Новационность наук и новая гносеология.
- 09.10.11 г. -

1. М. Планк в своей «Научной автобиографии» определил, что «обычно новые научные истины побеждают не так, что их противников убеждают, и они признают свою неправоту, а большей частью так, что противники эти постепенно вымирают, а подрастающее поколение усваивает истину сразу» (см. http://ufn.ru/ufn58/ufn58_4/Russian/r584a.pdf , с. 631). И хорошо, если академики только просто высмеют новшество, как это было со многими, например, с великим Л.Пастером (см., напр., http://www.nsp-bio.ru/node/327).
    Но шутки - шутками, а из мысли Нобелевского лауреата можно получить много выводов.
    Например, во-первых, становится понятным, почему в наиболее развитых в научном смысле западных странах средний возраст ректоров, деканов и, особенно, заведующих кафедрами и лабораториями меньше лет на 10, чем в менее развитых странах, которые, кроме того, характеризуются еще и тем, что из них молодые специалисты уезжают. Получается, что в наиболее развитых в научном смысле западных странах новые научные истины не ждут лет 10 и даже больше, пока их противники, занимающие высокие должности в научных инстанциях, говоря словами Планка, вымрут или хотя бы просто отойдут от дел. Там научные истины быстро конвертируются в общественное научное знание, поэтому молодежи и уезжать никуда не надо (так что ларчик - про утечку молодых мозгов - просто открывается).
    Поэтому, во-вторых, в наиболее развитых в научном смысле западных странах новые научные истины очень быстро становятся основами конкретных инноваций. Именно в силу этого рынок, ждущий новых решений, всегда подпитан ими. Поэтому инновации реализуются (так что и этот ларчик - про реализацию модернизации - просто открывается).
    Но, с другой стороны, в-третьих, и рынок выдвигает свои требования, делает свои заказы, требует предоставления именно новых научных истин и технических решений на их основе, и они не залеживаются в наиболее развитых в научном смысле западных странах. Сравнительно молодые ученые, которые могут себя активно проявлять, хорошо понимают своих сверстников из бизнеса, не апеллируют к каким-то старым воззрениям на мир и экономику, а предлагают форвардные решения, порой экстравагантные, но если они актуальны и приносят прибыль, то они не обсуждаются на каких-то ученых советах, а просто внедряются. И социально-экономическое развитие происходит, а не декларируется.
    В-четвертых, ученые, или достаточно молодые ученые не зацикливаются на быстро устаревающих учебных программах, по которым в некоторых странах десятилетиями выпускают учебники, рекомендуемые для учебных процессов, не пишут вновь и вновь учебники, в которых излагаются опять и опять введения в науки и их общие положения. Молодые ученые творят новое, создают новые курсы и могут обучать им. Они не стеснены формальными рамками, отчетами, необходимостью следовать в старом фарватере. Они творят, они создают новое, они внедряют новое, они участвуют в инновациях, поэтому в наиболее развитых в научном смысле западных странах науки и техника продвигаются быстрыми темпами вперед. Материально-техническая база общества не деградирует, а совершенствуется.
    В-пятых, рождаются принципиально новые знания, которые не следуют из формально-отчетных научных дискурсов, а диктуются жизнью, экономикой. Но эти новые знания, особенно прикладные, могут развиваться, в основном, только теми, кто чувствует их место в жизни, кто видит их востребованность, т.е. теми, кто сам достаточно молод. И новым веяниям уже не поставить преграды классическими мнениями, требованиями включения в авторство, поборами или просто организационными препонами, образующимися в связи с пронизывающей те или иные общества коррупцией и с объективным устареванием системы образования и их представителей.
    Более того, в-шестых, новые веяния должны по-новому осмысливаться, т.е. теми, опять же, кто сам достаточно молод. Поэтому понятно, почему в наиболее развитых в научном смысле западных странах средний возраст ректоров, деканов и, особенно, заведующих кафедрами и лабораториями меньше лет на 10, чем в менее развитых странах.
    И др.
    Далее, кроме социально-научных выводов, можно делать и предметные выводы, которые не с меньшей серьезностью и силой исследуются в Новейшей философии, и о которых можно будет поговорить позже
    Например, для развития познания и наук необходимо превалирование живого пытливого, т.е. молодого мышления, еще лучше - постоянно обновляющегося мышления, которое не должно сдерживаться формами прежнего образования.
    И др.
    Но и предметные выводы имеют социальные аспекты, и обозначаемая система тезисов имеет многофункциональный характер, важный для жизни и развития общества (поэтому они входят в систему модернизационного проектирования, разработанную в Новейшей философии).
    Например, понятно, что становление нового мышления и указанных Планком новых научных истин не должно тормозиться, особенно, в критичные для конкретной страны моменты ее научно-технического и социально-экономического развития, ибо модернизация базируется, как известно, на инновациях, на новых знаниях и открытиях.
    Таким образом, слова Нобелевского лауреата весьма важны не только для наук, даже не столько для наук, сколько для общества, для его прогресса.
    Познание и его носители оказываются не на обочине общественных дискурсов, а суть необходимые винтики социально-экономического механизма.
    Но одного М.Планк не указал: существование старого, которое упорно держится за свое место, особенно, за хорошие кормушки, что сильно вредит развитию наук и общества, всегда подпирают перемены.
    При этом, как некогда определил Гегель, тщетно желание удержать формы прежнего образования, когда перестроилась субстанциальная форма духа, они представляют собой увядшие листья, спадающие благодаря напору образовавшихся у их основания новых почек. Иными словами, новое познание, его теория и образование всегда приходят на место прежних. Это особенно актуально, если в обществе произошли коренные перемены, которые требуют обновления и осмысления общественного мировоззрения.
    А вот будет ли новое познание сдерживаться, например, теми, кто постепенно, по Планку, вымирает, будут ли где-то к новому познанию вообще обращаться, будет ли та или иная страна вообще развиваться - ответы на эти и другие вопросы, особенно в русле осмысления перспектив национального развития, это уже дело каждого в отдельности и общества в целом.

