Причины актуализации диалектической психологии.
- 19.05.10 г. -
>> Психология в Новейшей философии изучается снова и снова: диалектическая психология (Новейшей философии).
Развитие диалектического познания обуславливает реконструкцию на его текущем этапе (уровне) новых знаний, развивающих успехи, достигнутые на пройденных ранее участках пути диалектического познания. В частности, в системе науки должно было получить свое развитие и учение о субъективном духе, причем не только в смысле поступательного хода диалектического познания в целом, о чем будет отдельный разговор, но и в конкретном смысле - относительно человека. Предметному плану этого вопроса посвящено учение диалектической философии - диалектическое учение о человеке. В свою очередь, в нем познание также должно быть структурировано установленным образом, в т.ч. иметь не только формальную часть, но и конкретные части, причем одна из них должна опосредствовать пред-положенное (окружающий мир) на основе мышления, что, с другой стороны, соответствует позиционированию Второй Энциклопедии философских наук, реконструированной в соответствии с развитием гегелевской Энциклопедии.
Таким образом, формально и содержательно определяется предмет воссоздаваемой на втором этапе развития диалектической философии диалектической науки, относимый к опосредствованию внешнего мира человеком, что в полагаемой субъективной отрицательности предопределяет изучение, кроме всего прочего, ментальных и иных сторон деятельности человека.
Так в системе диалектического познания последовательно полагается новый предмет исследований.
Иными словами, в смысле диалектики обсужденное предметное положение, идентифицируемое как современное развитие психологии в Новейшей философии - т.е. актуализация диалектической психологии - обусловлено современным кругом воплощения идеи и соответствует второму этапу развития диалектической философии - современной диалектической философии. Это включает понимание того, что диалектическая психология должна быть частью системы науки, точнее - системы наук диалектической философии - наукой, логично и объективно актуализируемой на основе достигнутых диалектических знаний, а не являющейся субъективным результатом чьих-то разнообразных наблюдений и соображений, как это зачастую бывает в обычных науках.
Такова эволюционно - диалектическая обусловленность диалектической психологии (однако, следует понимать, что обозначенные выше рассуждения при учете, точнее - при акцентировании, других диалектических положений, определяемых структуризацией системы науки, дают основание для создания других диалектических наук, многие их которых уже созданы и успешно функционируют в Новейшей философии).
Диалектическая психология - закономерно создаваемая наука, а не результат наблюдений и чаяний интеллектуалов. Она реконструируется в силу поступательного развития диалектического познания и занимает свое место во всеобщем познании, вытесняя отдельные разрозненные представления, не имеющие укоренения в особенностях содержания реального мира, а созданные чьими-то рефлексиями в отношении других людей и мира.
С другой стороны, создание диалектической психологии формально было обусловлено и тем, что в современной диалектической философии вопросам изучения человека, в частности, его жизнедеятельности и психики, как уже положенными моментами познания, уделяется большое значение.
При этом при формировании диалектического учения о человеке необходимо было осмыслить ряд положений и дать корректные определения им, в первую очередь, психике, как и полагается, во внешней рефлексии, а не на основе чьих-то субъективных представлений, что и обусловливало создание новых предметных исследований.
Кроме того, важным было и то, что надо было решать следующие задачи:
1) интенсификация исследований Второй Энциклопедии диалектических наук, особенно, в свете выявленных особенностей системы науки;
2) кардинальное повышение эффективности и новационности диалектических исследований, по меньшей мере, в следующих областях:
- диалектическое учение о человеке,
- система логик диалектической философии (когда традиционная логика была расширена до мыслительной логики),
- ряд направлений диалектической гносеологии,
- методология диалектического познания,
а также в ряде других областей познания Новейшей философии.
Для развития диалектического познания в сфере психологии также существенными являются следующие имеющиеся факты:
1) уже имеется психология, развитая в рамках традиционного познания,
2) она имеет большое значение для ряда наук, а комплексные, системные подходы являются одним из признаков современных диалектических исследований,
3) с учетом ее знаний могут проводиться новые исследования и создаваться новые науки, что доказано практикой (например, психолингвистика, нейропсихология, генетическая психофизиология).
