О: о трансперсональном в диалектике.
- 23.11.11 г. -
Вопрос.
Ряд вопросов касался того, что в статье «Палиндром. Дата-палиндром» был употреблен термин «трансперсональное». Был прислан ряд вопросов, ответы на которые было решено объединить.
Ответ.
Трансперсональное активно изучается в Новейшей философии, так как по сути своей относится к одной из основных предметных сфер познания ее основания - диалектической философии, а не материалистичных наук.
Трансперсональное в диалектической психологии понимается, скорее, в смысле К.Уилбера*. Однако при изучении научных представлений не отрицается обычное рассмотрение трансперсонального как находящегося за пределами личностного, персонального. Иными словами, в диалектической психологии трансперсональное понимается в различии и комплексно.
Кроме того, активно обсуждаемые в трансперсональной психологии** вопросы религиозных, духовных, шаманских, медитативных, целительских и т.п. практик Новейшая философия оставляет ученым, а сама сосредотачивается на вопросах сознания, психики, экзистенции, познания, самопознания, самосовершенствования, интерсубъективности, социальной коммуникации, культуры и гуманизма, а также связанных с ними интегральных и сверхчувственных феноменов.
В целом тут сначала видится лишь методологическое отличие позиций диалектических исследований трансперсонального от научного представления. Однако они содержательны. Более того, что важно, как только появляется некоторое методологическое, то диалектика получает бесспорные преимущества над науками. Поэтому трансперсональное в результате понимается в диалектической психологии, на самом деле, не так, как в науках, и более широко, а это определяет ряд принципиальных положений и выводов, в т.ч. следующих.
Во-первых, само трансперсональное понимается в отношении ко всему трансреальному (здесь: нематериальному, но, конечно же, имеющему контакт с материальным), а методологически - как идеальное к реальности*** в философии Гегеля. Именно это дает инструментальные возможности изучения индивидуального трансперсонального самого и в отношении к другому, причем на основе диалектической методологии, продемонстрированной Гегелем (хотя метод в его трудах снят, о чем уже говорилось на сайте). Поэтому трансперсональное сначала уточняется как индивидуальное трансперсональное. Это, вроде бы, очевидное положение как раз и позволяет подключить хорошо отработанную гегелевскую методологию к исследованиям, а потом - получить конкретные результаты, невозможные на основе простых рассуждений и научных методов.
Во-вторых, понятие трансреального позволяет, в свою очередь, идентифицировать некое идеальное в отношении к нему, которое в простой конкретике полагается как трансидеальное, интуитивные попытки поиска которого оказались безуспешными в науках. А ведь именно трансидеальное имеет большое значение, особенно когда исследования трансперсонального начинают запутываться в понятиях его самого, духовного и религиозного, не только имеющих различные представления во времени и у разных народов, но и образующих различные комбинации (транснадстройки), зависящие от своего собственного определения и построения, т.е. предметом исследований становится то, что невозможно исследовать на основе инициирующего (или априорно вводимого на основе догадок ученых) трансперсонального и научных представлений. Это противоречие, и науки тут бессильны. А в диалектике понимается другое: а зачем путаться? - если можно идеализовать и изучать ту реальность, точнее - ее часть, которую нужно изучать, как делал Гегель, и как нужно делать.
