Общие положения.
-
06.05.12 г. -
А. После рассуждений о модернизации было понято, что она означает нечто большее, чем обычно представляется*, точнее - чем то, к чему ее хотели
свести западные ученые. И вообще теперь, как оказалось, нужны актуальные
сильные парадигмальные основы для того, чтобы обсуждать современные вопросы как социальные, так и естественнонаучные. И уже всем стало понятно, что обыкновенной логики совершенно
недостаточно для того, чтобы осмыслять возникшие вопросы и создавать основы для
развития наук
и, тем более, для создания актуальных наук, способных решать современные
проблемы. Для осмысления современных вопросов требуется трансформация
образования и познания, и для этого, в частности, нужна модернизация
логики.
Также нужна философия, а
ее нет.
Но
решать современные задачи надо, особенно те, которые касаются общественного
развития. Вот и придется наукам обращаться к актуальным
знаниям. Если к диалектике, то тогда наукам придется начинать с её азов. При этом придется понять то, что эти азы совсем не так просты, как их
понимали раньше, точнее - то, что их
понимали не верно, и что материализм, попадая всем своим
существом под гегелевское определение единичного познания, никак не мог не то,
чтобы хотя бы в целом снаружи охватить, но и даже приблизительно оценить
качество диалектики и того познания, которое
в некоторых странах именовалось «объективный идеализм».
Как мы уже писали, совершенно не понятно,
как ученые пытаются на основе современной логики, кишащей
негативами
и парадоксами,
понять древние представления и знания, например, Древнего Египта и античной
философии (в Новейшей философии для их штудирования
используется одна из вновь созданных логик). Точно также не
понятно, как можно на основе материалистических представлений мыслить качественно
иное - то, что в ряде стран называли объективный идеализм. Точнее - думать-то о
нем можно было и даже идеологически клеймить можно было, но толку от этого
никакого: мыслить его на основе материализма не получается, так как они разные (см. «Идеализм»). А ведь именно
этим занималось столько поколений ученых,
мнящих себя занимающимися философией. Столько учебников было понаписано! Но,
как показала история, всё это не имело толку: в науках были лишь лживые
идеологические уверения. А диалектического
материализма,
особенно критиковавшего объективный идеализм, так уже
и вовсе нет. В итоге дальше пересказов, да и то некорректных, к чему и свелась
современная «философия», дело не идет.
Но современность бросила обществу вызовы, которые надо осмыслять, а науки
бессильны. Им даже понятие модернизации
оказалась не по зубам.
Однако многие требуемые смыслы уже были некогда поняты и изложены в некоторых
древних учениях и философиях, в частности, в том самом объективном
идеализме. Но уже не с руки многим степенным ученым обращаться к тому, что
некогда ими же
критиковалось в угоду идеологии. И др. …
А
для диалектики осмысление современных вопросов в ряде случаев не представляет
сложности, так как они уже были поняты в своей сути, старинной как сам мир,
который как был, так и будет существовать по своей логике вне зависимости от мнений ученых и их учебников, по логике, которая была некогда осмыслена древними мыслителями
и изложена в их знаниях, в т.ч. в том самом объективном идеализме.
И очерчивая знания, которые обнаружились в современной диалектической
философии при
развитии гегелевской системы
науки,
можно было заметить проявление тех самых принципов, которые
были обнаружены и описаны древними мыслителями и отражают знания. Правда,
тут есть некоторая хитрость, указанная античными мыслителями, но куда-то
исчезнувшая в Новое время при развитии логики, что привело к ее девальвации и
разрушению (именно поэтому Гегель удостоил содержание уже современной ему
логики презрения). Раскрыть эту хитрость можно, правда, только на базе того самого знания,
которое называется «объективный идеализм», в свою очередь, на основе которого
следует понимать само знание, но это уже отдельный вопрос.
А мы говорим о том,
что современная диалектика обратила свой взор на древние знания и на
объективный идеализм, однако уже на новом витке развития познания, обобщая даже
гегелевские знания о нем и получая актуальные знания, т.е. те, которые весьма
практичны в наше время. Но о них речь если и пойдет, то много позже, а вот о
соответствующем познании сказать следует. Да и современной диалектике требуется
зафиксировать ряд соответствующих положений.