Оказались существенными знания психологии, например, о психических расстройствах, при анализе ряда принципиально важных для диалектического познания вопросов.
Психология оказывается важной для ряда современных диалектических исследований. Это значит, что именно психология в ряде случаев дает конкретные представления, причем как начальные для проведения тех или иных исследований, так и смысловые для ряда теоретизирований. (Важность психологии для современных диалектических исследований можно продемонстрировать на конкретном примере обсуждения смысла весьма запутанной и мистифицированной темы «диалектическое мышление» в программе Гордона.)
С другой стороны, необходимо было переосмыслить известные прикладные положения и задачи, определенный объем которых был исследован именно в психологии. Например, существенны знания психологии и лингвистики о природе, структурах и субъектных аспектах речи и языка, необходимые, в первую очередь, для исследований логических построений, их реализаций и искажений и коммуникационных актов. (Еще в феноменальной теории противоречия и противоположности были сделаны выводы об особенностях и способах формирования логических порядков, и были заложены основы для нового - обсуждаемого - обращения к психологии.)
Кроме того, как уже указывалось, именно при анализе ряда проблем психологии было выявлено новое, например, аспекты целевых и практических аспектов формирования логических определений и построений, что и определило первые положения диалектических исследований в области психологии.
И т.д.
В целом, психология для современного диалектического познания оказалась существенной как в предметном, так и в системно-методологическом плане.
Однако необходимо учитывать то, что психология обладает существенными парадигмальными и другими изъянами, в т.ч. парадигмальная нецелостность - наличие многих парадигм, которые еще в ХХ в. породили утверждения о кризисе психологии, имплицитное использование логических противоречий в малом и парадоксов материальной импликации, отсутствие понимания сознания, памяти и других важнейших феноменов (категорий) и др. (см. п. «Несовершенство психологии».)
Более того, в связи с развитием познания логической психологии (Новейшей философии) был установлен ряд проблем психологии, не позволяющих в ряде случаев непосредственно использовать ее знания для исследований в Новейшей философии.
Необходимо было преодолеть проблемы психологии, в т.ч. ее парадигмальную нецелостность, в первую очередь, в целях развития познания Новейшей философии.
Таким образом, наличие и неизбежность корректировки и развития традиционного познания также стало фактором создания диалектической психологии.
При принятии во внимании психологии необходимо было
во-первых, исключить ее известные недостатки,
во-вторых, реконструировать цельную единую концепцию познания,
в-третьих, реализовать диалектические положения, обозначенные Гегелем, в т.ч. об изучении мышления, о психологическом в логике и др.
Естественно, что исследования в области психологии пришлось дополнить диалектическими представлениями и инструментами исследований, но что, собственно, следовало и само по себе при обращении диалектической философии к сфере психологии.
Во-первых, для исследований в области психологии были созданы основы для проведения как теоретических рационалистических, так и спекулятивных изысканий, что является предельно важным моментом как для развития в целом познания в области психологии, так и для методологии формирования в ней аналитических рассуждений по отдельным вопросам.
Во-вторых, актуальным оказалось использование диалектических представлений о ряде феноменов, например, таких как сознание и мышление; именно это позволяет однозначно идентифицировать объект и предметы исследований, в т.ч. обосновывать направления и программы исследований, а не утверждать их в силу чьих-то личных представлений, да еще вне единой исследовательской линии, как это обычно делается.
Более того, при определении сознания решается проблема дуализма, которая критична для психологии, не обладающей существенным теоретическим аппаратом, и это позволяет по-новому осмысливать как старые дилеммы (например, психофизиологическую проблему), так и новые вопросы.
В-третьих, существенным обстоятельством оказалась диалектическая позиция, которая отрицает появление человека от человекоподобных существ, обезьян и т.п., что делает относительными многие выводы наук, в т.ч. опытов, проводимых на животных.