При этом, в-третьих, на первый план выступает сам процесс изучения. Тут были определенные сложности даже у диалектики. Вопрос в том, что изучение некоторого идеального через субъективные методы нецелесообразно, так как нельзя исключить или хотя бы учесть в надлежащей мере влияние субъективного. При этом даже выхваченные откуда-то требуемые определения все равно будут относиться к персональному, причем с учетом различных его отношений с окружающей действительностью, т.е. интересующее трансперсональное и, тем более, его обобщения и взаимодействия при применении методов научных и даже диалектических исследований не будут однозначно идентифицированы. Поэтому пришлось обращаться к объективной логике Гегеля, но переложенной на конкретику исследований - на персональное. А возможности этого уже были исследованы в Новейшей философии, точнее - в логической психологии. Вот тут в очередной раз и понадобились два из ее направлений: психогносеологическое направление и психокогнитивное направление, или особое основание для методологии предметных исследований и аппарат по созданию соответствующих инструментов (кстати, вот и ответ на ряд вопросов о конкретном применении логической психологии). Иными словами, трансперсональное в диалектической психологии изучается не извне, методы чего так и не определены в науках - идут только одни общие разговоры, а изнутри, из персонального вовне - в трансперсональное. Иными словами, в диалектической психологии исследования трансперсонального начинаются с персонального, взятого непосредственно «здесь» и «сейчас», как и полагается в диалектике, согласно труду Гегеля «Феноменология духа». (Кстати, его трансреальные положения также активно используются в диалектической психологии при изучении трансперсонального.)
В-четвертых, различение трансперсонального с учетом диалектических логических возможностей позволяет
а) определять требуемые понятия, а не возводить гору исключающих друг друга определений, что присуще наукам,
б) фиксировать и познавать новые феномены, недоступные наукам (например, указанное выше трансидеальное),
в) проводить качественно новые исследования
и др.
В-пятых, трансперсональная психология в Новейшей философии понимается, прежде всего, как дополнительный инструмент познания, инструмент обеспечения познания (а вот как это осуществляется - это отдельная тема для обсуждений).
Так что идентификация и изучение трансперсонального в диалектической психологии значительно отличаются от того, что делается в науках.
Но этот тезис также касается и научного познания трансперсонального.
Так, например, понятно, что науки, укорененные в материализме, вряд ли вообще в принципе могут изучать нематериальное по своей сути трансперсональное, или наукам приходится подспудно отказываться от материализма, что, с другой стороны разрушает их, но является объективным процессом (и даже уже проглядывается в некоторых официальных мнениях: см. напр., «О: об учении о реальной жизни»)****. Кроме того, науки разобщены и не имеют цельного представления о мире, по сути, разваленного в совокупности наук (см. напр., «Непонимание модернизации в науках - 1»), поэтому, несмотря на многочисленные исследования тем трансперсонального и близких к ним, науки более похожи на всем известных слепых мудрецов, составивших мнение о слоне, ощупав разные части его тела. (Только диалектическая философия имеет цельную парадигму, следовательно, только она может иметь единое представление о предмете исследований.) Поэтому Новейшая философия чувствует значительное преимущество перед науками в изучении трансперсонального как непосредственно, так и, по сути, как объекта очень важных и насущных современных исследований.
При этом следует отметить, что если К.Уилбер для преодоления недостатков трансперсональной психологии и ее развития создал интегральный подход, на основе которого реконструировал интегральную психологию, то для Новейшей философии уже имелась система диалектической философии, поэтому было осуществлено другое развитие трансперсональной психологии, и была создана трансреальная психология (появление новых направлений не удивительно: оно соответствует многообразию взглядов на предмет трансперсональной психологии и связано с существенной ее критикой).
Остается добавить, что исследования трансперсонального, как и когнитивистика, новые логики и теория модернизации, являются одними из основных изысканий современной диалектической философии и Новейшей философии.
* Это не удивительно, так как сам К.Уилбер (К.Wilber) известен как критик ограниченности трансперсонального подхода и вообще научного познания по многим вопросам, а также как основатель более широкой парадигмы в психологии, но не освобожденной от субъективности и др.
** Согласно представлениям многих авторитетных западных исследователей, трансперсональная психология является одним из четырех направлений современной психологии (см., напр., Textbook of Transpersonal Psychiatry and Psychology / Eds. Scotton B.W., Chinen A.B. and Battista J.R. - N.Y. 1996).
*** Здесь: диалектический термин.
**** Трансперсональная психология в Новейшей философии понимается и как путь преодоления материалистической закостенелости наук.
См. «Диалектическая философия и науки», «Исключительность познания СДФ»
и «Объективный экзистенциализм».