Общие положения.
- 06.05.12 г. -

 А. После рассуждений о модернизации было понято, что она означает нечто большее, чем обычно представляется*, точнее - чем то, к чему ее хотели свести западные ученые. И вообще теперь, как оказалось, нужны актуальные сильные парадигмальные основы для того, чтобы обсуждать современные вопросы как социальные, так и естественнонаучные. И уже всем стало понятно, что обыкновенной логики совершенно недостаточно для того, чтобы осмыслять возникшие вопросы и создавать основы для развития наук и, тем более, для создания актуальных наук, способных решать современные проблемы. Для осмысления современных вопросов требуется трансформация образования и познания, и для этого, в частности, нужна модернизация логики. Также нужна философия, а ее нет.
    Но решать современные задачи надо, особенно те, которые касаются общественного развития. Вот и придется наукам обращаться к актуальным знаниям. Если к диалектике, то тогда наукам придется начинать с её азов. При этом придется понять то, что эти азы совсем не так просты, как их понимали раньше, точнее - то, что их понимали не верно, и что материализм, попадая всем своим существом под гегелевское определение единичного познания, никак не мог не то, чтобы хотя бы в целом снаружи охватить, но и даже приблизительно оценить качество диалектики и того познания, которое в некоторых странах именовалось «объективный идеализм».
    Как мы уже писали, совершенно не понятно, как ученые пытаются на основе современной логики, кишащей негативами и парадоксами, понять древние представления и знания, например, Древнего Египта и античной философии (в Новейшей философии для их штудирования используется одна из вновь созданных логик). Точно также не понятно, как можно на основе материалистических представлений мыслить качественно иное - то, что в ряде стран называли объективный идеализм. Точнее - думать-то о нем можно было и даже идеологически клеймить можно было, но толку от этого никакого: мыслить его на основе материализма не получается, так как они разные (см. «Идеализм»). А ведь именно этим занималось столько поколений ученых, мнящих себя занимающимися философией. Столько учебников было понаписано! Но, как показала история, всё это не имело толку: в науках были лишь лживые идеологические уверения. А диалектического материализма, особенно критиковавшего объективный идеализм, так уже и вовсе нет. В итоге дальше пересказов, да и то некорректных, к чему и свелась современная «философия», дело не идет.
    Но современность бросила обществу вызовы, которые надо осмыслять, а науки бессильны. Им даже понятие модернизации оказалась не по зубам. Однако многие требуемые смыслы уже были некогда поняты и изложены в некоторых древних учениях и философиях, в частности, в том самом объективном идеализме. Но уже не с руки многим степенным ученым обращаться к тому, что некогда ими же критиковалось в угоду идеологии. И др. …

А для диалектики осмысление современных вопросов в ряде случаев не представляет сложности, так как они уже были поняты в своей сути, старинной как сам мир, который как был, так и будет существовать по своей логике вне зависимости от мнений ученых и их учебников, по логике, которая была некогда осмыслена древними мыслителями и изложена в их знаниях, в т.ч. в том самом объективном идеализме.
    И очерчивая знания, которые обнаружились в современной диалектической философии при развитии гегелевской системы науки, можно было заметить проявление тех самых принципов, которые были обнаружены и описаны древними мыслителями и отражают знания. Правда, тут есть некоторая хитрость, указанная античными мыслителями, но куда-то исчезнувшая в Новое время при развитии логики, что привело к ее девальвации и разрушению (именно поэтому Гегель удостоил содержание уже современной ему логики презрения). Раскрыть эту хитрость можно, правда, только на базе того самого знания, которое называется «объективный идеализм», в свою очередь, на основе которого следует понимать само знание, но это уже отдельный вопрос.
    А мы говорим о том, что современная диалектика обратила свой взор на древние знания и на объективный идеализм, однако уже на новом витке развития познания, обобщая даже гегелевские знания о нем и получая актуальные знания, т.е. те, которые весьма практичны в наше время. Но о них речь если и пойдет, то много позже, а вот о соответствующем познании сказать следует. Да и современной диалектике требуется зафиксировать ряд соответствующих положений.
    Поэтому совсем не удивителен наш теперешний переход к изложению ряда вопросов, касающихся базовых знаний о мире, изложенных в древних философиях.
    Начнем мы со знания, по поводу которого достаточно часто возникают вопросы - с философии Платона. Правда, поскольку она представляет собою весьма хитрое знание, причем еще и как-то странно, если следовать Гегелю, понятое в науках, то мы начнем с выяснения ряда обстоятельств, которые постепенно будут излагаться в новом Разделе сайта «ДИАЛЕКТИКА ПЛАТОНА». И следует отдельно отметить то, что в этом названии термин «диалектика» играет всеми своими возможными (за исключением материалистических) оттенками и смыслами**, как бриллиант, сверкающий на солнце миллиардами звездочек, отражая жизнь и великолепие философии Платона.