Поэтому совсем не удивителен наш теперешний
переход к изложению ряда вопросов, касающихся базовых знаний о мире, изложенных
в древних философиях.
Начнем мы со знания, по поводу которого достаточно часто
возникают вопросы - с философии Платона.
Правда, поскольку она представляет собою весьма хитрое знание, причем еще и как-то
странно, если следовать Гегелю, понятое в науках, то мы начнем с выяснения ряда
обстоятельств, которые постепенно будут излагаться в новом Разделе сайта «ДИАЛЕКТИКА
ПЛАТОНА». И следует отдельно
отметить то, что в этом названии термин «диалектика» играет всеми своими
возможными (за исключением материалистических) оттенками и смыслами**, как
бриллиант, сверкающий на солнце миллиардами звездочек, отражая жизнь и
великолепие философии Платона.
Б. Очень много приходит вопросов на сайт о философии Платона, в первую очередь, конечно же, о
диалектике Платона. При
этом большинство вопросов показывает, что
философия Платона по понятным причинам понимается с позиций материализма, т.е.
понимается плохо, что чувствуют сами обращающиеся к нам люди, особенно,
молодежь. Люди обращаются, фактически, за диалектическими ответами на
вопросы, а не материалистическими. Многие понимают эту колоссальную разницу
даже на этапе формирования вопроса: хочется спросить по существу, а не
получатся, так как устоявшиеся материалистические стереотипы не дают это
сделать. Вопросы скользят
по философии Платона, нисколечко не захватывая вожделеемые вопрошающими аспекты. Поэтому и пришла мысль дать первичное
диалектическое рассмотрение некоторых позиций философии Платона***, а в случае
заинтересованности в ней можно будет перейти к более полным формам анализа и
изложения этого величайшего философского наследия, актуального и в наше время.
И хотя Гегель и призывал стоять выше [философии] Платона, но то Гегель! А вот для
решения ряда насущных современных вопросов философии Платона вполне достаточно.
Это может быть удивительно для наук, однако в
современной диалектической философии знания Платона активно используются.
Но только вот теперь оказалось, что философию Платона следует не только
развивать (что и делается в современной диалектической философии для себя и для
своего познания), но и во многих случаях и для многих людей надобно ее еще и раскрыть,
причем иногда и заново, так как она во времена засилья диамата и теперь, во
времена компьютеризации образования и форматирования мышления, оказалась не
только материалистически неверно оцененной, но и заброшенной. А людям хочется знаний.
И еще людям хочется прекрасного. И как тут обойтись без философии Платона и без
его первой
диалектики?
Но она трудна в
познании, тем более, в материалистическом познании, поэтому об этом придется сказать в отдельной статье, которая и будет
первой в новом Разделе.
В целом в современной диалектике существует
ряд подходов к изучению такого сложного и многогранного учения, как философия
Платона. Основные из них такие:
-
понятийно-хронологический, раскрывающий развитие познания в диалогах Платона
по мере их создания,
-
гегелевский (критический),
-
современный рефлексивный, базирующийся на диалектической основе (а не на слабых
научных представлениях), в т.ч. на
развитии понятия «диалектика» на платоновском пути познания**** (см. «Философии
Платона путь познания»).
Первый подход акцентирует развитие той или
иной мысли Платона, исправляя и дополняя известные критические доводы и
рассуждения.
Второй отличается использованием сложных
диалектических категорий, в связи с чем многие положения философии Платона
кажутся чуть ли не наивными, хотя именно за этим скрываются глубинные смыслы,
понимание наличия которых и приводит многие поколения в восторг; однако на
основе материалистических представлений догадки по поводу многих положений
философии Платона не могут быть прояснены, поэтому и появляется даже больше
вопросов, чем разъясненных положений.
Третий подход, учитывающий знания первых
двух, является наиболее полным, поэтому и самым сложным. Более того, он
задействует ряд эзотерических положений*****,
постоянно избегаемых науками, но довольно-таки полно разъясняющих некоторые
рассуждения Платона, которые иначе кажутся «натянутыми» или попросту придуманными
им, не имеющими смысловой подоплеки или мифическими.