2. Ну, а для современной диалектической философии, исходя из слов М.Планка, важно, в частности, то, что использовать новое познание необходимо, и это зависит от новых форм мышления.
    Поэтому, в частности, уже отмечалось, что новая гносеология - это актуальное мышление, которое значительно отличается не только от весьма распространенного советского мышления, обработанного советским диалектическим материализмом, но и от продвинутого рыночного мышления, которое зачастую истончается в погоне за сиюминутными коммерческими результатами. Однако актуальное мышление невозможно без его фиксации, без создания соответствующих современных логик. Поэтому и указывалось, что новая гносеология - это новые логики,  в которых осмыслена ущербность обыкновенной логики, которая Гегелем просто была удостоена презрения. Именно их нелинейные и новые содержательные структуры позволяют создать основы нового мышления, о котором много говорят чиновники и ученые, но которое реализовать на основе устаревшей логики НЕВОЗМОЖНО.
    Именно поэтому, в частности, в статье «Выводы о развитии логики и когнитивных исследований» было указано, что в числе мировых лидеров в XXI в. может быть страна, в которой логика и когнитивные исследования развиваются нарастающими темпами.
    Также указывалось, что одним из значимых достижений современной диалектической философии считается то, что удалось по-новому осмыслить многие зарубежные исследования, в основном, западные онтологические, логические, аналитико-философские, психоаналитические и когнитивные исследования. И в Новейшей философии в настоящее время логике, психологии и когнитивным исследованиям уделяется колоссальное внимание, так как их результаты важны для познания и для практики и всегда окупаются сторицей, несмотря на любые затраты на них.
    Итак, реконструируется новая гносеология, которая является теоретическим обоснованием и действенным инструментом для осмысления морально устаревших научных и иных парадигм и их замены на актуальные, а также для создания условий для формирования новых познавательных и научных истин, но не только их самих по себе или для себя, и даже не для сейчасных инноваций, а для решения насущных общественных задач и для того, чтобы подрастающее поколение не удерживалось бы в формах прежнего образования, а развивалось бы.

                                                               * * *

И не удивительно, что молодежь с каждым годом все больше и больше интересуется диалектическим познанием, которое открывает просторы для изучения актуальных истин и, в частности, создает перспективы для реконструкции личной жизни.
    Но качественные изменения произойдут, если сегодняшняя молодежь, сама обучившись диалектике, начнет прививать диалектическое мышление своим детям, и вот уже они будут реально познавать мир, а не останавливаться на научных истинах.


Развитие материалов при осмыслении модернизации
:  «Непонимание модернизации в науках - 1».


Дополнение
.
Критическое мнение о состоянии российских наук и образовании высказал Министр образования и науки РФ  Д.В.Ливанов во время Санкт-Петербургского международного экономического форума 2012 г.: см. «Т: мнение Д.В.Ливанова об образовании...». 


См.  «Диалектическая философия», «НФ - основа новой системы познания и образования»,
«Первое последствие искажения гегелевской логики, или об одном из путей к решению насущных проблем России»,
«Обсуждения проблемы реформирования существующего образования»,
«Необходимость создания новой системы познания и образования»,
«Негативы наук, или Новейшая философия - основа формирования новой системы познания и образования»,
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
,
ТЕОРИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ.

 

Корреспондирующие статьи:

- Негативы наук, или ...
- Проблемы современной философии
- Логические тупики обычного познания
- Проблемы искусственного интеллекта
- Непонимание модернизации в науках - 1
- Непонимание модернизации в науках - 2
- Непонимание модернизации в науках - 3
- Критика интегрального подхода К.Уилбера;