 Б. Очень много приходит вопросов на сайт о философии Платона, в первую очередь, конечно же, о диалектике Платона. При этом большинство вопросов показывает, что философия Платона по понятным причинам понимается с позиций материализма, т.е. понимается плохо, что чувствуют сами обращающиеся к нам люди, особенно, молодежь. Люди обращаются, фактически, за диалектическими ответами на вопросы, а не материалистическими. Многие понимают эту колоссальную разницу даже на этапе формирования вопроса: хочется спросить по существу, а не получатся, так как устоявшиеся материалистические стереотипы не дают это сделать. Вопросы скользят по философии Платона, нисколечко не захватывая вожделеемые вопрошающими аспекты. Поэтому и пришла мысль дать первичное диалектическое рассмотрение некоторых позиций философии Платона***, а в случае заинтересованности в ней можно будет перейти к более полным формам анализа и изложения этого величайшего философского наследия, актуального и в наше время. И хотя Гегель и призывал стоять выше [философии] Платона, но то Гегель! А вот для решения ряда насущных современных вопросов философии Платона вполне достаточно. Это может быть удивительно для наук, однако в современной диалектической философии знания Платона активно используются. Но только вот теперь оказалось, что философию Платона следует не только развивать (что и делается в современной диалектической философии для себя и для своего познания), но и во многих случаях и для многих людей надобно ее еще и раскрыть, причем иногда и заново, так как она во времена засилья диамата и теперь, во времена компьютеризации образования и форматирования мышления, оказалась не только материалистически неверно оцененной, но и заброшенной. А людям хочется знаний. И еще людям хочется прекрасного. И как тут обойтись без философии Платона и без его первой диалектики?
    Но она трудна в познании, тем более, в материалистическом познании, поэтому об этом придется сказать в отдельной статье, которая и будет первой в новом Разделе.