Однако вся сложность в том, что все эти
подходы предполагают знание а) философии Платона и б) критических отзывов о
ней, а также, главное, в) имеют диалектическую
основу, ибо речь идет о великой философии, которую нельзя загнать в рамки
материалистических представлений и оценок. Поэтому эти подходы используются
лишь для собственных проработок современной диалектической философии тех или
иных вопросов, ибо целесообразно во многих случаях обращаться к столь великому
наследию, как философия Платона, о чем уже было сказано выше.
А для ответа на вопросы и для публичного освещения
требуемых современной диалектике положений рефлексивный подход к философии
Платона следует упростить, благо на фоне известных рассуждений Гегеля понятно,
что и как нужно упрощать.
На первый раз (мы надеемся, что результаты
современных диалектических исследований философии Платона заинтересуют людей, и
разговоры на эту тему продолжатся) нам представляется целесообразным изложить
некоторые отдельные положения философии Платона в коммуникационном стиле, причем, для еще
большего упрощения и доходчивости, даже без предметных умозаключений (их можно
будет сделать
и обсудить потом) и в рамках одной из
операционных форм изложения.
При этом начинать придется с малого: сейчас
будут рассмотрены наиболее важные положения, главное, в определенном порядке, который
играет большую роль в обозначенном выше современном подходе. Иначе может получиться также, как и с оценками Гегеля,
которые не получили должного внимания (хотя именно они, несмотря на свой малый
объем, являются нововременным выражением сути основных положений философии
Платона).
В предлагаемые
изложения войдут и хронологические, и критические, и рефлексивные определения,
так что по ряду требуемых вопросов будут даны достаточные представления (пусть на
первый раз и в небольшом объеме, но уже достаточном для развития собственных
рассуждений, не подверженных диаматовским и иным искажениям).
Часть
материалов будет рассмотрена в рамках тем
Академии
диалектики и диалектической философии.
Подчеркнем, что
порядок и темы изложения выбранных для теперешнего изложения положений
философии Платона будут необычными для наук.
Во-первых, как уже отмечалось, будут
изложены далеко не все положения******, а
лишь требующиеся современной диалектике, которых, с другой стороны, будет более чем достаточно для ответов на
большинство вопросов и для переосмысления существующих ошибочных представлений о
философии Платона. И чаяния задававших вопросов исполнятся: в
частности, и о диалектике Платона будет сказано, и о его методе.
Во-вторых, будет создана база для реального, а не материалистического изучения
философии Платона; другое дело, что вопросы и пожелания, которые возникнут,
могут внести коррективы в способы изложения и выбор освещаемых материалов.
Таким образом, после обозначения трудности
не только изучения, но и даже восприятия философии Платона и, тем более, его диалектики мы
перейдем не к стандартному набору излагаемых в учебниках тем, а к освещению
некоторых краеугольных её положений, начиная со знаний и некоторого их хитрого
момента.
Примечание:
для обсуждения философии Платона кроме ответов на вопросы и дискуссий в
существующих коннектах могут быть созданы дополнительные ресурсы: форумы, чаты и
др. - всё зависит от инициативы и пожеланий пользователей. Предложения и
пожелания можно высказать здесь: http://all-discussions.livejournal.com/33935.html - или направить на
Е-мэйл сайта.
*
См. «Тезисы диалектической теории
модернизации».
**
См. «Значения термина
"диалектика"».
***
Другой причиной является необходимость освещения некоторых ее вопросов, нужных
современной диалектике.
****
Все диалектики - первая (Платона), гегелевская и современная - имеют каждая
свой путь познания. Это науками обычно упускается из виду.
***** Об особенности философии Платона, связанной с ними,
упоминал Гегель.
****** Например, не будет изложения биографии Платона, основные
моменты которой можно найти в книгах и в Интернете. И это мы предоставим
читателям сделать самим.
См.
«Диалектическая философия и науки»,
«Идеализм», «Новая логика» и «О знаниях»,
а
также «Новационность наук и новая
гносеология».