В-четвертых, исследования в области психологии были расширены на сверхчувственные феномены, что было связано не только с введением понятий сознания и мышления из объема диалектической философии, но и с осмыслением ряда ранее не учитываемых в психологии феноменов и несвойственных ей категории (например, духа человека), что значительно расширяет познание и практику психологических исследований, а также существенно отличает диалектическую психологию от психологии.
При этом исключается один из системных парадоксов психологии, в которой делаются бессмысленные по своей сути попытки изучить сверхчувственные феномены на основе материалистических представлений и физичных опытов. Более того, теперь оказывается возможным изучение принципиально недоступных наукам феноменов и перспективных положений, например, концепта Человека диалектического.
В-пятых, для полномасштабного и корректного проведения исследований была создана основа для использования инструментов диалектической философии, что позволяет не только исключить имплицитные парадоксы теоретических построений и выводов, но и создать базу для аналитических построений, т.е. для теоретической психологии.
Обозначенные положения образовали определенный пласт предметных исследований в Новейшей философии, которые позволили не только избежать известных ошибок, но и включить полученные в психологии данные в диалектические исследования.
Кроме диалектической положенности и необходимости преодоления парадигмальных и других изъянов и негативов психологии существенны были и иные причины создания диалектической психологии.
Отдельной важной причиной актуализации и развития диалектической психологии была необходимость решения новых прикладных задач, которые были обусловлены как новыми реальными условиями, так и развитием диалектического познания. В частности, были созданы новые направления исследований, например, психология наук (в т.ч. изучающая коррупцию в науках и в образовании) и экономическая психология (в т.ч. изучающая новые посткризисные факторы и формы ведения бизнеса).
Но все же в диалектической психологии вторыми по важности, после системно диалектически полагаемых задач, стали задачи изучения психологии иных учений, систем познания и логик, в первую очередь, восточных учений и западной теоретической логики.
Важнейшей посылкой создания диалектической психологии стала совокупность задач по осмыслению зарубежных исследований, в первую очередь, западных логико-модальных, аналитико-философских, психоаналитических и когнитивных исследований, потому что именно они имеют колоссальное значение не только для наук, но и для общественной жизни. Расширение объемов когнитивных исследований, системы логик диалектической философии и диалектической психологии обеспечивает для диалектического познания интенсивное развитие его ряда направлений, аналогичных тем, котороые активно развиваются в США и в ряде стран западной Европы.
Таким образом, причины создания психологии Новейшей философии можно разделить на группы, обусловленные следующими факторами:
- современный круг воплощения идеи,
- развитие современного диалектического познания,
- формирование специализированных диалектических предметных исследований, обусловливаемых развитием познания на основе системы науки на современном этапе развития диалектической философии,
- задачи развития диалектического учения о человеке,
- необходимость централизованного изучения психики и других факторов и особенностей жизнедеятельности человека,
- накопленные знания о психике и связанных с нею вопросов - психология, и роль психологии в развитии других наук и познания в целом,
- необходимость преодоления парадигмальных и других изъянов и негативов психологии, преодоление специфических трудностей познания в области психологии и вообще научных знаний о человеке,
- необходимость решения ряда целевым образом определенных и прикладных задач Новейшей философии, в т.ч. изучение психологии иных учений.
Обозначенные и другие положения потребовали как диалектического переосмысления психологии, так и формирования новых соответствующих предметных знаний.
Итак, на основе диалектических положений и доказанного экспериментально и всего лучшего в психологии и в соответствии с диалектическими знаниями о человеке и мышлении была реконструирована новая область исследований и знаний - диалектическая психология - в результате чего были обозначены новые парадигмы (лучше сказать - основания исследований) и направления исследований. (При этом обозначенные и иные причины актуализации диалектической психологии обусловили многие особенности диалектической психологии.)
Продолжение: «Диалектическая психология».
[«Диалектической психологии особенности», «Диалектической психологии структура].