В целом в современной диалектике существует ряд подходов к изучению такого сложного и многогранного учения, как философия Платона. Основные из них такие:
- понятийно-хронологический, раскрывающий развитие познания в диалогах Платона по мере их создания,
- гегелевский (критический),
- современный рефлексивный, базирующийся на диалектической основе (а не на слабых научных представлениях),  в т.ч. на развитии понятия «диалектика» на платоновском пути познания**** (см. «Философии Платона путь познания»).
    Первый подход акцентирует развитие той или иной мысли Платона, исправляя и дополняя известные критические доводы и рассуждения.
    Второй отличается использованием сложных диалектических категорий, в связи с чем многие положения философии Платона кажутся чуть ли не наивными, хотя именно за этим скрываются глубинные смыслы, понимание наличия которых и приводит многие поколения в восторг; однако на основе материалистических представлений догадки по поводу многих положений философии Платона не могут быть прояснены, поэтому и появляется даже больше вопросов, чем разъясненных положений.
    Третий подход, учитывающий знания первых двух, является наиболее полным, поэтому и самым сложным. Более того, он задействует ряд эзотерических положений*****, постоянно избегаемых науками, но довольно-таки полно разъясняющих некоторые рассуждения Платона, которые иначе кажутся «натянутыми» или попросту придуманными им, не имеющими смысловой подоплеки или мифическими.
    Однако вся сложность в том, что все эти подходы предполагают знание а) философии Платона и б) критических отзывов о ней, а также, главное, в) имеют диалектическую основу, ибо речь идет о великой философии, которую нельзя загнать в рамки материалистических представлений и оценок. Поэтому эти подходы используются лишь для собственных проработок современной диалектической философии тех или иных вопросов, ибо целесообразно во многих случаях обращаться к столь великому наследию, как философия Платона, о чем уже было сказано выше.
    А для ответа на вопросы и для публичного освещения требуемых современной диалектике положений рефлексивный подход к философии Платона следует упростить, благо на фоне известных рассуждений Гегеля понятно, что и как нужно упрощать.
    На первый раз (мы надеемся, что результаты современных диалектических исследований философии Платона заинтересуют людей, и разговоры на эту тему продолжатся) нам представляется целесообразным изложить некоторые отдельные положения философии Платона в коммуникационном стиле, причем, для еще большего упрощения и доходчивости, даже без предметных умозаключений (их можно будет сделать и обсудить потом) и в рамках одной из операционных форм изложения.
    При этом начинать придется с малого: сейчас будут рассмотрены наиболее важные положения, главное, в определенном порядке, который играет большую роль в обозначенном выше современном подходе. Иначе может получиться также, как и с оценками Гегеля, которые не получили должного внимания (хотя именно они, несмотря на свой малый объем, являются нововременным выражением сути основных положений философии Платона).
    В предлагаемые изложения войдут и хронологические, и критические, и рефлексивные определения, так что по ряду требуемых вопросов будут даны достаточные представления (пусть на первый раз и в небольшом объеме, но уже достаточном для развития собственных рассуждений, не подверженных диаматовским и иным искажениям).
    Часть  материалов будет рассмотрена в рамках тем Академии диалектики и диалектической философии.
    Подчеркнем, что порядок и темы изложения выбранных для теперешнего изложения положений философии Платона будут необычными для наук.
    Во-первых, как уже отмечалось, будут изложены далеко не все положения******, а лишь требующиеся современной диалектике, которых, с другой стороны, будет более чем достаточно для ответов на большинство вопросов и для переосмысления существующих ошибочных представлений о философии Платона. И чаяния задававших вопросов исполнятся: в частности, и о диалектике Платона будет сказано, и о его методе.
    Во-вторых, будет создана база для реального, а не материалистического изучения философии Платона; другое дело, что вопросы и пожелания, которые возникнут, могут внести коррективы в способы изложения и выбор освещаемых материалов.
    Таким образом, после обозначения трудности не только изучения, но и даже восприятия философии  Платона и, тем более, его диалектики мы перейдем не к стандартному набору излагаемых в учебниках тем, а к освещению некоторых краеугольных её положений, начиная со знаний и некоторого их хитрого момента.


Примечание: для обсуждения философии Платона кроме ответов на вопросы и дискуссий в существующих коннектах могут быть созданы дополнительные ресурсы: форумы, чаты и др. - всё зависит от инициативы и пожеланий пользователей. Предложения и пожелания можно высказать здесь: http://all-discussions.livejournal.com/33935.html - или направить на Е-мэйл сайта.


* См. «Тезисы диалектической теории модернизации».
** См. «Значения термина "диалектика"».
*** Другой причиной является необходимость освещения некоторых ее вопросов, нужных современной диалектике.
**** Все диалектики - первая (Платона), гегелевская и современная - имеют каждая свой путь познания. Это науками обычно упускается из виду.
***** Об особенности философии Платона, связанной с ними, упоминал Гегель.
****** Например, не будет изложения биографии Платона, основные моменты которой можно найти в книгах и в Интернете. И это мы предоставим читателям сделать самим.


См. «Диалектическая философия и науки»,
«Идеализм», «Новая логика» и «О знаниях»,
а также «Новационность наук и новая гносеология».