и, тем более, социальные трагедии, например, случавшиеся на транспорте, указывают на то, что кроме оргтехнических вопросов имеется еще одна составляющая, на которую уже обращено внимание: это системная составляющая, в т.ч. административные и технические недочеты госструктур и их подразделений по контролю, обеспечению и т.д. конкретных видов деятельности, о чем много говорилось. И именно в этих недочетах особенно отчетливо проявляются а) неэффективность устаревших форм контроля и управления в современных условиях и б) главное, несовершенство их применения, что и составляет их слабость, а то и недееспособность в современных условиях. Это всё непосредственно демонстрирует как слабость (неадекватность) имеющейся ЛОГИКИ, присущей имеющимся системам и способам организации ряда видов деятельности, так и несоответствие существующего устаревшего МЫШЛЕНИЯ актуальным и возможным современным ситуациям и реализациям мер реагирования на них.
В сфере нового познания общественных наук, во-первых, развивается логика, и создаются новые логики.
При этом тезис о необходимости создания новой логики связывается с формированием, становлением и развитием нового мышления: если не изменить общественное мышление как отношение к бытию, причем именно тут особую роль играет логика, то решить многие системные проблемы и общие вопросы современного общественного развития будет нельзя
Во-вторых, актуализируется новая методология исследований и решения вопросов. При этом следует отдельно отметить, что новое познание общественных наук не исключает, а подразумевает включение элементов и методов естественного и сверхчувственного познания современной диалектической философии.
В-третьих, образуются и реализуются новые области познания и теории современной диалектической философии и Новейшей философии, в т.ч.:
а) социальная философия Новейшей философии,
б) современная экономическая философия,
в) современная политическая экономия,
г) глобальная аналитика
и др.
В-четвертых, в Новейшей философии проводится ряд принципиально новых исследований, например,
а) ряд прикладных исследований, в т.ч. не имеющая аналогов экономическая психология,
б) новейшие целевые социальные исследования, такие как проект «СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», предполагающий создание принципиально нового научно-образовательного центра - Нового государственного университета,
и др.
Иными словами, в современной диалектической философии реконструируются теоретически мощные и практически значимые и применимые общественные науки, без которых развитие общества осмыслить и планировать невозможно.
В целом же на основе всеобщей гносеологии было создано новое познание общественных наук как особая сфера познания.
Новая методология исследований и современные знания обеспечивают решение конкретных модернизационных задач, вопросов и т.п. не только обычным, всем привычным аналитическим образом, но и, главным образом, на указанном Гегелем и развитом в современной диалектической философии конструирующем самого себя пути диалектического познания и в развертывании определений разума (см. «Современной диалектической философии путь познания»).
Использование ресурсов нового познания общественных наук обусловливает реконструкцию модернизационного теоретизирования и его преимущества. В частности,
а) обозначено полагание модернизационного теоретизирования,
б) разрабатывается эксклюзивная диалектическая теория модернизации,
в) созданы основы не имеющего аналогов теоретико-модернизационного комплекса,
о которых подробнее будет сказано в ближайших статьях сайта.
В целом модернизационное проектирование осуществляется на основе взаимодействия современной политической экономии и социальной философии Новейшей философии с учетом возможностей новых логик и использования методов и технологий познания современной диалектической философии, что определяет позиционирование его посылок и системность решения его задач.
Одной из важнейших целей диалектических исследований является создание инструмента для формирования программы модернизации, по своему существу и в целом качественно отличной от социально-экономических планов и, тем более, от просто часто выдаваемых за них лозунгов и призывов.
Актуализация диалектических исследований в области модернизации, основанных на новом познании общественных наук, позволила не только установить аспекты конкретной модернизации, но и обозначить ряд принципиально важных мер, из которых укажем три, непосредственно связанные с темой настоящей статьи.
Во-первых, прорабатываются положения актуализации новой системы образования.
Полагание аспектов нового познания в системе вопросов модернизационного проектирования обозначает отдельную важную тему модернизационного теоретизирования, касающуюся нового современного образования*. В свою очередь, ее понимание приводит, в частности, к обозначению неизбежности кардинальной трансформации старой (существующей) системы образования и, соответственно, создания новой системы образования.
Построение новой научно-образовательной системы - это, пожалуй, одна из важнейших и наиболее актуальных общественных задач, которая решается в процессе модернизации, чего ранее нигде никогда даже и не предлагалось в науках, так как не могло быть осмыслено в них.
Во-вторых, для решения задач по совершенствованию и развитию образования (что предельно важно для развития диалектического познания, в т.ч. для нового познания общественных наук, - а вот нужно ли это чиновникам или нет, это их дело) в рамках диалектической теории модернизации был актуализирован (как один из элементов проектирования российской модернизации) тезис о необходимости осуществления отдельного национального проекта, в рамках которого должны быть осуществлены, в первую очередь,
а) актуализация специализированной логики, отвечающей современным требованиям,
б) формирование адекватного реалиям мышления (в т.ч. у чиновников),
в) создание новой теории познания, т.к. окружающий мир и его социальную действительность уже нельзя познать на основе устаревших общественных наук,
г) создание университетов принципиально нового типа, на базе которых можно будет прорабатывать современные проблемы и решать современные задачи, а не просто так и не известно зачем учить студентов.
В-третьих, проработана идея создания соответствующего нового звена исполнительной власти (но это уже отдельное положение модернизационного проектирования).
А обобщая изложенное, следует сказать, что новое познание является не только одной из базовых посылок, но и необходимостью российской модернизации, центральным положением которой становится новое современное образование (см. «Модернизации российской посылки»).
* Специализированный термин, созданный в результате проработки вопроса развития образования, см. «Концепт нового и современного образования».
Продолжение: «Положения основания модернизационных теоретизаций».
См. «Диалектическая философия и науки»,
ВСЕОБЩАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ, «Исключительность познания СДФ»
[«Наук естественных новое познание», «Наук сверхчувственных новое познание»,
«Модернизация и образование», «Преимущества модернизационного теоретизирования», «Диалектической теории модернизации общественнонаучное основание», «Диалектическая программа модернизации»].
Добавление.
Некоторые факты, подтверждающие рассуждения: «Заметка о неактуальности общественных наук».
Облачная зона по этой теме временно закрыта до новых дискуссий.